Урок-проект по кубановедению Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.


Технологическая карта урока
Предмет: КубановедениеКласс: 4
Тема урока: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с подвигами героев-земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, сформировать чувство гордости за свою страну, свой народ;
Развивающая: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, организовывать свою работу индивидуальную, в группе, в парах, развивать познавательный интерес к изучению истории малой Родины;
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
содействовать развитию умения анализировать свои действия и формулировать выводы;
Регулятивные УУД:
определять самостоятельно цель учебной деятельности, искать средства её осуществления;
Коммуникативные УУД:
предвидеть последствия коллективной работы.
Личностные УУД:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
учить оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» и «плохие», разрешая моральные противоречия.
Оборудование: М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич учебник «Кубановедение» 4 класс; шаблоны для составления проектной работы «Уголок родного края» , клей, наглядный материал, выставка книг, презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание УУД
Деятельность
учителя
Деятельность ученика 1.Орг.момент
Здравствуйте, ребята.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
Пожелайте друг другу удачи на уроке.
Все хором: Ученики, приветствуют учителя.
Я желаю тебе удачи. Р.1.
2.Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним о чем мы говорила на прошлом уроке?
На столах у вас лежат разрезанные цветные полоски, как вы думаете для чего они нужны? Правильно, работает в паре, чья пара готова поднимаем руку. Итак, проверяем, отвечает 3-4 группы. Правильно молодцы, ребята. На прошлом уроке мы говорила о флаге России и о флаге Кубани.
Они нужны для того, чтобы мы собрали флаг Кубани и России.
Собирают флаги.
К.1.
Л.1.
3.Постановка целей и задач урока
- Ребята, какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят в природе весной?
-Весной мы сажаем цветы, деревья, чтобы наш родной уголок земли стал еще краше.
Сегодня на уроке мы с вами посадим дерево, но дерево не простое, а волшебное. На нем сейчас появятся необычные цветы с важными словами в жизни каждого человека.
Прочитаем хором эти слова: Весна, Май, Победа, Война, Герои, Жизнь, Подвиг, Ветеран.

- Опираясь на эти слова, скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке кубановедения мы будем говорить на очень серьезную тему: о Великой Отечественной войне, которая стала тяжелейшим испытанием для всех народов нашей необъятной страны, в том числе и для жителей нашей родной Кубани.
Тема: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
(слайд 1) Весна.
Природа пробуждается ото сна.
Хором читают слова : Весна, Май, Победа, Война, Герои, Жизнь, Подвиг, Ветеран.
Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной Войне.
П.1.
Р.1.
Л.1.
К.1.
4.Изучение нового
- Ребята, а как вы понимаете слово земляки?
-Как называется территория, на которой мы с вами живем?
Ребята, а когда началась Великая Отечественная война?
- А когда закончилась?
- А сколько лет длилась Война?
В 1941 году началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. На защиту Родины встали все – от мала до велика.
(видеозапись с песней «Вставай страна огромная»)-на слайде 2.
Главный девиз жизни на то время: «Все для фронта! Все для Победы!»
Наши земляки - кубанцы успели вырастить небывалый урожай, собранный быстрыми темпами к обороне края. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
В августе 1942 года фашисты оккупировали большую часть Кубани. На Кубань пришли страшные дни. Тяжелые испытания выпали на долю наших земляков кубанцев. Но они верили, что победа за русским народом и смело вступали в борьбу с захватчиками.
В Красной Армии солдат и командиров стали призывать воевать так, как воюют кубанцы: бить врага, защищать каждую пядь земли, как это делают казаки. Но и казакам отбросить врага не удалось. На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора. Фашисты установили жестокий режим, наказывали за малейшую провинность, заставляли работать на новых хозяев, на Германию. Фашисты хотели захватить Кубань, а затем захватить и весь Кавказ.
Ребята, как вы думаете почему фашисты хотели захватить Кубань?
А в кубанском небе мужественно сражались наши земляки - летчики. Один из них Ейчанин Тимофей Хрюкин.
(Слйд 3)
Родился Т.Т. Хрюкин 21 июня 1910 года в небольшом приморском городе Ейске. Отец, Хрюкин Тимофей Ефимович, был и извозчиком, и каменщиком, зимой сапожничал. Мать, Хрюкина (Тимошенко) Наталья Арсентьевна, работала прачкой в солдатских казармах. Жили очень бедно, три брата Тимофея умерли в детстве. В 1918 году перебрались в станицу Привольную, южнее Ейска.
Гражданская война разметала семью. Отец ушел куда-то с армейскими частями, старшего сына мать отдала в батраки. В поисках лучшей доли Тимофей отправился в Ростов-на-Дону, потом - в Воронеж, Геленджик... В конце концов он оказался в колонии для беспризорников, где освоил первую рабочую профессию - молотобойца.
Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал 22 февраля 1939 года. В указе, как было принято в те времена, говорилось лишь об «образцовом выполнении заданий командования». Эти «задания» Хрюкин выполнял в Китае, куда прибыл весной 1938 года в звании капитана на тыловой аэродром Ланьчжоу. Там создавалась крупная авиационная база, на которую с Иркутского авиазавода через Монголию, пустыню Гоби перегоняли самолеты СБ. Хрюкин возглавил бомбардировочную группу, сменив Ф. Полынина (впоследствии - Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командующий 6-й воздушной армией и ВВС Войска Польского).
Откройте учебник на стр. 86, прочитайте о следующем летчике.

