Осанка. Предупреждение плоскостопия (8 класс)


Открытый урок по биологии на тему:
«Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма: ролевая игра.
Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.
УУД:
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения и использования информации;
Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Задачи:
Образовать - раскрыть понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
Развивать - развить умение применять полученные знания для снятия функционального напряжения и утомления в процессе обучения в школе и дома;
Воспитывать- продолжить формирование интереса к своему здоровью через объяснение и закрепление материала, воспитывать в учащихся такие качества как внимательность, решительность, отзывчивость, милосердие, гуманность и.т.д.
Оборудование : ПК, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Учиетль: - Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня я предлагаю вам побывать в роли слушателей подготовительного курса Туймазинского медицинского колледжа.
Учитель:Я надеюсь, что среди вас есть люди, которые мечтают стать врачами. Кто-нибудь хочет стать врачом после окончания школы? Молодцы ребята.
Ученик: Врач должен быть умным, внимательным, отзывчивым, милосердным, готовым прийти на помощь.
Учитель: В течение урока я дам вам возможность показать те качества, которые необходимы будущим врачам. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Ученики: Да!
Учитель: - Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых врачей!Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
Проверка домашнего задания.
Учитель: - Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке.
Ученик: «Мышцы. Работа мышц»
Учитель:Давайте проверим ваши знания о строении и работе мышц. У вас на столах лежат тестовые задания. Выполните, эти задания теста. Дается вам 5 минут. (Показывают презентацию теста, учащиеся на листочках выполняют +тест, группа проверяет и выставляет оценки)
Опорно-двигательная система. Мышцы. Работа мышц.
Вариант 1А1. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?
1) из гладких мышц
2) из скелетных мышц
3) из эпителиальной ткани
4) из соединительной ткани
А2. Назовите основное свойство мышечной ткани.
1) пластичность
2)волокнистость
3) сократимость
4) гибкость
A3. Какая мышца отвечает за сгибание руки в локтевом суставе?
1) двуглавая
2) трехглавая
3) плечевая
4) четырехглавая
А4. Что руководит работой мышц?
1) опорно-двигательная система
2) кровеносная система
3) нервная система
4) система покровных органов
В1. В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов и внутренних органов?
__________________________________________________________________
Вариант 2
А1. С помощью каких мышц приводится в движение нижняя челюсть?
1) мимических
2) жевательных
3) косых
4) круговых
А2. К каким мышцам относится диафрагма?
1) к мышцам живота
2) к мышцам спины
3) к мышцам груди
4) к мышцам головы
A3. Где находятся мышцы, сгибающие и разгибающие пальцы?
1) на груди
2) на плече
3) на предплечье
4) на спине
А4.Какая из мимических мышц не только участвует в изменении выражения лица, но и помогает человеку есть и говорить?
1) жевательная
2) грудино-ключично-сосцевидная
3) височная
4) круговая рта
В1. Какие мышцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела?
Учитель:Взаимопроверка.
Учитель: Пожалуйста, ознакомьте нас с результатами теста.(Оценки)
Изучение новой темы
Учитель:Мы все знаем, что для врача необходимо такое качество, как внимательность. И для проверки вашей внимательности, уважаемые будущие врачи, мы предлагаем вам найти тему нашего сегодняшнего занятия. Для этого вы должны соотнести буквы и цифры в двух таблицах. В данном случае цифры как будто результат это анализ, а буквы - диагноз, который вы поставите больному, по результатам анализа. Успехов!
а п у
и о с
д я н т П п
и р н р е с
п е к е а ж
е к о о е д
л О
3 30 11 31 29 2
10 32 4 28 7 12
19 8 18 13 14 27
21 20 5 17 6 15
9 25 23 26 24 16
22 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
О с а н к а П р е д у п р е ж д е н и е
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
п л о с к о с т о п и я
Учитель: Молодцы, мы нашли тему нашего урока. Запишите тему урока: «Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Учитель:А какую цель мы поставим перед собой? Давайте сообща, сформулируем цели нашего урока.
УчащиесяВысказывают свои мнения: Нр: Узнаем, что такое осанка, плоскостопие.
Учитель: Хорошо, ребята. Если вы будете врачами, решительность вам не помешает.Я предлагаю группам следующие задания.
