Конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества


Конкурс чтецов «Отечества достойные сыны», посвящённый Дню защитника Отечества
Цели: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, формирование добрых чувств, уважительного отношения к старшему поколению.
Задачи.
Раскрыть творческие возможности воспитанников при помощи стихотворных произведений.
Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину.
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений на военную тематику.
Подготовка: Приобретение грамот, художественной литературы для вручения победителям, призов для всех участников конкурса.

Ход конкурса
1 ведущий.
У каждого народа есть славные воинские победы, память, о которых передаётся из поколения в поколения. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество.
2 ведущий
23 февраля – День защитников Отечества, это особенный праздник. Не было бы нашей страны, не было бы нас с вами, если бы на протяжении веков нас не защищали бы от врагов мужественные и умные люди, которые не щадили своей жизни ради процветания своей страны. О них во все времена слагались былины, пословицы и поговорки, писались песни, стихи, рассказы и романы.
1ведущий.
Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля - это День Защитника Отечества.
2 ведущий.
И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.
23 февраля – это День настоящего мужчины.
1 ведущий.
Сегодня наш конкурс чтецов мы посвящаем этому замечательному празднику.
2-й ведущий:
Конкурсанты со сцены прочитают стихи на патриотическую тему, главным образом посвящённые людям, чьему героизму мы обязаны нашим безоблачным детством.
1-й ведущий:
Эти люди, наши прадеды, деды и отцы, рисковали своими жизнями, отдавали их, не задумываясь – для того, чтобы существовала, процветала и оставалась свободной Родина. Вечная память погибшим, вечная слава живым!
2-й:
В нашем конкурсе принимают участие студенты 1 и 2 курсов, а в качестве членов жюри хотелось бы вам представить…
1-й:
Каждый конкурсант оценивается по следующим критериям:
- Выразительность и громкость прочтения.
- Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
- Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
- Эмоциональность исполнения.
- Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
2-й:
Война – одна из самых печальных, но и самых великих, грозовых, знаменательных страниц в истории любой страны. Каждый день мы слышим по много раз: «в войне», «о войне», «на войне». Это Отечественная война, Великая Отечественная война, война в Афганистане и Чечне. Странно: но мы пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся.
1-й:
Эта война, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Многие матери лишились сыновей, жены потеряли мужей, дети остались сиротами.
2-й.
На сцену приглашается первые конкурсанты группа …
1-й.
Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше страшную цену победы.
1-й:
Что может быть тяжелее и горестнее для человека, чем видеть Отечество свое в руках неприятельских, душу своего народа поруганной, а тело его закованным в цепи врага! А дети на войне? Это ведь вообще противоестественно!
Стихотворения читает группа…
2-й
Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.
1-й:
Стихотворения читает группа …
1-й.
В войне не хватает всего: машин, горючего, снарядов, винтовок… Единственное, кого не жалеет война – так это людей.
2-й.
На войне, на самой страшной войне и женщине пришлось стать солдатом. Она защищала Родину, шла в бой с оружием в руках, перевязывала раненых, стояла у станка, рыла окопы, пахала и сеяла.
Но и ждала. И своим ожиданием тоже приближала долгожданный День Победы.
1-й.
Стихотворения читает группа …
2-й
По всей нашей необъятной стране в каждом городе или деревне, поселке или селе - всюду высятся памятники, монументы с высеченными именами погибших воинов. Есть много братских могил, могил неизвестных солдат и в других странах, к которым люди - родные и незнакомые - возлагают цветы, отдавая тем самым дань памяти погибшим.
1-й
Шёл 1945 год. Война приближалась к концу. Наши войска вели победные бои в столице фашистской Германии – городе Берлине.
2-й
9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Тогда мы отстояли свою землю. Тогда перестала литься кровь её защитников, и народ начал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни. День Победы - светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа - победителя.
1-й
- Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: «Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами…»
2 -й
Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз, приходя к Вечному огню, мы думаем о тех, кто остался на полях сражений. Победа в войнах досталась нам дорогой ценой.
Стихотворения читает группа…
1-й
Идет время. Чем дальше от нас военные годы, тем глубже и полнее оцениваем мы бессмертный подвиг нашего народа.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою
в свой край, неведомый, война.
2-й
Они бессмертья не просили,Сложили голову в боюЗа синеву полей России,За власть Советскую свою.И не могли они иначе.Иного не было пути.Не каждый в списке обозначенУ обелиска на груди.1 ведущий
За всё, что есть сейчас у нас,За каждый наш счастливый час,За то, что солнце светит нам,Спасибо доблестным солдатам –Нашим дедам и отцам.Недаром сегодня салюты звучатВ честь нашей Отчизны,В честь наших солдат!
2-й
Теперь мы предоставляем немного времени нашему жюри.
2-й
Слово для подведения итогов конкурса предоставляется жюри.
1 ведущий.
На этом наш конкурс окончен, благодарим всех участников, зрителей и жюри. Участие всех конкурсантов будет отмечено хорошими оценками в журналах. Всех с праздником!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы,наши мальчики головы подняли,повзрослели они до поры,на пороге едва помаячилии ушли за солдатом солдат...До свидания, мальчики! Мальчики,постарайтесь вернуться назад.Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,не жалейте ни пуль, ни гранати себя не щадите вы... И все-такипостарайтесь вернуться назад.Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:Вместо свадеб — разлуки и дым!Наши девочки платьица белыеРаздарили сестренкам своим.Сапоги... Ну куда от них денешься?Да зеленые крылья погон...Вы наплюйте на сплетников, девочки!Мы сведем с ними счеты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,Что идете войной наугад...До свидания, девочки! Девочки,Постарайтесь вернуться назад!
Николай Тихонов «Невидимая линия»
Поля, холмы, лощины темно-синие
И перелески легкою волной
Но через все невидимая линия,
Неслышная идет передо мной.
От Ладоги вы всю ее пройдете,
Она к заливу прямо приведет,
На старой карте вы ее найдете,
С пометкой грозной – сорок первый год.
Та линия еще сегодня дышит,
Она по сердцу вашему идет,
Она листву вот этих рощ колышет
И в новый дом подчеркивает вход.
Возможно поколеньям близким
Не так, как будущим, она видна,
Хоть кое-где гранитным обелиском
И надписью помечена она.
Но, кажется, она еще дымится
И молнии пронизывают мрак,-
На ней – на этой огненной границе –
Отброшен был и остановлен враг.
Заговорила роща на откосе,
Прислушайся, о чем шумит она,
Как будто ветер, набежав, приносит
Бесчисленных героев имена!
Елена Благинина «Папке на фронт»
- Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,Только в этот раз не на войне.Я немного даже удивился -До чего ж ты прежний был во сне!Прежний-прежний, ну такой же самый,Точно не видались мы два дня.Ты вбежал, поцеловался с мамой,А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,Я визжу и висну на тебе.Мы с тобою начали бороться,Я, конечно, одолел в борьбе.А потом принёс те два осколка,Что нашёл недавно у ворот,И сказал тебе: «А скоро ёлка!Ты приедешь к нам на Новый год?»Я сказал да тут же и проснулся,Как случилось это, не пойму.Осторожно к стенке прикоснулся,В удивленье поглядел во тьму.Папа, ты вернёшься невредимый!Ведь война когда-нибудь пройдёт?Миленький, голубчик мой родимый,Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляюИ желаю вовсе не болеть.Я тебе желаю–прежелаюПоскорей фашистов одолеть!Чтоб над всем таким большущим миромДнём и ночью был весёлый свет...Поклонись бойцам и командирам,Передай им от меня привет.Пожелай им всякую удачу,Пусть идут на немцев как один......Я пишу тебе и чуть не плачу,Это так… от радости… Твой сын
Сергей Михалков «Десятилетний человек»
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу - прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза

Константин Симонов
Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.Был исцарапан пулями лафет.Отцу казалось, что надежней местаОтныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.Привязанный к щиту, чтоб не упал,Прижав к груди заснувшую игрушку,Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.Проснувшись, он махал войскам рукой…Ты говоришь, что есть еще другие,Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,Которыми я плакал там, в пыли,Как тот мальчишка возвратится с намиИ поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,Призвал нас к бою воинский закон.Теперь мой дом не там, где прежде жили,А там, где отнят у мальчишки он.

Вероника Тушнова «Кукла»
Много нынче в памяти потухло,а живет безделица, пустяк:девочкой потерянная куклана железных скрещенных путях.Над платформой пар от паровозовнизко плыл, в равнину уходя...Теплый дождь шушукался в березах,но никто не замечал дождя.Эшелоны шли тогда к востоку,молча шли, без света и воды,полные внезапной и жестокой,горькой человеческой беды.Девочка кричала и просилаи рвалась из материнских рук,—показалась ей такой красивойи желанной эта кукла вдруг.Но никто не подал ей игрушки,и толпа, к посадке торопясь,куклу затоптала у теплушкив жидкую струящуюся грязь.Маленькая смерти не поверит,и разлуки не поймет она...Так хоть этой крохотной потерейдотянулась до нее война.Некуда от странной мысли деться:это не игрушка, не пустяк,—это, может быть, обломок детствана железных скрещенных путях

