Из опыта работы Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Коряжмы»








Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении
через деятельность школьного ПМПконсилиума.






Тип разработки – материал из опыта работы ПМПк ОУ
– организация работы по
профилактике правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних в ОУ

Бобкова Алена Станиславовна –
педагог-психолог МОУ«СОШ№2 г.Коряжмы»,
председатель школьного ПМПк




2012
Ребенок, как цветок,
И только специалисты знают
как искорежен, изломан, растоптан
Бывает он порою.
И как неимоверно трудно
Сохранить его и вырастить

Количество детей с задержкой психического развития просто велико.
Количество детей с задержкой психического развития в ОУ нашей страны в 90-е годы составляло в среднем 5 – 15%, то к 2010 году – это 15 - 30%.
К сожалению, из года в год мы наблюдаем отрицательную динамику состояния здоровья детей как поступающих в школу, так и в период обучения. Дополнительным фактором, усугубляющим состояние детей, являются неблагоприятные социальные условия проживания, низкий культурный уровень родителей.
В нашей образовательном учреждении в 2011/2012 учебном году - 3 СКК VII вида.
Сопровождение – это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути решения проблем, ситуаций. (Битянова М.Р.)
Цель психологического сопровождения СКК VII вида: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Школа - команда специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. ПМПк школы – организатор и координатор процесса психолого-педагогического сопровождения в системе специального образования.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны:
Начальная школа определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум – наиболее распространённая и действенная форма работы команды специалистов, в которую входят классный руководитель, школьный врач, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
Алгоритм взаимодействия специалистов ПМПк при сопровождении учащегося и или класса.
Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
Информационный обмен специалистов ПМПк.
Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).
Проблемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
Формы, объём, сроки работы по сопровождению ученика каждым специалистом ПМПк.
Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями, учениками.
Формы контроля и ответственные за осуществление контроля за работой специалистов ПМПк по сопровождению ребёнка.
Оформление документов.
Формы взаимодействия специалистов ПМПконсилиума определяются основными направлениями работы: диагностическое, коррекционное, консультативное, просветительское, профилактическое и организационное.
Диагностическое направление:
комплексный сбор данных о ребёнке (информация от родителей, ближайшего окружения, медицинский анамнез, результаты обучения);
многоуровневая диагностика со сведением результатов;
совместное проведение диагностики;
этапная комплексная диагностика, отслеживание динамики развития учащихся и результатов коррекционных занятий;
сопоставительный анализ динамики (результатов сопровождения командой, прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребёнка, соответствия прогнозу).
Общая задача диагностического направления работы является определение круга проблем ребёнка. Оно не преследует цели постановки клинического диагноза, а направлено на качественное описание уровня развития ребёнка.
Удобный диагностический инструментарий специалистов ПМПк (индивидуальная, углубленная диагностика)
Карта наблюдения за ребенком;
Схема-характеристика классного коллектива;
Схема-характеристика учащегося;
Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания;
Самодиагностика семейного воспитания «Знаете ли вы своего ребенка!» (Щацкого).
Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка (класса) определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Коррекционное направление:
составление индивидуальных комплексных программ занятий по коррекции нарушений;
реализация индивидуальных комплексных программ;
корректировка программ.
В некоторых областях коррекционной работы специалистов имеются пересечения, которые являются их общим полем и способствуют дополнению общей картины в системном анализе личности ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа в СКК VII вида специалистами ПМПк на 2011-2012 уч. год.

СПЕЦИАЛИСТ
ПМПк:
4Б = 12

4В = 10

6В = 14


классный
руководитель

Программа «Гори, гори, моя звезда»
Цель: содействие развитию образованной, нравственной личности.
Программа «Ступени познания»
Цель: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика.
Кружок «Занимательная математика».
Программа «Новое поколение»
Цель: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

учитель – предметник
Русский язык, математика – коррекция знаний, полученных на уроке.
Чтение – развитие навыков чтения.
«Мир вокруг нас»
Русский язык – коррекция знаний, полученных на уроке, развитие орфографической зоркости.
Математика – коррекция знаний, отработка вычислительных навыков.
Чтение – развитие навыков чтения.
«Мир вокруг нас»
Русский язык – коррекция знаний, полученных на уроке.
Химия – коррекция знаний, полученных на уроке.
Математика – «Гимнастика для ума»
Цель: развитие сообразительности, навыков устного счета, памяти и внимания

психолог
Программа индивидуально-групповой
коррекционной работы с учащимися
«Посмотри внимательно на мир», 17 час.
(среда – 7 урок)
Индивидуальное сопровождение:
1.П. Максим
2.П.Вика
Программа индивидуально-групповой
коррекционной работы с учащимися
«Посмотри внимательно на мир», 17 час.
(среда – 6 урок)
Индивидуальное сопровождение:
1.Ш. Владимир
2.К. Никита
Программа «Я и мое здоровье», 34 часа (пятница – 7 урок)
Индивидуальное сопровождение:
1.Р. Вадим
2.Ш.Влад
4.З.Настя
5.М. Артем

