Проектная деятельность в начальной школе. Виды проектов и практика организации.


Проект «Секреты квиллинга»
Руководитель проекта: Зайцева Надежда Викторовнаучитель начальных классов МБОУ «СОШ№1 г. Ясногорска» Тульской области
Мастера-консультанты: Соломатина Кристина, Попова Анна, Усков Никита.Участники проекта: ученики 3А класса.
В ходе проекта выдвигается проблема: «Квиллинг - модная современная тенденция в объёмной аппликации, но как овладеть приёмами свёртывания узкой бумажной заготовки?» 
Цель - научиться приёмам квиллинга для использования в прикладном творчестве.
Постановка задач: 1.Провести социологическое исследование среди родителей и учащихся на предмет владения техникой квиллинга. 2. Изучить историю квиллинга.
3. Обменяться полученным опытом на уроке технологии. 4. Создать свою поздравительную открытку, используя полученные знания и навыки.
Методы исследования: 1. Метод анализа литературных источников, интернет – ресурсов. 2.Эксперементальный для изучения свойства бумаги. 3. Проведение деловой игры для передачи опыта владения квиллингом учениками-консультантами своим одноклассникам. 4. Метод практической работы: изготовление изделий украшенных аппликацией в стиле квиллинга. 
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, в виде рекомендаций, наглядных пособий и презентации, могут быть использованы учениками и учителями на занятиях квиллингом, а так же популяризация занятий квиллингом среди одноклассников.
В проекте выделяется несколько этапов: 
Поисковый: социологическое исследование - необходимо провести социологический опрос среди различных групп населения: учащихся, учителей, родителей, наших бабушек. Всем было предложено ответить на следующие вопросы: - Владеете ли вы техникой квиллинга?  Чем интересна история квиллинга?
Практический: а) изучение свойств бумаги для квиллинга; б) изучение различных способов сгибания бумажной полоски и закрепления её с помощью различных видов промышленного клея; в) использование промышленной губки и английских булавок для придания бумажной заготовке нужного размера и формы; г) освоение техники квиллинга в процессе изготовления поздравительной открытки; д) применение техники квиллинга при изготовлении объемных работ ( например «Шкатулка для мамы»)
 Эксперементальный: нарезание цветной бумаги различных производителей на тонкие полоски и исследование внешнего вида среза (аккуратность, лохматость, равномерность и насыщенность цвета), а так же свойство бумажной полоски сохранять нужную форму при сгибании (упругость, плотность, эстетичность).
1 2
Подготовка к работе ученика-консультанта. Организация рабочего места.
3 4
Рассказ о свойствах клея «Момент-кристалл» и «ПВА».
5 6
Правила разметки ширины полос.
7 8
Соединяем разрезанные полоски клеем «ПВА». Станок для обвивания полосок.
9 10
Последовательное обвивание английских булавок бумажной полоской.
11 12
Закрепление края бумажной полоски клеем «ПВА».
13 14
Навивание бумажной полоски на штопальную иглу.
251587029845146057620
15 16
Сборка отдельных бумажных элементов в более сложную конструкцию. Приклеивание торцевой стороной к картонной основе с помощью клея «Момент- кристалл».
3661410-144145 В роли мастеров-консультантов:
Соломатина Кристина и Попова Анна
18030942721
- Кому нужна помощь? - Нужно самой размечать полоски!
41586151778018030918253
- Я приготовила губку с булавками. А что дальше делать?
- Обвиваем бумажной полоской, вот так…
1149794327462
Мастера-консультанты всегда готовы прийти на помощь.
В результате выполнения данного проекта учащиеся научились творчески смотреть на окружающий мир; овладели приёмами квиллинга; пополнили свою коллекцию работ; лучшие работы украсили выставку районного конкурса в ДДЮТ «Наши умения – вашему настроению». Ряды любителей квиллинга расширились! Кружок по квиллингу под руководством стали посещать ещё две ученицы нашего класса: Костина Валерия и Лесникова Кристина.

Использование полученных навыков в процессе самостоятельной работы по декорированию объёмных изделий


Проект «Космический мусоросборщик»
Участники: ученики 3А класса МБОУ «СОШ №1 г.Ясногорска» Тульской области
Вышли на проблему загрязнения окружающей среды на уроке литературы. После изучения стихотворения Семёна Кирсанова «Чудо» (учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 3класс, IIчасть, с.26) и сравнения с отрывком из «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери.
- Маленькому Принцу легко было убирать свою планету, она же маленькая. Он даже вулканы чистил каждое утро! А у нас вон какая огромная… Люди уже в космосе мусор выбрасывают. И он летает там вокруг Земли! Нужно придумать космический мусоросборщик, перерабатывающий мусор!
Дети работали над проектами дома. И вот настал день защиты проектов!
3220031602719057620
3220031372110Слушают внимательно, придирчиво. А вопросы каверзные задают!

И сколько весит, какой объём, из чего сделан, кто управляет? А что будет, если автоматика откажет? А человек там есть? Как долго может работать на орбите? Чем мусор вылавливает? Сортирует ли мусор? Как идёт переработка? Очень трудно защитить проект. Вспотеешь, пока ответишь на все вопросы.
3307715168910142875154940
3307715300990171156301576
А вот ошибки придётся исправлять… Нельзя быть неграмотным!
719797206228
Довольные разработчики проектов после защиты.
Проект «Новогодняя газета»
Цель: украсить класс и школу к Новому году.
Работают по экипажам привычным составом. Сами закупали бумагу, обдумывали сюжет и детали, применяли самые различные материалы.
22860571532359605715
3235960482602286048260
Работали в два этапа. После «предзащиты» проектов (повесили газеты на стену) стали понятны недочёты, огрехи. Критика помогла! Работы были доведены самостоятельно до совершенства. Ну, а лучшая украсила коридор школы.
Проект «Что такое КОЛИЗЕЙ?»
Исследовательская работа Мацнева Максима, ученика 3А класса
Самостоятельно выбрал тему доклада на уроке Окружающего мира при изучении архитектуры Древнего Рима. Колизей был виден вдалеке на фотографии в учебнике с. 74 (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» 3 класс, I часть, 2010г.). Но информации о нём в статье учебника не было. Готовился довольно долго, самостоятельно. Родители помогли подготовить иллюстративный материал в крупном формате.
3337560679452286067945


Говорит уверенно, убедительно, своими словами. Умеет держать внимание аудитории. Ребята слушали очень внимательно. Задавали много вопросов.
3337560717553556033655
Очень сочувственно отнеслись к тому, что Колизей невозможно восстановить (отреставрировать) после землятресения. А докладчику поставили наивысший балл!
Подведение итогов урока: блиц-опрос для одноклассников:
В каком государстве находится Колизей?
В каком городе?
Время создания?
Какую форму он имел?
Размеры Колизея?
Для чего он был создан?
Какие приспособления он имел?
Причины разрушения?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.
В процессе игры осваиваются:
•нормы профессиональных действий;
•нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.
При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.