Урок русского языка 2 класс Тема. Произношение и написание слов с удвоенными согласными


Тема. Произношение и написание слов с удвоенными согласными
Цель:
- формировать умение обозначать на письме удвоенные согласные буквами;
переносить слова с удвоенными согласными;
- способствовать развитию фонематического слуха, памяти, мышления, речи учащихся, каллиграфическим и орфографическим навыкам учащихся; расширять словарный запас,
- воспитывать патриотические чувства, интерес к изучению родного языка
Оборудование: карточка со словарным словом, рисунок сказочного замка, ребусы, карточки с заданиями по вариантам, карточки слов с изученной орфограммой, магнитола, запись релаксационной музыки
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, ребята и уважаемые коллеги!
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
Запись на доске:
Урок интересный, познавательный, плодотворный, развивающий
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть ученики на уроке?
Запись на доске:
Ученики активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.
Что для этого нужно?
Быть готовыми к уроку и хорошо работать.
Повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
Сообщение темы урока.
- Сегодня урок не обычный, а урок – путешествие. А куда мы отправимся в путешествие, узнаем, пройдя по Дорожке выбывания.
С..ва, гн..здо, д..жди, масса, кр..сивый, касса
На доске записаны слова. Надо выбирать по одному те слова, которые отличаются от других, и выписывать их. При этом вставлять пропущенные буквы и объяснять орфограммы. Орфограммы вписываем зелёным цветом.
Выбывают:
красивый – признак предмета, красный;
дожди – множественное число, дождь;
гнездо – неодушевлённое, гнёзда;
сова – одушевлённое, совы
Остались слова масса и касса.
- Какая орфограмма в них встречается? (Удвоенная согласная в корне слова)
- Так как же мы определим тему нашего урока?
Запись на доске:
Написание слов с удвоенными согласными
Актуализация опорных знаний
- В одном сказочном городе слов
высоко на горе в старом замке
живут, догадались кто?
Слова с удвоенными согласными. Но, чтобы попасть в этот город, нужно разгадать код от замка, которым заперты ворота, и записать его каллиграфически.
В словах каллиграфически, каллиграфия тоже есть удвоенный согласный.
каллос( греч.) – красивый, графо – пишу.
- Запишем правильно удвоенные согласные, которые встретятся в словах, соблюдаем правильность соединения.
Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный … (класс)
Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
Простудился я вчера, голова болит с утра. Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)
Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут… (аллея)
основная единица массы, равная 1000г… (килограмм)
Шестой день недели… (суббота)
Их используют для приготовления сдобного теста, кваса.
(дрожжи)
Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест. (корреспондент)
Закрепление и осмысление знаний
- Код мы определили, его записали. Но на пороге стражник пропустит нас дальше, пока мы не скажем, как его зовут, и не расскажем всё, что мы о нём знаем.
Фонетический анализ слова
Шарада
Первая буква есть в слове сурок.
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения.
И в целом получишь итог от сложения.
Запись слова и его транскрипции с объяснением каждого звука.
Посчитайте, сколько букв и звуков в этом слове, слогов, поставьте ударение.
Работа над словарным словом
- Вот взобрались мы на высокую гору, а вдали виднеется город у Чёрного моря. Его ещё называют жемчужиной Чёрного моря. Это город Одесса. Одессе присвоено звание «город-герой» за героическую оборону во время Великой отечественной войны. В Одессе есть большой порт, куда прибывают и грузовые , и пассажирские суда. Каждый год 1 апреля в Одессе проходит «Юморина» - фестиваль смеха. Поэтому Одессу называют столицей смеха. (Фотографии с видами Одессы)
Посмотрите, как пишется это слово.
Одесса
- Произнесите слово по слогам. Сколько в нём слогов? Какой слог ударный? Какой слог безударный?
- Какой гласный звук слышим в безударной позиции в начале слова? какой буквой обозначен этот звук?
- Разделите это слово для переноса.
- Обратите внимание на произношение мягкого согласного [д’] в этом слове.
Иногда этот звук произносится как [д] – твёрдо. Такое произношение неверно. Нужно говорить …
- Какая ещё орфограмма встречается в этом слове? (Удвоенный согласный).