логопед
(в декретном отпуске)
----------------------
----------------------
----------------------

социальный педагог
Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:
1.М.Коля (воспитанник д/дом-школа)
2.Т. Игорь (сопровождение семьи СОП)
Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:
1.К. Никита (сопровождение семьи и учащегося)
2.Л.Дима
(сопровождение семьи и учащегося)
3.Г.Василина (сопровождение семьи и учащегося)
Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:
1.М. Артем
2.О. Расул
3.Ш. Владислав
(воспитанники д/дом-школа)
4.Р. Вадим
5.З.Настя (сопровождение семьи и учащейся)

школьный врач
Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, м/о март-апрель 2012 г
Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, м/о март-апрель 2012 год
Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, углубленный м/о октябрь 2011 года

психоневролог
1.М.Коля
2.Г.Глеб (индивидуальное, домашнее обучение)
1.Ш.Владимир
1.Ш.Владислав

учитель
коррегирующей
гимнастики
1.М.Коля
1.Н.Кирилл
2.Ш. Владимир
1.Р.Вадим
2.З.Настя


Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
положительная динамика развития эмоционально-личностной, интеллектуально-познавательной и творческой сферы обучающихся;
уменьшение количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
социально-приемлемое поведение учащихся, формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
качество обученности учащихся специальных (коррекционных) классов 7 вида (15-25%) и успеваемость учащихся (100%);
средний балл обученности детей, имеющих временные и постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания не ниже "3";
наличие детей, выведенных в общеобразовательные классы из специальных (коррекционных) классов 7 вида;
социальная адаптация выпускников основной школы (100% трудоустройство, поступление);
сохранение физического и психологического здоровья учащихся;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с обучающимися.
- Качество обученности учащихся СКК VII вида за 2010/2011 уч. год
Учебный предмет:

СКК VII вида

СКК VII вида

СКК VII вида

СКК VII вида

математика
33%
30%
55%
0%
ГИА – без «2»

литература (чтение)
50%
50%
30%
0%

русский язык
25%
30%
0%
0%
ГИА – без «2», «4/3»=38%

физическая культура
100%
100%
70%
75%




Главное – это научить педагога работать с причиной актуальных проблем ребенка, привлечь семью к разрешени проблем ребенка и подходить к коррекции комплексно.

Консультативное направление:
выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям;
индивидуальное консультирование педагогов и родителей;
индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума);
консультации командой специалистов образовательного процесса;
формирование коррекционных групп, составление индивидуальных комплексных программ развития.

Просветительское и профилактическое направление:
выступление на педсоветах, методических объединениях (общая тема раскрывается разными специалистами);
выступления на родительских собраниях (тематические выступления с рекомендациями);
создание печатных работ (памятки);
индивидуальную работу следует вести с родителями детей с ЗПР по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи;
реализация профилактических программ среди учащихся.
Построение работы команды специалистов характеризуется цикличностью и проводится по данной схеме:
Первичный консилиум
ребенок (класс) представляется на консилиум сразу после поступления в ОУ.
специалисты знакомятся с документацией и проводят первичное обследование ребенка
разрабатывается индивидуальная –коррекционная программа сроком на 2-3 месяца
определяется круг специалистов, место каждого специалиста в реализации программы и организационные формы коррекционной работы, определяется ведущий специалист
устанавливаются особенности взаимодействия с родителями
оформляется заключение консилиума и индивидуальная  программа работы с ребенком и его семьей.
Повторный консилиум
оценивается динамика развития ребенка (класса)
вносятся коррективы в программу
определяется направление и содержание работы до конца года
прогнозируются результаты коррекционно-образовательного процесса
оформляется заключение ПМПк и индивидуальная коррекционная  программа до конца года.
Итоговый консилиум
оценивается динамика развития ребенка (класса)
даются рекомендации к дальнейшему педагогическому маршруту и семейному воспитанию.
Важным моментом процесса взаимодействия специалистов сопровождения является заполнение единой документации, которая включает в себя:
протоколы заседаний консилиума;
протоколы первичных обследований детей;
представления на учащихся;
карты динамического развития детей;
бланки программ комплексной помощи учащимся;
журналы (регистрации заключений и рекомендаций, регистрации на ПМПк )
Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.
Индивидуальная карта сопровождения ребенка.
Заключения специалистов.
Статистический учет деятельности ПМПк.
ПМПк это первая и оперативная помощь ребенку в условиях учреждения, где он находится. Специалисты сопровождения – это команда единомышленников, реализующая общую цель; где от каждого члена команды требуется умение принимать решение и согласовывать его с мнением других специалистов, учитывать в своей работе их рекомендации, придерживаться общей стратегии.
Индивидуальная профессиональная ответственность каждого специалиста – залог качества всего коррекционно – развивающего и учебно-воспитательного процесса.
Важным в деятельности команды специалистов сопровождения является комплексный подход к проблемам ребенка на основе профессионального взаимодействия и взаимодополнения.
Нам, специалистам, необходимо помнить слова Клауса Фопель: «Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра».

15