Статья Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах

« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»
Я так надеюсь на твоё желанье
Узнать, постичь, преодолеть себя.
Пойдём , малыш ,
по лесенке познанья ,
Дай руку и не бойся: рядом я!
С. В. Трушин

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.
Чего недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот – к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Представьте себе тот этап обучения, когда изучение материала завершено. Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики сказать изученное правило и привести примеры? Наверное, да. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы. Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает. И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний Чаще всего детские тексты будут испорчены (в большей или меньшей степени) ошибками на изученное правило.
Академик Александр Львович Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки
Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» Возникает вопрос: а почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения этих правил?
Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Отсутствие орфографической зоркости делает непродуктивной еще одну операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении любых письменных работ. Призыв «Проверяйте!» подталкивает учащихся к перечитыванию написанного. Но снова неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной.
. Перефразируя один из тезисов учебника «К тайнам нашего языка», можно сказать: полноценное содержательное обучение орфографии – полноценный орфографический самоконтроль.
Орфографический самоконтроль– это умение контролировать ход орфографического действия, т.е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина, прежде всего, в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально («Зачем проверять, если ошибки всё равно «прячутся?».Перед детьми возникает орфографическая задача. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
во-вторых, определить ее вид, проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
в-четвёртых, решить задачу, т.е. выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат - вывод о правильном написании.
в-пятых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
1. Что надо проверять?
Надо проверять безударную гласную.

2. Где надо проверять?
Проверять надо в корне, так как написание безударной гласной в других частях слова не подчинено правилу.

3.Как надо проверять?
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать родственные слова или изменить форму слова.

4. Чем надо проверять?
Проверять надо ударением, т.к. в положении под ударением написание гласной соответствует правилу.

5.Напиши слово в соответствии с правилом.



Я . А . Каменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Целями использования данного приёма является:
проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
формирование орфографической зоркости учащихся;
развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
формирование у учащихся самоконтроля.

Я считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение

У гришы жыл Кот рыжык

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то , что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.

Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски . Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктат ,а педагогика сотрудничества.
Я считаю, что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.

«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем , занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии , «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».


Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся я даю право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. В процессе проверки у ребёнка есть время подумать над данной орфограммой. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил: "Сомнение - начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение - будет найдена истина.




Список использованной литературы:
Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. - М.: «Просвещение», 1999.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах. -М.: « Просвещение», 2000.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Орфография и русский язык. - М.: «Айрис-пресс», 2003.