Как произносится этот звук?
Какие орфограммы есть в названии этого города? Заглавная буква О, удвоенный СС
( Открыть раковину жемчужную, вытащить оттуда букву О, СС- самый смешной, столица смеха)
Эти орфограммы нужно запомнить. Одесса - словарное слово.
Запишите данное слово, орфограммы выделите зелёным цветом.
- Подберите к слову Одесса однокоренные слова, запишите их, выделите в них корень.
Одесса, одесский, одесситы
Составьте словосочетания с одним из этих слов.
Красивая Одесса, одесский порт, одесситы на фестивале
Составьте предложение со словосочетанием одесский порт.
В одесский порт пришёл большой теплоход.
Подчеркните главные члены предложения.
- Мы отправляемся дальше.
Все жители замка жили дружно, любили веселиться, играть и разгадывать ребусы.
Работа по вариантам
1 вариант 2 вариант

Придумать предложения с этими словами. Записать их.
На прошлом уроке я говорила вам о том, что многие слова с удвоенными согласными – слова иностранного происхождения. Но есть такие слова, в которых нет удвоенного согласного, а когда мы подберём однокоренное слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какие?, то удвоенный согласный появляется.
Осень – осенний (Корень слова оканчивается на «н», суффикс «н»).
Работа по вариантам
Образуйте от данных слов однокоренные так, чтобы появился удвоенный «н».
Весна, окно, сон;
длина, камень, лимон
Разобрать слова по составу.
Обобщение и систематизация знаний
В старинном парке, что находится на окраине этого города-замка, есть ручей. Но он очень древний и его нужно расчистить.
Камешки, которые засорили ручей, нужно аккуратно сложить. В левую сторону складываем слова, образованные от однокоренных, в которых появился удвоенный согласный. А в правую сторону, слова с удвоенной согласной, написание которых нужно запомнить.
Распределительный диктант
Выписать слова с удвоенной согласной в два столбика.
Ранним утром прохладно. Сонный лес стоит в снегу. В кассу стоит очередь. В субботу в школе праздник. У зайца длинные уши. Перед домом широкое шоссе.
- Нам уже пора возвращаться. Но, чтобы мы могли выйти, жители города придумали для нас испытание. У вас на столах лежат пропускные билеты, в которых написаны задания. Если мы правильно выполним здания, то сможем идти дальше.
1. Найди слова с ошибками и исправь. Исправления впиши сверху или зачеркни.
Телеграма, Генадий, алла, гриппп, утрений, пассажир, троллейбус, тенис, крос 2. Исправь ошибки переноса.
Па-ссажиры на пе-рроне ожидают экспресс.
В эту субб-оту будет хо-ккей.
Мы гуляли по алл-ее.
У Ри-ммы нарци-ссы.
Итог урока.
«Микрофон»
- Написание каких слов мы сегодня повторили?
- Как проверить написание слов с удвоенным согласным в корне? (С помощью словаря)
- Что особенно запомнилось?
- Что вызвало затруднение?
Игровое задание «Угадай слово»
- В словах, записанных на доске, пропущены удвоенные согласные. Подумайте, какие буквы спрятались за весёлыми человечками, и назовите слова.
кро.. пе..он А..а
ба..ейн ко..еспондент ми..ион
шо..е анте..а хо..ей
су..а те..ис су..ота
гра..атика а..ея ка..играфия
Самооценивание.
- А теперь оцените честно сами себя. На столах у вас лежат смайлики.
Если урок для вас прошёл плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, поднимите смеющийся смайлик.
Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше – улыбающийся смайлик.
А уж если совсем напрасно потрачено время на уроке, то грустный смайлик.
Оценивание.
Домашнее задание.
Составить и записать небольшой рассказ со словами аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота
Физкультминутка
Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая в ладоши два раза.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не пойдёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Відділ освіти виконкому Дзержинської районної у місті ради
Криворізька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №26
Урок з російської мови за темою
«Вимова та написання слів із подвоєними приголосними »
Підготувала вчитель
початкових класів
КЗШ№26
Журавко С.О.
м. Кривий Ріг, 2016р.