Программа дополнительного образования Вернисаж (1 класс)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Александровского района Оренбургской области «Центр развития»

«Согласовано»
Директор МБОУ «Хортицкая СОШ »
____________В.Г. Агишева
«___» _______20____ г.
«Утверждено»
Методический совет МАУДО «Центр развития»
протокол № ____ от _______________ г.
председатель методического совета
__________________С.Н. Калабугин










Дополнительная общеобразовательная программа
«Вернисаж»





Возраст учащихся: 6,5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Год разработки: 2015 г.





Антонова Оксана Валерьевна,
педагог дополнительного образования











с. Александровка
Пояснительная записка

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Программ по изобразительному искусству существует множество. Однако с введением ФГОС возникла необходимость в создании такой программы художественной направленности, которая бы отводила художественной деятельности особое место. В этом отличительная особенность данной программы.
Представленная дополнительная общеобразовательная программа «Вернисаж» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Вернисаж» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Миниюсте России 27.11.2013 № 30468);
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Рекомендаций министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 г. № 01/15-4324 (По организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования в Оренбургской области),
Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области» (№01/15-2119 от 12.04.2011);
Устава Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр развития».
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Изобразительное искусство, художественное конструирование – наиболее применимые области эмоциональных сфер ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребёнку самовыразиться, особенно ребенку с трудностями в поведении, общении, с низкой самооценкой и неуверенному в себе.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Программа призвана помочь в этих устремлениях. В этом и состоит актуальность данной программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Вернисаж» состоит в сочетании традиционных и нетрадиционных техник рисования, в использовании различных материалов в рисовании, лепке и аппликации.
Основной формой организации образовательного процесса являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизации, занятия – образцы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники.
Базовой основой для программы «Вернисаж» стала модифицированная программа, которая была разработана нами ранее и утверждена научно-методическим советом РОО в 2011 г. В результате ее апробации были внесены необходимые изменения и дополнения, нашедшие отражение в представленном обновленном варианте программы.
Цель данной программы – формирование творческой личности первоклассника через художественную деятельность.
Для реализации цели программы поставлены следующие задачи:
воспитывающие:
Воспитание аккуратности, целеустремлённости, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени, желания сделать свои работы общественно значимыми.
Воспитание эстетических чувств и качеств;
Формирование навыков культуры общения.
развивающие:
Развитие мотивации к художественной деятельности;
Развитие творческих способностей и познавательной активности;
Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
Развитие мотивации участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
образовательные:
Формирование у учащихся устойчивого интереса к художественной деятельности;
Знакомство учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, широте их возможного применения;
Закрепление приобретённых умений и навыков в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Возраст детей. Программа предназначена для работы с учащимися 6,5 – 8 лет.
Формы и режим занятий
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 1 год.
Занятия проводятся в групповом режиме (10 - 15 человек) 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в год обучения).
Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации образовательного процесса:
- теоретическое занятие;
- практикум;
- занятие – игра;
- викторина;
- художественные конкурсы.
Формы работы на занятиях:
- групповая;
- индивидуально – групповая;
- индивидуальная.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демострацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Программа состоит из 4 разделов: 1. «Мир красок», 2. «Нетрадиционные техники рисования»; 3. Игрушки делаем сами; 4. Вернисаж.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку. Программный материал подобран так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Ожидаемые результаты
учащиеся должны знать:
название основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, роспись.
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
изобразительные основы декоративных элементов
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
моделировать художественно выразительные формы геометрических фигур и растительных форм;
лепить игрушки;
применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности;
проявлять творчество в создании изделий.
Иметь навык:
- применения различных техник рисования, лепки;
- пользования инструментами и материалами;
- индивидуальной работы и работы в группе.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД
Положительное отношение к изобразительному искусству, познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения в работе.
Интерес к занятиям, творчеству, понимание его богатства, осознание себя ценителем прекрасного, желание приносить радость людям своим творчеством как проявление элементов гражданского самосознания.
Стремление к пониманию других людей, мира природы, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за себя, за свои действия.
Эстетические чувства, в том числе стремление к аккуратному, яркому продукту своей деятельности.
Регулятивные УУД (способность организовывать свою деятельность)
Понимать, принимать и сохранять задачу.
Действовать по плану, планировать свои действия.
Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Адекватно оценивать свои достижения.
Осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД (искать, получать и использовать информацию)
Осознавать познавательную задачу.
Слушать, извлекать нужную информацию, соотносить с имеющимися знаниями, опытом.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме и переводить ее в словесную форму.
Пользоваться различной техникой рисования.
Выполнять творческие действия с изобразительным материалом.
Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге, в общей беседе.
Умело пользоваться выразительными средствами языка.
Вступать в творческое сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Допускать возможность различных точек зрения по отношению к произведению искусства, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставки, открытые занятия, массовые мероприятия, конкурсы рисунков.

Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Теория
Прак-тика
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
Цифровые образовательные ресурсы

1
Мир красок.
10
30
40
Познавательные,регулятивные,личностные
Сайт «Единая коллекция ЦОР»
Презентации на сайте Pedsovet.su

2
Нетрадиционные техники рисования.
4
12
16
Познавательные,регулятивные,коммуникативные
Сеть творческих учителей
www.7ya.ru

3
Игрушки делаем сами
5
10
15
Познавательные,регулятивные,личностные
Сайт «Страна мастеров»

4
Вернисаж
-
1
1
Личностные,
коммуникативные
Сайт 4stupeni.ru


Итого:
19
53
72




Содержание программы:

Мир красок (40 ч.)
«Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы. (Введение в общеобразовательную программу). Цели и задачи обучения. Приёмы рисования кистью (2 ч.)
«Красота вокруг нас». Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Изобразительные свойства акварели, цветных карандашей. Основные цвета. Смешение красок. (2 ч.)
«Цвет в цвет». Цвет-основа языка живописи. Глухие и звонкие цвета. Знакомство со спектром. Обработка приёма: проведение непрерывных красочных линий (2 ч.)
«Разноцветные шарики». Акварель, отработка приёмов рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно»(2 ч.)
«Натюрморт». Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп.(4 ч.)
Искусство в твоём доме: мои игрушки; мамин платок; мои книжки. Рисование предметов с натуры и по памяти.(4 ч.)
«Осень. Листопад». Смешение тёплых цветов. Акварель. Отработка приёмов работы кистью.(2 ч.)
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение краски с белилами.(2 ч.)
«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.(2 ч.)
«Образ человека и его характер». Пропорции человеческого лица. Художественное выражение эмоций и характера образа.(2 ч.)
«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.(2 ч.)
«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.(2 ч.)
«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.(2 ч.)
«Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.(2 ч.)
«Моя мама». Творческая работа. (2 ч.)
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. (2 ч.)
«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. (2 ч.)
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. (2 ч.)
Нетрадиционные техники рисования (16 ч).
«Волшебные рисунки». Рисование свечой (2 ч).
«Зайчонок». Рисование зубной щёткой (2 ч).
«Праздничный день». Рисование бумажной и тканевой трубочками (2ч).
«Витраж». Рисунок на стекле (2 ч).
«Весёлые кляксы». Знакомство с «кляксографией» (2 ч).
«Райский сад». Рисование «тычком». Творческая работа (2 ч).
«Миражи». Техника рисования: размывание рисунка водой (2 ч).
«Весна». Техника рисования «по сырому» (2 ч).
Игрушки делаем сами (15ч.)
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с материалами и инструментами, приёмами лепки. Формообразующие движения: шар, овал, колбаска. Пластилин (2 ч.)
«Лебединое озеро». Соблюдение последовательности: шар-морковка-сгибание +детали, создание образа (2 ч.)
«Братья наши меньшие». Формообразующие движения. Лепка из целого куска с добавлением деталей. Отработка приёма: прищипывание, целое из частей (2 ч.)
«Деревья». Бумажная пластика. Работа по методу проекта. Создание единой композиции.(2 ч.)
«Чудеса из узора». Выполнение орнамента в круге. Рельеф. Природные растит. материалы: семена, плоды, косточки. Основа-пластилин на картоне.(2 ч.)
«Парусник». Рельеф. Отработка приёма – рисование иглой.(2 ч.)
«Фантастическое существо». Выполнение аттестационной работы. Рельеф. Применение приёмов: процарапывание, прищипывние, использование штампов.(3 ч.)
Вернисаж (1 ч.)
Оформление работ. Выставка лучших работ воспитанников кружка «Вернисаж» за учебный год. (1 ч.)

Методическое обеспечение программы
В процессе занятий по данной программе роль фиксатора результатов частично берет на себя взрослый. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.
Ребенку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятия. Основной формой общения должен стать диалог. Педагог может в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замыслов, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.
На занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Задания, предлагаемые данной программой, направлены на изучение и практическое освоение различных художественных техник и материалов.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области живописи предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики – карандаш, тушь, а также такие техники, как монотипия, граттаж, ниткография, кляксография и т.д.
В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (графика и живопис