Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» ( общекультурное направление)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В.И. Чуйкова»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №343
от 01.09.2016 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературный калейдоскоп»
( общекультурное направление)
для 4 Г класса
Составитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Новосельцева Марина Владимировна
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению школьным методическим
объединением учителей начальных классов
(30.08.2016, протокол № 1).
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________
«__»______201__ г.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп» по общекультурному направлению составлена на основе региональной программы «Что кому нравится», автор И.В.Карпеева, БОУДПО «ИРООО»,2010г. и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная программа имени маршала В.И. Чуйкова». Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
Выпускник научится
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять свои чувства и ощущения от прочитанных произведений, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Выпускник получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию ;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения
Метапредметные результаты обучения.
Выпускник научится
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занитиях;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы.
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах;
слушать и понимать речь других.
Выпускник получит возможность научиться

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
− находить книгу в открытом библиотечном фонде;
− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной− книге и героях;
− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на− заданную тему;
− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
− пользоваться аппаратом книги;
Предметные результаты обучения.
Выпускник научится
основным понятиям ;под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной деятельности;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы ;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
− осознавать значимость чтения для личного развития;
− формировать потребность в систематическом чтении;
− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
 строить рассуждение об объекте;
 делать выписки из используемых источников информации.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Формы организации  занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
уроки-спектакли,
конференция,
устный журнал,
конкурсы, проекты
литературная игра
Содержание курса внеурочной деятельности
О чём рассказывают журналы? (1 ч.)
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.
«Где, что, как и почему?»(1 ч.)
Книги-справочники, энциклопедии
«Вчера и сегодня» (1 ч.)
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» (1 ч.)
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
«Из истории нашей Родины»  ( 1 ч.)
Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

«В путь, друзья!» (2 ч.)
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (3 ч.)
Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
«Родные поэты».    (3 ч.)                                               
 Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
«Творцы книг»   (3 ч.)                                                  
  Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (3 ч.)
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
«От благодарных читателей» (3 ч.)
М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
«Современные писатели - детям» (2 ч.)
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
Мир детства в рассказах А. П. Чехова (1 ч.)
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»
«С моей книжной полки»   (3 ч.)                          
    В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
Путешествие по сказкам братьев Гримм.(2 ч.)
Сказки братьев Гримм    
 Картины русской природы в произведениях писателей родного края (1 ч.)
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков (2 ч.)
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый  пудель», К. Станюкович «Максимка»Викторина «По страницам любимых книг». (1 ч.)      
  Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.


№ Тема  занятия Дата по плану Дата по факту
1 О чём рассказывают журналы?
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. 2 «Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии 3 «Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях 4 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. 5 «Из истории нашей Родины»               
 Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. 6-7 «В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных 8-10 «Обыкновенная биография в необыкновенное время»
Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. 11-13 «Родные поэты».                                                     Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. 14-16 «Творцы книг»                                                        Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.) 17-19 «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» 20-22 «От благодарных читателей»М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» 23-24 «Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком» 25 Мир детства в рассказах А. П. Чехова
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» 26-28 «С моей книжной полки»                                  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» 29-30 Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Сказки братьев Гримм         31 Картины русской природы в произведениях писателей родного края 32-33 Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый  пудель», К. Станюкович «Максимка»34 Викторина «По страницам любимых книг».        Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.