Презентация к мастер-классу Тренинг как эффективная форма организации воспитательной работы в ученическом коллективе


мастер-классТренинговое занятие как эффективная форма подготовки волонтёров-инструкторов равного обучения и внедрения подхода РОР в воспитательную систему школы Отдел образования, спорта и туризма Вороновского райисполкомаГУО «Дотишская средняя школа» Педагог-консультант равного обученияРуселевич Елена Романовна Дотишки, 2016 инновационный проект ГУО «Дотишская средняя школа»«Внедрение модели воспитательной работы по формированию самоохранительного поведения учащихся через организацию волонтерской деятельности в рамках подхода «Равный обучает равного»сроки реализации: 2014 -2016 гг. Результаты реализации инновационного проекта: отряд волонтёров-инструкторов «Рука в руке»; инновационная модель организации шестого школьного дня в учреждении общего среднего образования «Субботний РОР-формат». журнал «Минская школа сегодня» №9, 2015г. тренинг «Риск и рискованное поведение»;журнал «Здаровы лад жыцця» №3, 2016г. тренинг «Курить или не курить»;журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя» №8, 2016г. тренинг «Ловцы человеческих душ: как избежать попадания в секту?»;журнал «Народная Асвета» №8, 2016г. форум-театр «Опасность употребления спайсов. Миф или реальность?» Публикации в научно-методических журналах Мини-лекция «Основные понятия мастер-класса» Равное обучение – процесс, при котором подготовленные и мотивированные учащиеся (волонтеры-инструкторы) помогают своим сверстникам со сходными образовательным уровнем, социальным статусом, интересами и потребностями приобретать новые знания, умения и навыки в актуальной для них области. «Равный обучает равного» (РОР) – подход равного обучения, который обеспечивает передачу обучающимся достоверной социально значимой информации через доверительное общение с волонтером-инструктором, происходящее, как правило, в процессе активных и интерактивных обучающих мероприятий (тренингов, акций, дискуссий, консультаций, бесед и т.д.) и направленное на формирование социальных установок к здоровому образу жизни, отказу от рискованного социального поведения, сохранению репродуктивного здоровья, закрепление ориентаций на безопасное и ответственное поведение. Волонтёры-инструкторы – волонтеры из числа учащихся, которые прошли специальную теоретическую и методическую подготовку, закрепили ее в проведении ряда мероприятий под контролем педагога-консультанта, представителей общественных организаций, реализующих подход РОР, и в настоящее время самостоятельно организуют и проводят активные и интерактивные обучающие мероприятия в рамках данного подхода. Педагог-консультант - педагог, освоивший специальную образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, постоянно совершенствующийся в теории и методике равного обучения, который осуществляет организационную поддержку и консультирование волонтеров-инструкторов равного обучения в учреждениях образования, поддерживает связь с общественными организациями, реализующими подход РОР. это особый метод получения знаний, который отличается от других методов тем, что все его участники активно учатся на собственном опыте настоящего момента; это интерактивный процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта. ОБЩЕНИЕ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ. Участники тренинга вовлекаются в дискуссию, у них есть возможность отстаивать собственную точку зрения, учатся правильно задавать вопросы и, в конечном итоге, применять полученные знания на практике. РАБОТА В ТРЕНИНГОВОМ КРУГУ. Тренинг проводится в просторном помещении, в котором достаточно свободного пространства для выполнения упражнений. Учебные столы участниками на тренинге практически не используются, поэтому вполне достаточно поставленных в крут стульев. Участники тренинга рассаживаются по кругу. Это способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет видеть всех присутствующих, свободно общаться и доверять друг другу.ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ И ВРЕМЕНИ. Тренинг не относится к массовым формам профилактических мероприятий. Если ставится задача получить на выходе конкретные изменения в целевой группе, проведение тренинга считается допустимым в группе от 10 до 15 человек. Продолжительность тренинга - не менее одного/полутора часа, иначе нет смысла в его проведении.ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ. Правила работы группы принимаются в самом начале тренинга и являются актуальными на протяжении всей встречи. Они помогают создать определенную рабочую атмосферу и исключают ненормативное поведение участников во время тренинга.ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Тренинг - это деятельностная форма обучения. Она предполагает постоянное нахождение участников в действии. Поэтому тренинг включает в себя интерактивные упражнения, ролевые игры, командную/групповую работу, практические задания и «мозговые штурмы». Даже информационный блок предполагает включение участников в активный самостоятельный поиск ответов на вопросы. Мини-лекция «Основные характеристики тренинга» СТРУКТУРА ТРЕНИНГА ТРИ больших ЭТАПА: ВСТУПИТЕЛЬНЫЙII. ОСНОВНОЙIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СТРУКТУРА ТРЕНИНГА ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПорганизация ЗНАКОМСТВА участниковсоздание БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ в группепринятие ПРАВИЛ работыозвучивание ТЕМЫ/ЦЕЛИ встречивыявление ОЖИДАНИЙ участниковII. ОСНОВНОЙ ЭТАПАКТУАЛИЗАЦИЯ темы/проблемы ОЦЕНКА уровня ИНФОРМИРОВАННОСТИИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКприобретение ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ и НАВЫКОВIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ уровня ИНФОРМИРОВАННОСТИанализ ОЖИДАНИЙРЕФЛЕКСИЯ АЛГОРИТМ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ какие ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ должны сформировать у участников?какие УМЕНИЯ и НАВЫКИ будем развивать? как хотим изменить ОТНОШЕНИЕ к проблеме? Тема: Репродуктивное здоровье и ответственное сексуальное поведение ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сформировать у подростков знания и представления о репродуктивном здоровье; УМЕНИЯ и НАВЫКИ способствовать формированию модели поведения, которая будет способствовать сохранению здоровья репродуктивной системы; ОТНОШЕНИЕ показать важность сохранения здоровой репродуктивной системы; Цели к теме «Репродуктивное здоровье и ответственное сексуальное поведение» Цели к теме «ВИЧ-инфекция: что мы знаем о проблеме?» Тема: ВИЧ-инфекция: что мы знаем о проблеме? ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сформировать представление о ВИЧ/СПИД, влиянии ВИЧ на иммунную систему человека передачи ВИЧ; УМЕНИЯ и НАВЫКИ научиться объективно определять степень риска заражения ВИЧ-инфекцией в различных ситуациях; ОТНОШЕНИЕ осознать ценность здоровья и его зависимость от нашего образа жизни; Цели к теме «ПАВ: профилактика употребления» Тема: ПАВ: профилактика употребления ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ актуализировать проблему употребления ПАВ в молодёжной среде;повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с употреблением ПАВ; УМЕНИЯ и НАВЫКИ развивать критическое мышление и умение противостоять давлению в рискованной ситуации, связанной с употреблением ПАВ; ОТНОШЕНИЕ пробудить стремление к ведению ЗОЖ; для приветствия, знакомства, создания благоприятной атмосферы («Аплодисменты», «Аллитерация имени», «Я уникален тем, что…», «Поздороваться как …», «Число» и др.)для определения ожиданий от встречи («Большая стирка», «Доска ожиданий», «Дерево ожиданий» и др.);для основной части («Стаканчик воспоминаний», «Дорисуй и передай», «Ассоциации», «Стулья», «Объявление в газету», «Броуновское движение», «Капля» и др.)для развлечения, отдыха («Постройся по … (по росту, месяцам рождения, по количеству детей в семье)», «Массаж», «Бабушка пошла на базар», театр «Кабуки»);для рефлексии («Ключевое слово», «Игра слов», «Рефлексивная мишень», «Градусник», «Чемодан. Корзина. Мясорубка» и др.) ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИГЛАШАЮ К СОТРУДНЕЧЕСТВУ 231393, Гродненская обл., Вороновский р-н, аг. Дотишки, ул.Советская, д.4E-mail: dot_sh@mail.ru E-mail: eruselevich@mail.ru http://учительский.сайт/Руселевич-Елена-Романовна