Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии


Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географииПодготовила учитель географии Дунина Т.С.- учитель географии МОБУ СОШ№15 МО Кореновский район В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала. Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся. «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».Шаталов. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно». Дистерверг«Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности » Гербарт «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» Дистерверг Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. «Пирамида обучения» Люди запоминают В результате люди способны 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного 50% услышанного и увиденного 70% сказанного и написанного 90% сделанного и сказанного ими по поводу их действий анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать демонстрировать, применять, выполнять определять, перечислять, описывать, пояснять «Конус опыта» 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания. Функции самостоятельной работывыработка способности работать самостоятельно;развитие познавательной активности;стимулирование творческого мышления;повышение культуры умственного труда, интереса;осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");формирование умения планировать время;выработка ответственности и инициативности. Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Наличие конкретного задания3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. предусматривать ее место в структуре урока; оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала; предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы; определять форму заданий; устанавливать оптимальную длительность работы; предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. Планируя самостоятельную работу необходимо: виды самостоятельной работы по дидактической цели1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;2) закрепление и уточнение знаний;3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;4) формирование умений и навыков практического характера;5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. В зависимости от целей самостоятельные работы : Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные Развивающие. Творческие. Контрольные. задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся: наблюдение; упражнение; работа с текстом учебника 2.По звеньям учебного процесса задание на восприятие задание на систематизацию задание на закрепление учебного материала задание на повторение учебного материала 3.По характеру познавательной деятельности обучаемого репродуктивные задание творческие (продуктивные) 4.По характеру руководства подробные инструкции менее подробные инструкции. Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками. Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения. Решение задач и практические, лабораторные работы. Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант). Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)Ответы на вопросы по видеофильмуИндивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгойДля развития умения работы с книгой важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям 1.внимательно читать вместе с учителем определения2.выделять главные мысли параграфа 3.работать с рисунками, схемами, таблицамиЗадание может быть направлено на 1.подготовку по учебнику ответов на вопросы2.составление плана параграфа или его части3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом 4.составление схем и таблиц на основе текста учебника. По стр. 71 (учебника) КАКОВА СОЛЕНОСТЬ БАЛТИЙСКОГО И КРАСНОГО МОРЯ И ПОЧЕМУ? Река – это ………? Течение реки ? ? ? ? ? Речная система – ? Их типы,их характерные черты Классификация гор по высоте(заполните таблицу, пользуясь атласом) высокие средние низкие Более 2000м 1000-2000 До 1000 Испарение с поверхностиМирового океана Мировой круговорот воды Перенос воды на сушу воздушными потоками Конденсация водяного параИ выпадение осадков Просачивание вглубь Земли и сток с суши в океан Испарение с поверхностиМирового океана Задание:Распределите происходящие процессы в правильном порядке Расставьте цифры соответствующим на рисунке процессамМирового круговорота воды испарение – выпадение осадков – подземные воды – перенос влаги – сток с суши - Впиши недостающий текст. 1. Течение - это……2. Течение возникает под действием ………..3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ………4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.5. назови течения из карты (по три примера)теплые   холодные   Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода?У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло.А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают. А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы. Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь.Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете. Заполните кроссворд п о г о д а и к л и м а т Анализ половозрастного состава осуществляется по половозрастной пирамиде. Германии Индии Приведите примеры стран по каждому показателю 1. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%: 1 Япония 2 Канада 3 Мексика 4 Португалия 5 Австралия 6 ФРГ 2. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам: 1 развитым 2 развивающимся 3. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме АлжирАфганистанПарагвайДания Пользуясь интернет- ресурсами, письменно ответьте на вопросы:1. Какие моря омывают Антарктиду и почему они так названы?2. Какой пролив отделяет Антарктиду от ближайшего материка? Почему он так назван?3. Что вы знаете о Земле Грейама? 4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток?5. Как называется климат в Антарктиде?6. В чем особенность оазиса Ширмахера?7. Самый большой ледник в Антарктиде? Ожидаемые результаты:1. Успешное обучение большинства обучающихся.2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта.3. Положительное отношение к предмету.4.Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.5.Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным. Практический опыт учителей показал, что:1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний.2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.4. при систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера. 1. Была ли на уроке самостоятельная работа?2. Сколько времени она занимала?3. На каких этапах была самостоятельная работа:при проверке домашнего задания (время);при подготовке к усвоению новых знаний (время);при изучении нового (время);при закреплении (время).4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы?5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?репродуктивный (время);частично-поисковый (время);исследовательский (время).6. Формы организации самостоятельной работы:общеклассная;групповая;парная;индивидуальная.7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы?8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока. Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ( По Шамовой Т.И.)· Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность+ реализовано полностью реализовано частично - не реализовано. Спасибо за внимание!