Конспект урока по теме: Кислород.Оксиды.Горение


Мукашева Жанар Муратовна учитель химии высшей категории.
Урок по теме: Кислород. Оксиды. Горение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знании.
Цель: создание благоприятных условий для формирования положительного мотива в процессе познания и обобщения приобретенных знаний применение знаний в жизненных ситуациях. Создание коллобаративной среды.
Задачи:
-конкретизировать знания о кислороде, об оксидах как бинарных соединениях.
-развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, литературы и биологии.
-способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность.
-развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность, прививать культуру умственного труда, воспитывать толерантность.
Метод обучения: индивидуальная, парная, групповая работа.
Технология: педагогическая мастерская
Активные стратегии: «мозговой штурм», создание кластера, синквейн, «атомы и молекулы», «кейс метод».
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Индуктор- первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых оно должно актуализировать личный опыт каждого связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности в мастерской. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор-слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.Стратегия «атомы и молекулы» Создаются группы
Деконструкция- превращения материала в хаос, смещение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Дает карточки членам групп, раздает в группы по 4 карточки, каждая описывает конкретный материал.
Приложение №1 Знакомство с содержанием карточек
Самоконструкция- диалог участника мастерской с самим собой индивидуальное создание гипотезы, решения, текста -Познакомься с описанием текста, найди и выдели предложение, которое по смыслу не подходит к тексту. исправь ошибку. Самостоятельно выполняет задание каждый учащийся.
Социализация-предьявление созданного индивидуального продукта всем участникам: все что сделано индивидуально, должно быть обсуждено в группе, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. -Найди в классе единомышленников образуйте группы и обсудите выполнение задания. Образуют группы.
Социоконструкция- построение элементов группой Назовите условия, по которым вы образовали группу?
Приложение №2 Основанием является общее в описании текста, возможно, это будет принцип ошибки, заложенной в описании.
Составление кластера- постера.
Работа с «кейсами»
Афиширование-демонстрация работ учащихся в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, создают кластер-постер. Выступают со своими работами.
Рефлексия- осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек(группа людей) отражение ощущений возникающих у участников в ходе мастерской. Составление синквейна. синквейн
Приложение №1
Кислород — элемент главной подгруппы VI группы, второго периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 8. Обозначается символом O (лат. Oxygenium). Кислород — химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород при нормальных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода (формула O2), в связи, с чем его также называют дикислород. Кислород твердое вещество. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет, а твёрдый представляет собой кристаллы светло-синего цвета. Существуют и другие аллотропные формы кислорода, например, озон — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (формула O3). Официально считается, что кислород был открыт английским химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774 года путём разложения оксида ртути в герметично закрытом сосуде: Однако Пристли первоначально не понял, что открыл новое простое вещество, он считал, что выделил одну из составных частей воздуха (и назвал этот газ «дефлогистированным воздухом»). О своём открытии Пристли сообщил выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье. В 1775 году А. Лавуазье установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах. Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге (именно потому, что книга опубликована позже, чем сообщил о своём открытии Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода). Шееле также сообщил о своём опыте Лавуазье.
Приложение №2
  Кислородный коктейль рекомендуется для круглогодичного массового профилактического применения.
Кислородный коктейль - это пена, которую едят кофейными ложками. Кислородный коктейль повышает умственную и физическую работоспособность (дети меньше устают на занятиях), иммунитет, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям (снижение заболеваемости простудными заболеваниями на 10 - 15%), изгоняющий глистов и повышающий выносливость в спорте.
      Кислород самый необходимый и востребованный элемент в организме человека.
      Кислородный коктейль активизирует функции желудочно-кишечного тракта, улучшает пищеварительный процесс. Наиболее эффективен коктейль при хроническом гастрите, нарушениях сна и синдроме хронической усталости. Такой эффект объясняется тем, что кислород поступает в ткани не только через альвеолы лёгких, но и через капилляры желудка. В результате приёма кислородного коктейля в желудке создаётся депо из пузырьков кислорода и других компонентов, которые в течение 8 - 16 часов поддерживают повышенное  содержание кислорода и других компонентов в крови, что  невозможно даже в идеальных условиях леса. Это приводит к усилению обменных процессов с участием кислорода в головном мозге и тканях, что повышает иммунитет и работоспособность, а также способность к логическому мышлению, что имеет значение в учёбе и работе, а также повышает способность к задержке дыхания на 20%.
