«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»


ГУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25
«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ЗАСЕДАНИИ)
Подготовила: учитель ИЗО, черчения,
технологии и экономики
Погребицкая С.П.
город Астана
В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО и других предметов в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Я работаю в школе более 20 лет, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современной школы.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Использование активных методов в учебном процессе и внеклассной работе привели меня к выбору темы самообразования.
Моя тема самообразования:
Повышение мотивации учащихся на уроках ИЗО, технологии и экономики, с помощью методов активного обучения
Цель:
Стимулировать интерес учащихся к получению знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики.
Задачи:
Изучить методы повышения интереса к изучаемым предметам.
Применить методы активного обучения на уроках и во внеурочное время.
Анализировать результаты работы, полученные в процессе обучения на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики.
Изучив педагогическую литературу, по теме самообразования, могу выделить следующие:
Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Есть и другие, но менее эффективные виды мотивации:
Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
В мотивации учения важную роль играют:

Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы
Этапы изучения раздела, темы:
мотивационный
операционально-познавательный
рефлексивно-оценочный.
Мотивационный этап.
Создание учебно-проблемной ситуации
Формулировка основной учебной задачи
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Л.С. Выготский сказал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление»

Операционально-познавательный этап.
усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Рефлексивно-оценочный этап.
учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви в семье затрудняет развитие ребенка;
Влияние плохого психологического климата в классе;
Родительский страх мешает детям стать самостоятельными;
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию;
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться;
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться;
Переизбыток медийной информации вредит ребенку;
Нестабильное поведение в период полового созревания ребенка.
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям;
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»;
Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Избегать переоценок.
Вера в собственные способности через:
1. Обращать внимание на то, что волнует ученика.
2. Реагировать разумно.
3. Разъяснять непонятное.
4. Хвалить за конкретные дела и успехи.
5. Хвалить за старание.
6. Отмечать не только результат, но и потраченные усилия.
Существует выражение «Три кита учебной мотивации», которые можно показать в виде пирамиды:

КИТ 1 это -
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
Можно предложить задание для учителей: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно…
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?- Где происходило … ?- Кто открыл … ?- Что мы уже знаем о … ?- Перечислите …
- Каким образом … можно использовать для … ?- Кто изобрел … ?Через 1-2 минуты показать рекомендованные вопросы.
Выделены проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
Что случится, если…?
Назовите…
Сколько известно…
Какой …. является лучшим и почему?
Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
Из чего состоит…?
Каким образом… влияет на … ?
Кто участвовал…?
Чем похожи… и …. ?
На что похоже… ?
Где происходило … ?Кто открыл … ?
Что мы уже знаем о … ?
Перечислите …
Каким образом … можно использовать для … ?
Кто изобрел … ?КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
КИТ 3
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Основные виды активизации учебно-познавательной деятельности.
Занимательные задания.
Познавательные вопросы.
Развивающие упражнения.
Творческие задания.
Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
На схемах можно увидеть, какие основные виды активизации я использую во время учебно - воспитательного процесса.