Развитие творческих способностей детей в условиях работы группы продлённого дня


Развитие творческих способностей детей в условиях работы группы продлённого дня
Публичное представление   собственного  инновационного педагогического опыта воспитателя группы продлённого дня  МБОУ «КСШ№3»
Мавриной Ляйли Габдрашитовны      I. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
   
  С 2013 года  основное направление моей педагогической проблемы  – «Развитие творческих способностей детей в условиях работы группы продлённого дня».
Проблема развития творческих  способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности  учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
 Деятельностный подход, который является основным по новым стандартам, мы можем реализовывать через внеурочную  творческую деятельность воспитанников.     Поэтому в соответствии с новыми ФГОС в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей.
II. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:
1.     Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.
2.     Использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.
3.     Создание психологически комфортной  обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).
4.     Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.
III. Наличие теоретической базы опыта
        В своей работе я опираюсь на:
      Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
  Игровые технологии (Иванов И.П.).
·      Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы.
IV. Ведущая педагогическая идея
 
          Ведущей педагогической идеей опыта является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий. Я предположила, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
   .Оптимальность и эффективность средств.
Какие условия нужно создать  для оптимального развития  творческих способностей у детей?
На этот вопрос нет однозначного ответа
1. Необходимо соблюдение физических условий. Это предполагает, что у детей есть доступ к материалам для творчества и возможность в любой момент ими пользоваться.
2. Соблюдение условия » безусловного принятия» — это подразумевает возможность самовыражения в попытках творчества и отсутствие страха негативной оценки своего труда.
3. Соблюдение условий психологических, суть которых в том, что ребёнок творит в состоянии раскованности и свободы благодаря поддержке взрослыми его творческих начинаний.
Обеспечив эти основные условия, воспитатель ГПД должен принимать активное участие в развитии творческих способностей ребенка.
4. По возможности, поддерживайте у ребенка стремление к творчеству и всячески сочувствуйте неудачам в реализации творческих идей. Не выражайте неодобрения, не акцентируйте внимание на неудачах, подчеркивайте то, что получилось хорошо, и обязательно хвалите его за это.
5. Относитесь с терпением к необычным идеям детей, уважайте их любознательность, поощряйте задавать вопросы. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся вам нелепыми. Честно признавайтесь, что на некоторые вопросы нельзя дать однозначный ответ, давайте как можно больше пищи для размышления. Ребенку полезно научиться жить в постоянном интеллектуальном напряжении.
6. Непременно поддерживайте все новые идеи ребенка, ни в коем случае не критикуйте даже самые неудачные творения малыша. Находите в них то, что получилось хорошо, в крайнем случае, мягко обращайте внимание на недостатки и подсказывайте пути их исправления.
VI. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,  успехи  и  достижения обучаемых).
Использование данного опыта в работе группы привело к следующим результатам:
-формирование нравственных качеств: трудолюбие, проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности,   максимальное развитие творческий способностей.
-формированию дружного коллектива детей, родителей, педагога.
-успешной реализации индивидуальных творческих способностей в конкурсной и коллективной  деятельности.
        Индивидуальную творческую деятельность дети из ГПД продолжают в учреждениях дополнительного образования и имеют персональные выставки своих работ в Доме детского творчества.