Мастер-класс Тренинг как эффективная форма организации воспитательной работы в ученическом коллективе


Сегодня многие классные руководители, воспитатели ищут наиболее интересные и эффективные формы организации классных часов в ученических коллективах. Для меня таковым является тренинг.
Я являюсь педагогом-консультантом равного обучения и впервые стала использовать данную форму работы для подготовки волонтёров-инструкторов. Но со временем стала использовать элементы тренинга в организации воспитательной работы со своим классом, так как являюсь классным руководителем 11 класса. Ребятам очень нравились новые упражнения, они с удовольствием в них участвовали, а классные часы стали проходить весело, интересно, активно.
Теперь я не задумываюсь, в какой форме провести классную встречу со своими учениками. Я уверена, что тренинг – это лучший вариант!
Мастер-класс
Тренинг как эффективная форма организации воспитательной работы
в ученическом коллективе
Цель: способствовать освоению технологии разработки и проведения тренинга.
Задачи:
1) сформировать понятия: тренинг, интерактивные методы;
2) познакомить со структурой тренинга;
3) создать условия для формирования умения составлять тренинг;
4) содействовать популяризации использования тренинга и интерактивных методов в организации воспитательной работы в ученическом коллективе.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, стикеры
Форма проведения: тренинг (участники сидят в кругу, количество участников – до 15 чел.)
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Приветствие и знакомство
Тренер-мастер. Добрый день, уважаемые коллеги. Добрый день, здравствуйте, привет – это привычные для нас формы приветствия друг друга. А я предлагаю вам поздороваться необычно – разными частями тела.
Упражнение «Знакомство разными частями тела»
Цель: разогрев, стимуляция индивидуальной активности, быстрое включение в работу.
Описание упражнения: тренер предлагает участникам поздороваться какой-либо частью тела. После того как все поприветствовали друг друга, тренер называет имя того, кто предлагает часть тела, которой группа будет здороваться дальше. После этого, задавший движение, передает эстафету другому участнику...
Тренер-мастер. А теперь давайте познакомимся. Для этого проведем упражнение «Я уникален потому, что …»
Цель: познакомить участников, создать благоприятную обстановку
Описание упражнения: все участники сидят на стульях в кругу. Один из участников произносит фразу “Я уникален, потому что …” и дополняет её какой-то своей особенностью, которая отличает его от от других участников. Например, “Я уникален, потому что умею играть на баяне”. Если в группе есть участники, которые тоже умеют играть на баяне, они садятся к этому игроку на колени друг друга. Задача игрока, говорящего ключевую фразу, состоит в том, чтобы освободиться от других играков. А с этой целью он должен вспомнить о какой-нибудь ещё одной своей уникальности, которой не будет ни у кого в группе. Затем ту же фразу произносит следующий участник в кругу и т.д., пока о своей уникальности не расскажут все участники встречи.
Тренер-мастер. Для того, чтобы наша работа была организованной и продуктивной, я предлагаю принять правил работы (участники могут предлагать свои правила или принять те, которые предложит тренер. Правила должны быть зафиксированы для всеобщего обозрения (записаны на доске, листе ватмана, заранее распечатаны и т.д.) Например:
Правило поднятой руки.
Правило активной позиции каждого.
Правило «слушаем-слышим» (уважение и внимательность друг к другу).
Правило «спящего» телефона.
Правило «оцениваем» мнение, а не человека.
Тренер-мастер. Спасибо. Теперь мы готовы к работе. Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Тренинг как эффективная форма организации воспитательной работы в ученическом коллективе». Цель мастер-класса: способствовать освоению технологии разработки и проведения тренинга.
Основная часть
Представление тренинга
Тренер-мастер. Как вы считаете, что такое тренинг? (участники записывают свои предположения по определению понятия тренинг на стикерах, затем зачитывают их и крепят стикеры на удобной поверхности (стене, доске).
Тренер-мастер. Тренинг (слово «тренинг» в переводе с английского означает «упражнение»)
это особый метод получения знаний, который отличается от других методов тем, что все его участники активно учатся на собственном опыте настоящего момента;
это интерактивный процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта.