       В состав кислородного коктейля  входит:
медицинский кислород;
сироп шиповника;
сироп корня солодки;
пенообразователь;
фруктовые сиропы;
соки.
       Рекомендуется принимать кислородный коктейль за 30 - 60 минут до еды, либо через 2 - 3 часа после еды, 1 - 2 раза в день, через 1 - 2 дня.
       Противопоказания - индивидуальная непереносимость сиропов или пищевого желатина.
 В целях профилактики врачи рекомендуют принимать кислородный коктейль курсом: три раза по 20 дней с перерывом в 10 дней.
Возраст Дозировка
Дети от 3 до 8 лет По 1 стакану (100 г) 1 раз в день
Подростки 150-200 г 1 раз в день
Взрослые От 200 г 1 раз в день
Задание: сколько литров нужно приготовить кислородного коктейля для учеников вашего класса, если в вашем классе 22 ученика.
 
Приложение №1
Озо́н (от др.-греч. ὄζω— пахну) — состоящая из трёхатомных молекул O3 аллотропная модификация кислорода. При нормальных условиях — голубой газ. При сжижении превращается в жидкость цвета индиго. В твёрдом виде представляет собой тёмно-синие, практически чёрные кристаллы. Молекула О3 неустойчива и при достаточных концентрациях в воздухе при нормальных условиях самопроизвольно за несколько десятков минут превращается в O2 с выделением тепла. Повышение температуры и понижение давления увеличивают скорость перехода в двухатомное состояние. Молекула озона состоит из четырех атомов водорода. При больших концентрациях переход может носить взрывной характер. Контакт озона даже с малыми количествами органических веществ, некоторых металлов или их окислов резко ускоряет превращение. Высокая окисляющая способность озона и образование во многих реакциях с его участием свободных радикалов кислорода определяют его высокую токсичность. Воздействие озона на организм может приводить к преждевременной смерти. Наиболее опасное воздействие высоких концентраций озона в воздухе: на органы дыхания прямым раздражением; на холестерин в крови человека с образованием нерастворимых форм, приводящим к атеросклерозу. Озон отнесён к первому, самому высокому классу опасности вредных веществ. Для озонирования растворов, применяемых в медицине (как для внутривенного, так и для контактного применения). Атмосферный (стратосферный) озон является продуктом воздействия солнечного излучения на атмосферный (О 2) кислород. Однако тропосферный озон является загрязнителем, который может угрожать здоровью людей и животных, а также повреждать растения
Вопрос 5: ОЗОН
-43815867410 В приведенном выше тексте ничего не говорится о том, как формируется озон в атмосфере. В действительности каждый день некоторое количество озона образуется, а некоторое исчезает. Способ образования озона показывается с помощью следующего комикса (смешного рассказа в рисунках).
Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. Однако он не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает объяснения автора рисунков. Он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, но его интересует, что изображают маленькие человечки комикса, что означают эти странные надписи O2 и O3 и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает:
что O – обозначение кислорода;
что такое атомы и молекулы.
Опишите для своего дяди, что показано на каждом рисунке комикса.
В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы», также, как они используются в строках 5 и 6.
Оценка выполнения задания
Деятельность: демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др
Содержание: Наука о Земле
Ситуация: Глобальная
Код 3(1):Дается ответ, в котором приводятся все три элемента :Первый элемент: Молекула кислорода или молекулы кислорода (каждая из которых состоит из двух атомов кислорода) расщепляется на два атома кислорода (рисунок 1).
Второй элемент: Расщепление (молекул кислорода) происходит под воздействием солнечных лучей (рисунок 1).
Третий элемент: Атомы кислорода соединяются с другими молекулами кислорода и образуют молекулы озона (рисунки 2 и 3).
Приложение №1
Соединения элементов с кислородом называются оксидами. Не любое кислородсодержащее соединение может называться оксидом. Например, KMnO4 (уже известная нам марганцовка) не является оксидом, потому что содержит помимо кислорода еще два элемента (калий и марганец). Зато негашеная известь CaO, вода H2O, углекислый газ CO2 являются оксидами. Оксидом называется сложное вещество, состоящее из атомов двух элементов, один из которых - кислород. Поскольку кислород соединяется почти со всеми элементами, существуют оксиды как металлов, так и неметаллов. Оксиды металлов, подобно CuO, Fe2O3, СаО – твердые вещества. Оксиды неметаллов могут быть как твердые (P2O5), так и жидкие (H2O) и газообразные (как SO2 и CO2).Оксиды являются только жидкостями. Элементы с переменной валентностью могут образовывать несколько оксидов. Чтобы их отличать, в названии оксида указывают валентность связанного с кислородом элемента.
