Рабочая программа по доп.образованию Легкая атлетика 1-2 классы



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №139»
СОГЛАСОВАНО
на на методическом совете
Протокол №__от «___»______2015г.
Председатель________ УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Школа № 139»
_______________
От «___»____________ 2015 г ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Легкая атлетика»
Для детей со 2 класса
Срок реализации 2 года

Автор: Мозохина Татьяна Сергеевна
учитель физической культуры
I квалификационной категории
г. Нижний Новгород
2015г.
Пояснительная записка
Данная программа имеет физкультурно-спортивную  направленность и предназначена для организации тренировочного процесса в группах начальной подготовки по легкой атлетике.
Программа адаптирована для работы с детьми 7-8 лет. Это позволяет раньше заинтересовать детей в необходимости систематически заниматься физкультурой и спортом, учиться организовывать свое время и укреплять здоровье. А это, в свою очередь, обеспечивает большее количество детей, способных и желающих заниматься в дальнейшем в учебно-тренировочных группах после прохождения этапа начальной подготовки, лучшее выполнение ими контрольных нормативов в возрасте, «традиционном» для начала занятий в группах начальной подготовки (ГНП) по легкой атлетике.
К числу достоинств обучения по данной программе относится возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, гибкого дозирования объема нагрузок с учетом состояния здоровья и интеллектуального уровня детей, а также возможность проводить занятия в увлекательной, игровой форме, вызывая у обучающихся положительный эмоциональный настрой, интерес к легкой атлетике и желание достичь поставленную перед ними цель. Актуальность: данная программа решает проблемы в физическом воспитании, самореализации личности.
дополнительное занятие детей в свободное время;
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скорости реакции);
приобщение посредством занятий по ОФП к занятиям по видам спорта легкая атлетика, спортивные игры.
Педагогическая целесообразность: данная программа помогает ориентироваться в направлении выбора специализации вида спорта и улучшении спортивных результатов.
Цель: создание условий для улучшения уровня общей физической подготовки учеников, овладение основами видов спорта и выбор дальнейшей спортивной специализации.
Задачи:
обучающая: обучить техники легкоатлетических и спортивно – игровых упражнений
развивающая: развивать и совершенствовать физические качества
воспитательная: воспитывать дисциплину, трудолюбие, коллективизм и упорство.
Отличительные особенности программы:
включение в процесс игровых тренировок с целью развития и совершенствования физических качеств: быстроты и выносливости.
подробный разбор и изучение правил проведения соревнований и судейства
ОФП на основе спортивных игр ( баскетбол, пионербол) и легкой атлетики
Срок реализации программы: 2 года
Возраст занимающихся: от 8 до 9 лет.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проводятся в форме тренировочных занятий, приема контрольных нормативов, участия в соревнованиях.
Ожидаемые результаты:
знать основные инструкции по технике безопасности поведения на тренировках и занятиях;
знать теоретические знания об истории спорта, правилах соревнований и современных видах спорта;
знать способы организации самостоятельных занятий;
знать правила личной гигиены, профилактики травматизма, оказания доврачебной помощи при занятиях спортом.
уметь технически грамотно осуществлять действия видов спорта;
уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности (тренированности);уметь пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием, техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий спортом.
Форма подведения итогов реализации программы: сравнение показателей в тестах проведенных в первый год занятий с результатами показанными по окончанию программы.

Учебно – тематический план
на каждый год обучения
1 год обучения
№ п/пТемы Всего часов В том числе
Теоретических Практических
1. Техника безопасности на занятиях 1 1 0
2. Общая физическая подготовка 8
0 8
3. Специальная физическая подготовка 14 0 14
4. Техническая подготовка к избранному виду спорта 2 0 2
5. Тактическая подготовка к избранному виду спорта 1 0 1
6. Спортивные и подвижные игры 6 0 6
7. Контрольные и переводные испытания 1 0 1
8. Восстановительные мероприятия 1 0 1
9. Общее количество часов 34 1 33
Содержание программы в первый год обучения.
Тема 1: Общая физическая подготовка.
Теория
1. Техника безопасности на тренировочных занятиях
2. Физические качества. Система их тестирования
3. Основы закаливания и личной гигиены
4. Профилактика травматизма на занятиях
Практика
Специальные упражнения легкоатлета
Специальные беговые упражнения
Медленный с переходом в кроссовый бег Упражнения на растягивание
Упражнения для подготовки мышц всего тела
Тема 2: Специальная физическая подготовка.
Практика
Комплекс прыжковых упражнений
Комплекс упражнений направленных на развитие общей
выносливости
Метание малого мяча
Прыжок в длину, тройной прыжок
Тема 3: Техническая подготовка к избранному виду спорта.
Теория:
Техника безопасности на занятиях выбранным видом спорта
Термин «техника» и его значение
Индивидуальные особенности техники.
Практика:
Техника бега с высокого и низкого старта
Техника прыжка в длину с разбега
Техника тройного прыжка
Техника бега на короткие дистанции
Техника бега на длинные и средние дистанции
Тема 4: Тактическая подготовка к избранному виду спорта.
Теория
Термин «тактика» и его значение
Тактика бега на короткие дистанции
Тактика бега на длинные дистанции
Тактика прыжка в длину и тройного прыжка
Тактика метания
Практика
Тактические действия при беге
Тактические действия в соревнованиях по прыжкам
Тактические действия в метании
Тема 5: Спортивные и подвижные игры.
Практика
Подвижные игры на скорость реакции
Подвижные игры на точность
Командные подвижные игры
Тема 6: Контрольные и переводные испытания.
Практика
Тестирование в начале тренировочного года
Тестирование по окончании тренировочного года
Проверка технико-тактических знаний
Тема 7: Восстановительные мероприятия.
Теория
Основы само-массажаУпражнения для расслабления отдельных групп мышц
Упражнения для восстановления дыхания
Практика
Упражнения для расслабления отдельных групп мышц
Упражнения для восстановления дыхания
Само-массаж.



