Коррекционная работа с обучающими на уроках физической культуры и лечебной физкультуры – как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе образовательного процесса.


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Доклад
Коррекционная работа с обучающими на уроках физической культуры и лечебной физкультуры – как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе образовательного процесса.
Поготовила:
Кочкина Г.Д.
учитель физической культуры
2016г
Коррекционная работа с обучающими на уроках физической культуры и лечебной физкультуры – как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе образовательного процесса.
Закон РФ «Об образовании» (2014г.) выдвинул проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных его возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.
Решение этой проблемы в специальных (коррекционных) школах приобретает особую социальную и педагогическую значимость. Нарушение интеллекта у ребенка с умственной отсталостью сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является важным направлением учебно – образовательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.
В специальных коррекционных школах 8вида обучаются дети с нарушенным интеллектом в развитии. Они больше чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.
Специальными исследованиями доказано, что дети с дефектами развития чаще, чем их сверстников имеют слабое физическое развитие, нарушение осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др. что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта.
Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического
развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Главным условием интеллектуального и психического развития детей является состояние физического развития, так как оно определяет познавательную активность. Нормализация физического состояния – один из важнейших аспектов социализации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (В.С.Дмитриев, Б.В.Сермеев, С.П. Евсеев).
По данным А.А.Дмитриева (1991) обучающиеся с проблемами интеллекта имеют:
нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение, нарушение осанки, деформацию стопы, нарушения в развитии грудной клетки, низкие показатели жизненной емкости легких, дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера);
недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени, отсутствие чувства ритма, такта, грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, низкий уровень равновесия, ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метании, отсутствии легкости и плавности в движениях, излишняя напряженность и скованность движений;
нарушения в развитии основных качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей на (15-30%), быстроты движений (10-15%), выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), подвижности в суставах (10-20%);
Характерной особенностью умственно отсталого ребенка является быстрая утомляемость от монотонной и однообразной для ребенка вида деятельности. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию и меньшая по объему двигательная деятельность (н-р игровая) может увеличить работоспособность ребенка.
Основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, которые тормозят развитие в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.
По определению Д.Д.Донского, под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
Техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстоянию), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (мышечные усилия), ритмическую(соразмерность усилий во времени и пространстве).
Младший школьный возраст является периодом , когда закладывается фундамент развития разнообразных умений, знаний, общения, привычек, осознанной деятельности, в том числе и двигательной. Дети приходят в школу с разным двигательным опытом, разным уровнем психофизических и моторных возможностей.
Коррекционная работа на уроках ЛФК и физической культуры
Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере ребенка.
Н-р: такие естественные упражнения, как ходьба и бег, обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития выносливости и т.п.
Многообразие решаемых коррекционно – развивающих задач позволило сгруппировать в следующие виды, которые я применяю на уроках физической культуры, ЛФК, внеклассных занятиях и спортивных мероприятиях;
- Коррекция основных движений;
- Коррекция и развитие координационных способностей;
- Коррекция и развитие физической подготовленности;
- Коррекция и профилактика вторичных нарушений;
- Коррекция психических нарушений;
Однако это деление носит больше теоретический характер, в практической работе строгих разграничений нет. Однако одно упражнение одновременно может решить несколько задач, я руководствуюсь следующими дидактическими правилами:
Создаю максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением.
Максимально активизирую познавательную деятельность.
Ориентирую на развитие и потенциальные возможности ребенка.
Эффективнее и разнообразнее является игровой метод.
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловищем.
В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением.
Физические упражнения для коррекции ходьбы:
«Рельсы»- Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.
«Не сбей».- Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.«Узкий мостик» - Ходьба по узкой линии, ленте, рейке, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.
«Длинные ноги» - По команде: «Длинные ноги идут по дороге», -ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе.
«Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком на голове.
«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, разгибая пальцы, выпуская.
«Солдаты»- Ходьба на месте , высоко поднимая колени со сменой темпа.
«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках с выполнением заданий: руки вперед, круговые вращения, передача предметов из рук в руки и т.д.
Коррекция бега
При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений.
Специально – подготовительные упражнения лишь частично решают задачи координации двигательных нарушений в беге. Основной метод использования беговых упражнений – игровой, где ребенок полнее реализует свои навыки и умения.