SO2 – оксид серы (IV)
SO3 – оксид серы (VI)
Cr2O3 – оксид хрома (III)
CrO3 – оксид хрома (VI)
Оксиды получают, например, с помощью реакций элементов с кислородом. S + O2 = SO2, 2Mg + O2 = 2MgOПриложение №2
1.Составьте формулы следующих оксидов: оксида углерода, оксида натрия, оксида кальция, оксида серы, оксида фосфора, оксида лития
2.Ответьте на вопросы:
1. Являются ли все эти вещества бинарными соединениями? ДА/НЕТ
2. Количество атомов кислорода зависит от валентности элемента? ДА/НЕТ
Приложение №1
Горение — это химическая реакция, которая протекает с выделением тепла и света. В случае, если среди продуктов горения присутствуют твердые вещества, то горение сопровождается светящимся пламенем. Например, при горении фосфора получается светящееся пламя, а при горении водорода его нет, так как в последнем случае образуется водяной пар. Метан горит почти бесцветно, голубоватым пламенем. А вот бензин горит достаточно ярко, так как углерод в нем сгорает не полностью и образуется сажа. Именно раскаленная сажа делает пламя ярким. Кроме того, такое пламя имеет более высокую температуру. Горение в чистом кислороде протекает более интенсивно, чем в воздухе, так как в нем содержится большое количество азота, который не поддерживает горение. При горении различных веществ в кислороде образуются оксиды, и выделяется тепло. Различные вещества загораются на воздухе под воздействием углекислого газа. Чтобы прекратить горение вещества, самым надежным способом является прекращение доступа воздуха и кислорода вместе с ним. Также можно также охладить вещество, облив его водой. Однако этот способ не всегда подходит. Например, некоторые металлы активно взаимодействуют с водой и тушения не происходит. Вещества, которые легко загораются, называются огнеопасными. К ним относятся эфир, бензин, спирт и др. Их пары могут вспыхнуть даже находясь поодаль от огня. если уменьшить доступ воздуха к горящему предмету (а, следовательно, уменьшить доступ кислорода), то горение замедляется и прекращается. Отсюда понятно, почему для тушения загоревшегося предмета на него следует набросить, например, одеяло или плотную тряпку. При пожарах для тушения горящих предметов часто используют пену. Она обволакивает горящий предмет и прекращает доступ к нему кислорода. Горение сначала замедляется, а затем и вовсе прекращается.
Приложение №2
Задание: Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:а) загорелась одежда на человеке;б) воспламенился бензин;в) возник лесной пожар.
Как действовать при пожаре
 
   ■ При возникновении пожара и в ходе его стремитесь сохранить самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.    ■ Приступайте к тушению очага возгорания, только если это в ваших силах. Тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью).    ■ При опасности поражения электрическим током отключите электропитание (выключите автоматы в щитке на лестничной площадке либо выкрутите пробочные предохранители).    ■ Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью.    ■ Для уменьшения притока воздуха во время пожара воздержитесь от открытия окон и дверей.    ■ Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, перекрыв газ, выключив электричество, прикрыв за собой дверь. Убедитесь, что соседи предупреждены о беде.
   ■ Горящее помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой. Для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись, чтобы не потерять ориентировку, нужно придерживаться стены.     ■ При невозможности эвакуироваться из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет - выйдите на балкон, закрыв за собой плотно дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.    ■ Не спускайтесь из окон и с балконов по веревкам и связанным простыням. Обычно это заканчивается падением и гибелью.
 Позвоните в пожарную службу по телефону 101!
   ■ Намочите плотную ткань (простыню, полотенце), при задымлении закройте ею дыхательные пути.   ■ Закройте горящее помещение (окна, двери), полейте дверь снаружи водой.     ■ При необходимости эвакуации из квартиры предупредите окружающих об опасности.   ■ Не заходите в лифт! Спускайтесь по лестнице.