Тренер-мастер. Тренинг имеет свои ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, которые отличают его от других форм работы:
ОБЩЕНИЕ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ. Участники тренинга вовлекаются в дискуссию, у них есть возможность отстаивать собственную точку зрения, учатся правильно задавать вопросы и, в конечном итоге, применять полученные знания на практике.
РАБОТА В ТРЕНИНГОВОМ КРУГУ. Тренинг проводится в просторном помещении, в котором достаточно свободного пространства для выполнения упражнений. Учебные столы участниками на тренинге практически не используются, поэтому вполне достаточно поставленных в крут стульев. Участники тренинга рассаживаются по кругу. Это способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет видеть всех присутствующих, свободно общаться и доверять друг другу.
ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ И ВРЕМЕНИ. Тренинг не относится к массовым формам профилактических мероприятий. Если ставится задача получить на выходе конкретные изменения в целевой группе, проведение тренинга считается допустимым в группе от 10 до 15 человек. Продолжительность тренинга - не менее одного/полутора часа, иначе нет смысла в его проведении.
ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ. Правила работы группы принимаются в самом начале тренинга и являются актуальными на протяжении всей встречи. Они помогают создать определенную рабочую атмосферу и исключают ненормативное поведение участников во время тренинга.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Тренинг - это деятельностная форма обучения. Она предполагает постоянное нахождение участников в действии. Поэтому тренинг включает в себя интерактивные упражнения, ролевые игры, командную/групповую работу, практические задания и «мозговые штурмы». Даже информационный блок предполагает включение участников в активный самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Тренер-мастер. Важной особенностью тренинга является его структура. В ней можно выделить три больших этапа: ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ, ОСНОВНОЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Каждый из них состоит из подэтапов, на каждом из которых тренеру предстоит решать определённые организационные задачи, а в соответствии с задачами подбираются формы работы.
Сейчас мы рассмотрим структуру тренинга более подробно (тренер предлагает участникам разделиться на три малые группы по любому признаку).
Моделирование тренинга
(работа в группах)
Тренер-мастер. Каждая группа получает набор карточек, на которых сформулированы отдельные шаги в структуре тренинга. Вам необходимо разложить эти карточки в правильной последовательности и в соответствии с каждым из трёх этапов тренинга. На выполнение задания - 3 минуты.
(По завершению работы каждая группа рассказывает о том, что необходимо сделать на том или ином этапе тренинга. Можно предложить первой группе представить компоненты вступительного этапа, второй - компоненты основного этапа и третьей группе - компоненты заключительного этапа тренинга. В процессе обсуждения группы могут исправлять свои ошибки).
І. Вступительный этап
организация знакомства участников
создание благоприятной атмосферы в группе
принятие правил работы
озвучивание темы/цели встречи
выявление ожиданий участников
ІІ. Основной этап
актуализация темы/проблемы
оценка уровня информированности участников
информационный блок
приобретение практических умений и навыков
ІІІ. Заключительный этап
оценка изменения уровня информированности
анализ ожиданий
рефлексия
Тренер-мастер. Разработка тренинга начинается с определения цели. Цель тренинга должна быть конкретной, измеримой, достижимой, ориентированной на результат, соотносима с конкретным сроком. Для того чтобы правильно определить цель тренинга, нужно знать с какой проблемой (темой) и с какой категорией участников мы работаем. Формулировка цели должна состоять из трёх частей:
какие знания /представления должны сформировать у участников?
какие умения и навыки будем развивать?
как хотим изменить отношение к проблеме?
Тренер-мастер. Давайте попробуем сформулировать цель тренинга для группы учащихся по одной из предложенных тем:
ВИЧ-инфекция: что мы знаем о проблеме?
Профилактика употребления психоактивных веществ
Репродуктивное здоровье
(Участники продолжают работу в тех же группах. Каждая группа получает бланк таблицы, в которой должны заполнить вторую колонку).
Тема: ВИЧ-инфекция: что мы знаем о проблеме?
ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сформировать представление о ВИЧ/СПИД, влиянии ВИЧ на иммунную систему человека передачи ВИЧ
УМЕНИЯ и НАВЫКИ научиться объективно определять степень риска заражения ВИЧ-инфекцией в различных ситуациях
ОТНОШЕНИЕ осознать ценность здоровья и его зависимость от нашего образа жизни
Тема: Профилактика употребления психоактивных веществ
ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ актуализировать проблему употребления ПАВ в молодёжной среде;
повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с употреблением ПАВ;
УМЕНИЯ и НАВЫКИ развивать критическое мышление и умение противостоять давлению в рискованной ситуации, связанной с употреблением ПАВ;
ОТНОШЕНИЕ пробудить стремление к ведению ЗОЖ
Тема: Репродуктивное здоровье
ЗНАНИЯ /ПРЕДСТАВЛЕНИЯ сформировать у подростков знания и представления о репродуктивном здоровье
УМЕНИЯ и НАВЫКИ способствовать формированию модели поведения, которая будет способствовать сохранению здоровья репродуктивной системы;
ОТНОШЕНИЕ показать важность сохранения здоровой репродуктивной системы
Энерджайзер
Упражнение «Пицца»
Цель: разогрев, сплочение группы, снятие эмоционального напряжения и усталости.
Описание упражнения: участники образуют круг, стоя в затылок друг другу. Тренер комментирует выполняемое на спине впереди стоящего участника действие, а тот, в свою очередь, делает это же действие на спине своего соседа и т.д. по цепочке.
«раскатываем тесто» (гладят спину);
«режем колбасу» (стучат краями ладоней по спине);
«кладём помидоры» (пальцами выжимают круги);
«сыплем сыр» (постукивают подушечками пальцев);
«запекаем» (гладят спину)
Тренер-мастер. Зная структуру тренинга, определив цели, мы должны подобрать методы работы. А раз тренинг – интерактивный процесс, то и методы должны быть интерактивные.
Понятие «интерактивный» (от английского interact) образовано из двух слов: интер (inter) - взаимный и акт (act) – действовать. Интерактивный процесс предполагает взаимодействие участников друг с другом.
Интерактивный метод – это метод, который позволяет людям взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога друг с другом
Используемые на тренинге методы можно разделить на 5 групп:
для приветствия, знакомства, создания благоприятной атмосферы («Аплодисменты», «Аллитерация имени», «Я уникален потому, что…», «Поздороваться как …», «Число» и др.)
для определения ожиданий от встречи («Большая стирка», «Доска ожиданий», «Дерево ожиданий» и др.);
для основной части («Стаканчик воспоминаний», «Дорисуй и передай», «Ассоциации», «Стулья», «Объявление в газету», «Броуновское движение», «Капля» и др.)
для развлечения, отдыха («Постройся по … (по росту, месяцам рождения, по количеству детей в семье)», «Массаж», «Бабушка пошла на базар», театр «Кабуки», «Ветер дует на того …» и др.);
для рефлексии («Ключевое слово», «Игра слов», «Рефлексивная мишень», «Градусник», «Чемодан. Корзина. Мясорубка» и др.)
(демонстрация, разыгрывании, объяснение некоторых методов)
ІІІ. РЕФЛЕКСИЯ
Тренер-мастер. Наша встреча подошла к концу. Для подведения итога я предлагаю провести упражнение «Игра слов».
Упражнение «ИГРА СЛОВ»
Цель: выяснить, какие ключевые позиции относительно использования тренинга в педагогической деятельности определили для себя участники.
Описание упражнения: участники вытягивают карточки со словами, которые должны употребить в предложении относительно темы мастер-класса.
Слова могут быть самыми разнообразными (по количеству участников): долго, неуверен, вопрос, повод, конечно, бесцельно, правило, ответ, перспектива, двери, выход, работа, багаж, новизна, находка, да, нет, не знаю, организовать, провести и т.д.
ЛИТЕРАТУРА:
Дмитриева, Е. Обучение на равных: профилактика рискованного поведения среди подростков и молодёжи / сост.: Е.Дмитриева. – Брест: Альтернатива, 2014. – 152 с.