Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
Акшенцева О.А., заместитель директора по УР,
учитель истории и культуры Башкортостана МОБУ гимназия №1 муниципального района Мелеузовский район РБ
По концепции ФГОС второго поколения к выпускникам школ предъявляются высокие требования - необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужен объем полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в разрезе всех предметов и в повседневной жизни, они должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к учебе, то есть развития познавательной самостоятельности учащихся.
Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически. Мы привыкли думать, что нужно только заставить внимательно слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Необходимо сделать из ученика не «вольного слушателя», а активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. На сегодняшней день ученик в основном заинтересован только в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учебе и в жизни.
По мнению многих учёных, дальнейший прогресс человечества будет зависеть от скорости нахождения эффективных способов изучения информации, путей обработки и передачи её от предыдущих поколений к последующим.
Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
      Шестнадцатилетний опыт работы учителем ИКБ дает возможность сделать определенные выводы: сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модернизации образования существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление;у учащихся не сформирована методика работы с текстом и учебной литературой в целом в контексте продуктивного чтения;вызывает затруднение оформление больших массивов учебного материала в виде наглядного и компактного планшета, отсутствует способность критического мышления.
При подготовке к урокам первостепенно возникает вопрос: «Как достичь осмысления большого объема учебного материала, обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной перенасыщенности, связанной с перегруженностью учебников излишней информацией, с недостаточно последовательно и конкретно изложенным материалом в параграфах?». Тем более на изучение предмета «История и культура Башкортостана» отведено минимальное количество времени при огромном объеме изучаемого материала, отсутствии обновленного учебника, соответствующего программе предмета. Поиск ответов на эти вопросы привел нас к технологии проектирования логико-смысловых моделей представления и анализа знаний, предложенной доктором педагогических наук, профессором БГПУ имени Акмуллы В.Э.Штейнбергом.
Отчетливо видно, что легче всего идет наглядное обучение. Учебная модель – это особая форма наглядности, которая рождается на глазах учеников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более четко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. При проектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая память, что значительно повышает интеллектуальную активность. Решающим преимуществом модели является наличие объема, массы, фактуры, рисунка и цвета.
Установлено, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие – если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений),
Поэтому в преподавании общественных дисциплин невозможно обойтись без использования таблиц, опорных схем. Но если они предоставляются в готовом виде (без участия обучающимися), то они превращаются в «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.Логико-смысловые модели при большом объеме материала отличаются лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, возможностью выделения основного материала цветом, с помощью знаков. Они позволяют научить устанавливать причинно– следственную связь между предметами и явлениями,активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, развивать у обучающихся логическое мышление.
В нашей практике ЛСМ используем не так давно, но уже понятно, что это самый эффективный способ оформления предметного материала. ЛСМ можно использовать при любой форме урока, и усвоение нового материала, и обобщение пройденного, а также на всех этапах урока.Использование ЛСМ и матриц на этапе целеполагания позволяет научить учащихся: кратко и четко формулировать цели (задачи) урока; устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями; делать самостоятельный выбор. Учителю позволяет наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать время на данном этапе урока. На этапах урока «актуализация знаний», «изучение нового материала» моделируем ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определенной последовательности, позволяющей установить логические связи между ними. Это обеспечивает целостность, логичность и обозримость информации. Основным ее достоинством является организация и систематизация основного учебного материала. ЛСМ составляется одновременно на доске и в тетрадях учеников при изучении данного вопроса на уроке. На этапе обобщения и систематизации ставлю цель: «Используя ЛСМ, расскажите друг другу изученный материал». Использую ЛСМ на этапе рефлексии и подведения итогов. Это позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученного материала. Мне провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику.
Сами действия по плану для составления логико – смысловой модели уже формируют у учащихся такие умения как продуктивное чтение (определить круг изучаемых вопросов, разбить тему на подтемы, сформировать смысловые группы), умение выделять главное и выявить смысловые связи между объектами знаний.
Большим плюсом при составлении ЛСМ можно отметить возможность подстраивать их под возрастные особенности учащихся. В 5-6 классах – использование иллюстраций, в 7-9 классах – выделение координат цветом. А самое главное это дает возможность самим обучающимся осмысливать проделанную работу и действовать творчески.
На начальном этапе, логико – смысловые модели составлялись полностью учителем и в готовом виде подавались учащимся.
Затем мы стали составлять их вместе с учащимися на уроке:
выбирать “каркас” (как правило, восьмилучевого вида); 
определять круг изучаемых вопросов (тему, раздел знаний); разбивать тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы; 
формулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы (координаты); 
формулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
выявлять смысловые связи между объектами знаний.
Когда техника составления ЛСМ была отработана, учащиеся сами составляют модель, выделяют главное и заполняют её. В 5-6 классах на уроках составляем каркас и заполняем часть координат, остальное учащиеся заполняют дома. Это позволяет охватить большой объем материала, систематизировать его. У учащихся формируется красивая логически построенная речь, расширяется понятийный аппарат.
Таким образом логико – смысловые модели позволяют:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;
делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними  и закономерности;
компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;
сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
Все это повышает интерес учащихся к предмету История и культура Башкортостана, расширяет кругозор детей, а самое главное формирует универсальные учебные действия и межпредметные знания у учащихся.
Моделирование с помощью ЛСМ является не только эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления учащихся, но и способом повышения познавательной самостоятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что построение и применение ЛСМ создает условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, развития познавательной самостоятельности, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать.
Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность обучающихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряженности в отношениях, повышение качества знаний и обученности.
Использованная литература:
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., «Просвещение»,2010
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М., Народное образование, 2002
Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов. Уфа, 1999