Учитель: Открыли учебник стр. 73 п 15.,
Задания: I группа составляет опорную схему по теме «Осанка»
II группа читает текст по предупреждению искривления позвоночника, выпускает санбюллетень «Как предупредить искривление позвоночника».
Учитель:Давайте посмотрим результаты ваших работ. Как вы знаете, врачи должны быть очень оперативными, т.е. быстрыми. Посмотрим уровень оперативностиIгруппы. Покажите нам вашу опорную схему и озвучьте. Посмотрим их сообразительность.(1 группа озвучивает опорную схему).
Ученик: Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении. При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны.
Степени нарушения осанки:
- отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);
- отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата. Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика);
- искривления позвоночника затрагивают скелет:
а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;
б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;
в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая, круглая спина).
Каковы причины нарушения осанки?
1. Неправильное положение за столом
2 . Неравномерная нагрузка на мышцы
3. Неполноценное питание
4. Неправильная манера стоять, походка
Значит, нужно сохранять осанку при любой деятельности – сидите ли вы за партой или переносите тяжести. Как же быть в данном случае? как правильно сидеть?
1.В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
2.Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
3.Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
4.Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
5.Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
6.Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.
Теперь давайте выясним признаки правильной осанки (смотрим на рисунок, я буду помогать – предлагаются варианты ответов на каждую позицию).
1.Голова и туловище держатся (наклонно, прямо, откинуты назад)
2.(Голова, рука, шея) слегка приподнята
3.(Плечи, руки, ноги) несколько отведены назад
4.Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла)
5.Плечи находятся на (одном, разном) уровне
6.Живот (побран, опущен, расслаблен)
7.В поясничной области имеется (небольшой, средний, большой)изгиб вперед
Лабораторная работа. Правильность осанки. (провести с одним-двумя учениками из класса) Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Физкультминутка
Учитель: - А теперь все встали. Предлагаю провести оздоровительную минутку.
а) Для предупреждения сутулости, искривления позвоночника соединяем пальцы обеих рук за спиной, держим, чтобы мизинцы были параллельно позвоночнику.1 мин.
б) Для предупреждения плоскостопия:
Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой. Спасибо, будьте здоровы!
Учитель: Спасибо I группе. Для будущих врачей вы очень оперативны и сообразительны. А теперь посмотрим, как развита у будущих врачей IIгруппы милосердие, гуманность. Они должны были выпустить санбюллетень, чтобы помочь людям предупредить искривление позвоночника. (2 группа оформляет на ватмане санбюллетень, озвучивает).
Учитель: Теперь проверим умение проводить медицинские осмотры Iгруппа. (первая группа знакомит результатами)
Учитель:Молодцы, из вас могут вырасти хорошие врачи-ортопеды.
Учитель:А теперь,II группа познакомит нас с результатами домашнего задания – мини-исследования. (показывают презентацию по мини-исследованию).
Ученик (Выступление): Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Проводя исследования мы выявили, что в нашем классе есть нарушения и мы их скажем каждому индивидуально. Чтобы избегать плоскостопия мы раздадим вам правила. (Раздает профилактику плоскостопия).
Учитель: Спасибо II группе, вы умеете проводить исследования, установить диагноз, дать рекомендации для пациентов. Также вы очень гуманны, тактичны как все врачи, не называете имена тех, у кого плоскостопие.
Закрепление.
Для закрепления полученных знаний, для вашего внимания предлагаю следующую презентацию. (Презентация по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Учитель:
1) а) Что вы скажете людям, которые носят туфли на высоком каблуке;
б) кроссовки.
2) Объясните поговорку «Без осанки конь- корова».
Ученик: Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой.
V. Рефлексия «Метод пяти пальцев».Нарисовать левую руку и написать на каждый палец:
М. (мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?
Б. (безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?
С. (средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?
У. (указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?
Б. (большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?
Учитель: Сегодня выбыли очень организованными, внимательными, милосердными, гуманными слушателями подготовительного курса. Я надеюсь, что слушатели этого курса поступят в медицинские учебные заведения. Будут хорошими врачами.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Выбрать из предложенных заданий одно:
Собрать еловые шишки, используя их, придумать упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Самостоятельно составить тест из 10 вопросов по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия».
Спасибо за урок! Вы прекрасные ученик
Профилактика плоскостопия:
Не носить слишком тесную обувь.
Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).