Физические упражнения для коррекции бега:
- Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;
- Бег на месте только руками, с постепенным увеличением и снижением темпа;
- Бег на месте только ногами, с постепенным увеличением и снижением темпа;
- Бег «змейкой», с подскоками, по ориентирам, по прямой, по узкому коридору;- Бег медленный в чередовании с ходьбой;
- Бег по пересеченной местности;
- Челночный бег;
- Бег за обручем;
- Бег по кругу с остановками (свисток. хлопок) и выполнение заданий;
- Бег с грузом в руках;
- Бег по сигналу и др;
Коррекция прыжков
Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно - силовых качеств. Детям еще трудно одновременно совмещать и выполнять две задачи: движение ног и взмах руками. Подводящие упражнения развивают разнообразные координационные способности ребенка и дают возможность выполнить прыжок в целом. Для усвоения прыжка в целом применяется еще разучивание приема по фазам прыжка: разбег, бег по дистанции, отталкивание, фаза полета, приземление.
Физические упражнения для коррекции прыжков.
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90*.
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15м.
Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад.
Прыжки «лягушка» со взмахом рук.
Прыжки с места вперед – вверх через натянутую веревку
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Прыжки через предметы на одной, двух ногах.
Коррекция лазанья и перелезания
Упражнения лазанья и перелезания по гимнастической стенке, скамейке и через препятствия имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, умению управлять своим телом. Лазанье и перелезание корригируют недостатки психической деятельности – страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения и сложных двигательных ситуациях. Для преодоления препятствий
Используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно. Деревянная и веревочная лестница.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания.
Ползание под веревкой, скакалкой, под бревном, под скамейкой.
Перелезание через рейку лестницы – стремянки.
Лазанье, ползание по гимнастической скамейке разными способами.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.
Коррекционная направленность:
- координация движений, соразмерность усилий, ловкость, точность передвижения и перемещения, ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела, согласованность движений, преодоление страха высоты, развитие силы рук, равновесия, профилактика плоскостопия;Коррекция мелкой моторики
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение мелкой моторики, движения рук и моторные компоненты речи.
Для активизации движений кистей и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь. Мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету, шары, флажки, ленты, игрушки, кубики, геометрические фигуры, пуговицы, карандаши, зерно. Основной метод – игровой.
Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук.
- Перекатывание мяча сидя в парах.
- Передача мяча в парах.
- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.
- Бросок мяча в стенку и ловля его.
- Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы и т. д.
Коррекционная направленность:
Координация и ритм движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий, скоростно – силовые качества, согласованность движений, глазомер, точность направления, равновесие, быстрота переключения и распределения внимания, быстрота реакции, силу рук и верхнего плечевого пояса, устойчивость к вестибулярной нагрузке, амплитуду движений, развитие мышц ног, брюшного пресса, позвоночника. Игра в мяч лучшее средство развития мелкой моторики.
Коррекция расслабления
Средства коррекции развития способности к произвольному расслаблению мышц являются специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность движений. К методическим приемам относятся:
- маховые движения рук и ног, потряхивание конечностей;
- контрастное переключение от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;
- расслабленные круговые движения рук;
- применение элементов самомассажа;
- дыхательные упражнения;
Физические упражнения для коррекции расслабления.
«Плети». Махи расслабленных рук вправо, влево ,небольшая ротация позвоночника.
«Покажи силу».
«Бабочка». Махи руками , как машут крыльями бабочки.
«Вертолет». То же, - движения асимметричные правая-вверх, левая-вниз.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка, отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные, естественные изгибы позвоночника, выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги, лопатки должны находится на одинаковой высоте, живот подтянут.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.
Формирование осанки является важным разделом коррекционной работы в системе физического воспитания.
Упражнения для коррекции осанки.
1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника.
2. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми, обхваченными руками,-перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
3. «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс - прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. (страховка).
4. «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, опрокинув назад голову.
Коррекция и профилактика плоскостопия
Под плоскостопия надо своевременно выявить имеющиеся нарушения.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Различают плоскостопие: врожденное, рахитическое, травматическое, статическое. (М.И. Фонарев).
Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие ежедневного систематического применения. Полезно плавать, ездить на велосипеде, ходить босиком по траве, песку, гравию. В домашних условиях: ящик с каштанами, гравием, коврик с аппликаторами, скалка, ролики и т.д. Коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия:
1.Из положения лежа, сидя носки оттягивать на себя и от себя.
2.Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
3.Наклон носков вовнутрь и к наружи и.п.сидя, лежа на спине.
4.И.п. о.с перекат с пяток на носки руки на пояс, за голову и т.д.
Физическая культура и лечебная физкультура для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии рассматривается как коррекционно-компенсаторная, двигательная и лечебно – оздоровительная форма воздействия на двигательную недостаточность, как форму реадаптации двигательных нарушений и социализации обучающихся в общество.