Методическое обеспечение.
№ Раздел Формы занятий Приемы и методы Дидактический материал Формы подведения итогов
1 Техника безопасности на занятиях Лекция, беседа. Словесный метод. Пособия Опрос уч-ся, тестирование.
2 Общая физическая подготовка Объяснение, практическое занятие
Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. Фотографии Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.
3 Специальная физическая подготовка Объяснение, практическое занятие Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. Памятки, видеозаписи Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг.
4 Техническая подготовка к избранному виду спорта Объяснение, практическое занятие
Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Фотографии, видеозаписи Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, зачёты.
5 Тактическая подготовка к избранному виду спорта Объяснение, практическое занятие
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Видеозаписи Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
6 Спортивные и подвижные игры Объяснение, практическое занятие
Групповой, игровой. Видеозаписи Проведение соревнований внутри группы
7 Контрольные и переводные испытания Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.
Памятка Контрольные тесты.
8 Восстановительные мероприятия Объяснение, практическое занятие Метод психорегуляцииФотографии, памятка Опрос учащихся

2 год обучения
№ п/пРазделы подготовки Всего часов В том числе
Теоретических Практических
1. Техника безопасности на занятиях 1 1 0
2. Общая физическая подготовка 14
0 14
3. Специальная физическая подготовка 8 0 8
4. Техническая подготовка к избранному виду спорта 2 0 2
5. Тактическая подготовка к избранному виду спорта 1 0 1
6. Спортивные и подвижные игры 6 0 6
7. Контрольные и переводные испытания 1 0 1
9. Восстановительные мероприятия 1 0 1
10. Общее количество часов 34 1 33
Содержание программы во второй год обучения.
Тема 1: Общая физическая подготовка.
Теория
Техника безопасности на тренировках
Укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности
Основы закаливания и личной гигиены
Практика
1. Специальные упражнения легкоатлета
2. Специальные беговые упражнения
3. Медленный с переходом в кроссовый бег 4. Упражнения на растягивание
5. Упражнения для подготовки мышц всего тела
Тема 2: Специальная физическая подготовка.
Практика
Упражнения для повышения общей и специальной выносливости
Упражнения для растяжки
Комплекс прыжковых упражнений
Метание малого мяча
Прыжок в длину способом «согнув ноги»
Комплекс упражнений направленных на развитие силы
Тема 3: Техническая подготовка к избранному виду спорта.
Теория
Индивидуальные особенности техники
Влияние техники на результат
Практика
Техника тройного прыжка
Техника бега с высокого и низкого старта
Техника бега на короткие дистанции
Техника бега на средние и длинные дистанции
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»
Техника метания
Тема 4: Тактическая подготовка к избранному виду спорта.
Теория
Тактика выполнения соревновательных упражнений на основе собственного самочувствия и подготовленности
Смена тактических действий, их зависимости от соперников.
Практика
Тактика прыжка в длину
Тактика бега на короткие дистанции
Тактические действия в беге на средние и длинные дистанции
Тактика метания
Тема 5: Спортивные и подвижные игры.
Практика
Подвижные игры на скорость реакции
Командные спортивные игры
Встречные и круговые эстафеты
Тема 6: Контрольные и переводные испытания.
Практика
1. Тестирование в начале тренировочного года
2 .Тестирование по окончании тренировочного года
Проверка технико-тактических знаний
Тема 7: Основы судейства.
Теория
Правила проведения соревнований по видам спорта
Требования к спортсменам, выступающим в соревнованиях по видам спорта
Тема 8: Восстановительные мероприятия.
Теория
Основы процедур для восстановления дыхания и сердечного ритма
Само-массаж

№ Раздел Формы занятий Приемы и методы Дидактический материал Формы подведения итогов
1 Техника безопасности на занятиях Лекция, беседа. Словесный метод. Пособия Опрос уч-ся, тестирование.
2 Общая физическая подготовка Объяснение, практическое занятие
Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. Фотографии Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.
3 Специальная физическая подготовка Объяснение, практическое занятие Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. Памятки, видеозаписи Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг.
4 Техническая подготовка к избранному виду спорта Объяснение, практическое занятие
Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Фотографии, видеозаписи Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, зачёты.
5 Тактическая подготовка к избранному виду спорта Объяснение, практическое занятие
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Видеозаписи Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
6 Спортивные и подвижные игры Объяснение, практическое занятие
Групповой, игровой. Видеозаписи Проведение соревнований внутри группы
7 Контрольные и переводные испытания Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.
Памятка Контрольные тесты.
8 Восстановительные мероприятия Объяснение, практическое занятие Метод психорегуляцииФотографии, памятка Опрос учащихся
9 Основы судейства Объяснение, практическое занятие Групповой, словесный метод Видеозаписи Тестирование
Методическое обеспечение.
Список использованной литературы:
Комплексная программа физического воспитания, В.И. Лях, А.А.Зданевич;
Физическая культура. Тестовый контроль, В.И. Лях;
Теория и методика физического воспитания и спорта, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов;
Дидактический материал для учителей физической культуры,
В.А. Шиширин;
6. Физическая культура: поурочные планы 1-2 классы,
Г.В. Бондаренкова., Н. И. Коваленко, А.Ю. Уточкин;
7. Справочник учителя физической культуры. П.А. Киселев.