Татьяна Черновская «Стихи о почтальонке»
Ей пятнадцати нет. Девчонка.Невысока и очень худа.Письмоносица, почтальонка,По прозванию Нюрка-беда.В зной и в слякоть, в метель со стужейС сумкой кожаной наперевесРазнести Нюрке почту нужно По пяти деревенькам окрест.Дома двое младших братишек,Мать болеет почти уж год.Слава Богу, отец с фронта пишет –Ждут и верят, что он придет.Он придет, и все будет как прежде,Как в далеком-далеком вчера.Не лиши только, Боже, надежды…И опять на работу пора.Ребятишкам – картошка в печке,Ей с утра – с сумкой наперевес.А что впроголодь…Бегать легчеПо пяти деревенькам окрест.В деревнях – старики да дети,Бабы – в поле, то сеют, то жнут.Почтальонку вдали приметятИ с сердечной тревогой ждут.Треугольник – живой! Удача!Коли серый казенный конверт –Замолчат, закричат, заплачут…И померкнет в глазах белый свет…Защемит у девчонки сердчишкоОт людского горя и бед…Тяжела эта сумка слишком,Если там от беды привет.Вести черные – похоронки,Горя горького череда.Письмоносице, почтальонкеБез вины дали имя – Беда.Малолетка еще, девчонка –Только в косах полно седины.Письмоносица, почтальонка,Разносящая вести с войны
Юлия Друнина «Бинты»
Глаза бойца слезами налиты,Лежит он, напружиненный и белый,А я должна приросшие бинтыС него сорвать одним движеньем смелым.Одним движеньем - так учили нас.Одним движеньем - только в этом жалость...Но встретившись со взглядом страшных глаз,Я на движенье это не решалась.На бинт я щедро перекись лила,Стараясь отмочить его без боли.А фельдшерица становилась злаИ повторяла: "Горе мне с тобою!Так с каждым церемониться - беда.Да и ему лишь прибавляешь муки".Но раненые метили всегдаПопасть в мои медлительные руки.Не надо рвать приросшие бинты,Когда их можно снять почти без боли.Я это поняла, поймешь и ты...Как жалко, что науке добротыНельзя по книжкам научиться в школе!
Андрей Дементьев «Баллада о матери»
Постарела мать за тридцать лет,А вестей от сына нет и нет.Но она все продолжает ждать,Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?Много лет, как кончилась война.Много лет, как все пришли назад,Кроме мертвых, что в земле лежат.Сколько их в то дальнее село,Мальчиков безусых, не пришло.
…Раз в село прислали по веснеФильм документальный о войне.Все пришли в кино – и стар, и мал.Кто познал войну и кто не знал,Перед горькой памятью людскойРазливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.Вдруг с экрана сын взглянул на мать.Мать узнала сына в тот же миг,И пронесся материнский крик:- Алексей! Алешенька! Сынок! –Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,Встала мать прикрыть его собой.Все боялась – вдруг он упадет,Но сквозь годы мчался сын вперед.- Алексей! – кричали земляки.- Алексей! – просили. – Добеги!
Кадр сменился. Сын остался жить,Просит мать о сыне повторить.И опять в атаку сын бежит.Жив-здоров, не ранен, не убит.- Алексей! Алешенька! Сынок! –Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино…Все ждала, вот-вот сейчас в окноПосреди тревожной тишиныПостучится сын ее с войны.
Георгий Рублев
Это было в мае, на рассвете.Настал у стен рейхстага бой.Девочку немецкую заметилНаш солдат на пыльной мостовой.У столба, дрожа, она стояла,В голубых глазах застыл испуг.И куски свистящего металлаСмерть и муки сеяли вокруг.Тут он вспомнил, как прощаясь летомОн свою дочурку целовал.Может быть отец девчонки этойДочь его родную расстрелял.Но тогда, в Берлине, под обстреломПолз боец, и телом заслоняДевочку в коротком платье беломОсторожно вынес из огня.И, погладив ласковой ладонью,Он ее на землю опустил.Говорят, что утром маршал КоневСталину об этом доложил.Скольким детям возвратили детство,Подарили радость и веснуРядовые Армии Советской Люди, победившие войну!… И в Берлине, в праздничную дату,Был воздвигнут, чтоб стоять века,Памятник Советскому солдатуС девочкой спасенной на руках.Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле.Это он, солдат моей державы,Охраняет мир на всей земле.