«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА)»


«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА)»
(слайд 2)
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
(Иосиф Бродский)
(слайд 3)
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 мл. людей. Среди них:
280 тысяч китайцев
50 тысяч русских
30 тысяч американцев
25 тысяч японцев
Очень часто приходится сталкиваться с жалобами родителей и педагогов на «неуправляемость» детей и подростков. Иногда сами педагоги и родители просят проверить, все ли в порядке у ребенка с психикой. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок. И как это ни цинично и страшно, иной раз подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью — наконец-то вы обратите на меня внимание.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 14-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых суицидов Россия занимает 1 место в мире.
В России самоубийство, как причина смерти, находится на пятом месте в ряду других причин. Некоторые отечественные специалисты сообщают о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность. По данным Генеральной прокуратуры России 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых и сверстников, бестактным поведением взрослых, конфликты с одноклассниками, друзьями.
Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.
Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие способы», которые реже приводят к смерти. 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния. В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35–70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.
Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.
(слайд 4)
Что такое суицид и кто на него способен?
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно, умышленное самоповреждение со смертельным исходом.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
(слайд 5)
(слайд 6)
Факторы суицидального риска: генетические (передающиеся по наследству), психолого-психиатрические (психологические и психические заболевания), социально-средовые (общество, семья, близкие люди).(слайд 7)
Суицидальные мотивы группы риска
Линостно-семейные (ранняя половая жизнь, несформированность пониманиясмерти)
Состояние здоровья (депрессии)
Конфликты, связанные с асоциальным поведением (отсутствие идеологии в обществе, саморазрушающее поведение)
Конфликты, связанные с работой (учёбой)
Материально-бытовые трудности
(слайд 8)
Виды суицидального поведения:
демонстративно-шантажное
самоповреждающееистинное
(слайд 9)
Группы риска
Подростки с предыдущей не законченной попыткой суицида (парасуицид)
Демонстрирующие суицидальные угрозы
Имеющие тенденции к самоповреждению (уатоагрессию)
Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения
Злоупотребляющие алкоголем
(слайд 10)
Употребляющие наркотики и токсические препараты
Страдающие аффективными расстройствами
Страдающие хроническими или фатальными заболеваниями
Переживающие тяжёлую утрату
С выраженными семейными проблемами
(слайд 11)
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
Ощущает себя жертвой насилия.
Слишком критически настроен по отношению к себе (очень завышенная или очень заниженная самооценка).
(слайд 12)
Степени суицидального риска
Незначительный риск
Средний риск
Высокий риск
(слайд 13)
Признаки суицидального поведения
Словесные
Уход в «себя».
Депрессия.
Угрозы.
Разговоры о смерти.
Намёки о своем намерении.
Много шутят на тему самоубийства.
Заинтересованность вопросами смерти.
Психологическая травма.
(слайд 14)
Поведенческие
Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость.
Проявляют капризность, привередливость.
Агрессивность.
Нарушается аппетит (есть слишком мало или слишком много)
Приводят в порядок дела.
Мирятся с давними врагами.
Демонстрируют радикальные перемены в поведении (спят слишком мало или слишком много; стал неряшливым; пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении; замкнулся от семьи и друзей; стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; проявляет попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния). (слайд 15)
Помощь педагогов в заблаговременном выявлении таких детей может выразится в том, что общаясь с ребёнком, вы можете увидеть признаки проблемного состояния: напряжения, апатия, агрессивность и.т.п. Педагог может обратить внимания школьного врача, психолога, родителей, администрацию школы на этого подростка. Старшему подростку вы можете предложить разьяснительную беседу, в которой пояснить, что видит его состояния и советует обратится к психологу, так как оно требует работы специалиста.
№ п/п Класс Что надо знать? На что обратить внимание
1 1 – 4 Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.
2 5 Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка (включасть в планы воспитательной работы кл. часы, беседы).
3 6 Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» (кл. часы, беседы).
4 7 Развитие навыков общения. Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов).
5 8 Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов.
6 9 Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору. Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе
7 10-11 Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
(слайд 16)
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию)1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всему, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, что его беспокоит, в чем проблема. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно не оставлять человека в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец".Ди Снайдер