- Наравне с мужчинами в борьбу с врагом вступали кубанские женщины. Удивительна история 46 – го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки – добровольцы.
Прочитайте 2-3 абзац на стр. 87.
Вот вы и узнали о героях Кубани.
- А когда мы празднуем День Победы?
Каждый день Великой Отечественной войны - это подвиг беспредельного мужества и стойкости солдат верности Родине.
Земляки живут на одной территории.
Краснодарский край, Кубань.
в 1941 году
в 1945 году
Война длилась 4 года.
Потому что, Кубань житница всей нашей страны, у нас много полезных ископаемых, богатый природный ресурс, уникальное место – два моря, а фашистам нужна была нефть, продовольствие, в котором нуждалась Германия, установить связь с турецкой армией.
Александр Иванович Покрышкин совершил во время войны 600 боевых вылетов, лично сбил 59 вражеских самолетов.
Именно в воздушных боях Кубани уничтожил 20 вражеских самолетов. Покрышкин стал грозой для фашистов. Стоило ему подняться в небо, тут же среди немецких летчиков начиналась паника, и по немецкому радио звучало предупреждение:
« Внимание! Покрышкин в воздухе!». (слайд 4)
9 мая.
П.1.
К.1.
Л.1.

К.1.
Л.1.
Р.1
К.1.
Л.1.
Р.1.
ФизминуткаПришла пора отдохнуть, выходим из-за парт, смотрим на слайд и повторяем . ( слайд 5)
Ученики выполняют упражнения. 5.Проектная работа в группах. - Ребята, хочется, чтобы вам никогда в жизни не пришлось пережить ужасы войны. Чтобы в свои окна вы видели только мирное небо, яркое солнце, улыбающиеся лица людей.
Сегодня, мы с вами сделаем из шаблонов открытку, маленькую частицу памяти о наших героях. Название вы придумайте сами. Так же вы можете дорисовать, то чего не хватает вам для открытки. Посмотрите какую открытку приготовила я, она называется « Спасибо деду за победу». Работаем в паре с соседом, не забываем о техники безопасности с ножницами. Приступаем к работе.
Шаблон( фотографии с героями ВОВ, стихотворения).
( пока ученики работают играет музыка: Марк Бернес-Темная ночь, Лев Лещенко- День Победы, Шульженко Клавдия- синий платочек, Валентина Батищева- Катюша). Ученики выполняют проект – открытку из приготовленных шаблонов.
К.1.
Л.1.
6.Закрепление А теперь посмотрим на ваши работы( выставка работ).
Молодцы, ребята, очень красивые открытки получились.
А каких героях вы сегодня узнали?
Молодцы. Ученики демонстрируют свой проект
Т.Хрюкин, А.Покрышкин, Ж.Жигуленко, Е. Бершанская. К.1.
7.Подведение итогов Чем сегодня на уроке мы занимались?
Что больше всего на уроке вам понравилось?
Узнать о Великой Отечественной войне на территории Кубани вы сможете, прочитав книги, которые вы видите на выставке:
1.Н.Я.Паскевич «Любимый уголок Земли» (учебное пособие для 3-4 классов).
2.Н.Л.Заздравных, Н.П.Жуган, Г.Ф.Приймук, К.А.Обойщиков «Герои кубанского неба».
3.В.И.Черный, А.В.Жинкин, О.Т.Паламарчк, А.В.Фильченков, Е.Н.Кругликов, С.А. Голованов «Лётчики в боях за Кубань».
4.Г.В.Мухина, М.П.Морева «Кубань в Великой Отечественной …»
5.Г.Н.Яновский «О подвигах. О доблести. О славе».
6. Н.Л.Заздравных «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» (Адм. Краснодарского края – Краснодар: Периодика Кубани, 2005).Сегодня на уроке мы узнали о героях Кубани.
Больше всего понравилось делать открытки. Л.2.
П.1.8. Рефлексия Кто сегодня хорошо работал, внимательно слушал-поднимите синюю карточку.
Кто сегодня плохо работал и не слушал-красную карточку.
Вы все сегодня большие молодцы, мне понравилось с вами работать. Оценивают свою работу на уроке.
Л.2.
9. Домашнее задание Открываем дневники записываем домашнее задание, стр. 21 в рабочей тетради № 1-4. Рассказ о своем прадеде, дедушке. Записываю домашнее задание.