Политические лидеры России. XX век.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
______________Р. А. Митрофанова
Протокол № ___________
«______»______________20____г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________ Л.Л. Ковалева
«______»____________ 20____г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 77»
_______________ Т. Б. Прислегина
«_____»____________20____ г.




Рабочая программа
по элективному курсу
«Политические лидеры России. XX век»
11 класс





Составитель:
учитель
МБОУ «СОШ № 77»
Т. А. Стратович











Кемерово, 2013г
Содержание.
Пояснительная записка...2
Содержание программы..4
Тематическое планирование6
Список литературы8











































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Кочегарова К.А. «Политические лидеры России ХХ в. 9-11 класс». Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по  темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, литература, средства обучения.  Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебник: «Политические лидеры России ХХ в. 9-11 класс». Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы:
Лекции с последующим опросом
Лекции с эвристической беседой
Беседы, семинары, лабораторные работы
Просмотр фильмов с последующим обсуждением
Итогом работы по данному курсу должны стать самостоятельные рефераты, презентации, сообщения учащихся по конкретной теме

Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию политической культуры личности. Элективный курс служит дополнением к разделу «политическая жизнь современного общества».
Особенно это касается 1011 классов, где учащимся даются основы профориентации, они начинают задумываться, как строить свою профессиональную жизнь и карьеру после окончания школы. И здесь в рамках изучения истории и обществознания, обращение к проблеме личности представляется очень важным. Изучение биографий великих людей не только во времена их наивысшего взлета, но и на пути к вершинам политического, культурного, экономического Олимпа позволит задуматься о многих волнующих молодого человека проблемах, найти ответы на вопросы, которые ставят перед юношами и девушками задачи личностной социализации.
Как власть влияет на личность? Какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать лидером общества? Соблюдаются ли в политике нормы морали или же там позволено все, что не запрещено законом, а иногда даже и больше? Насколько важно для человека, претендующего на роль лидера, умение признавать свои ошибки, менять тактику и стратегию под воздействием обстоятельств? Какова ответственность правителя (лидера) за те события, которые происходят в возглавляемом им государстве и обществе (коллективе или организации)? Что сильнее, человеческая воля или жизненные обстоятельства? Обсуждение этих вопросов поможет школьнику не только наметить программу успешной самореализации, но и, возможно, будет способствовать формулированию нравственных ориентиров личности.
Наконец, сама постановка главной проблемы, возможно, и не даст окончательного ответа на вопрос о роли отдельного человека в историческом процессе, но, по крайней мере, заставит задуматься над ней учащихся, поможет им понять, что любой лидер и вождь отнюдь не безоговорочный вершитель судеб народов и государств, но и не щепка, несущаяся по воле волн океана истории.
Цель данного курса раскрыть роль и место каждого лидера России в истории нашего Отечества XX в., оценить степень его непосредственного влияния на процессы, происходившие во время его правления. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
Представить узловые моменты политической биографии, которые сыграли важную роль в личной судьбе лидера, а также в судьбе страны и общества; поведение лидера в те или иные решающие моменты.
Показать внутренний мир героя, его человеческие интересы и увлечения.
Выделить качества человека как лидера и политика.
Обратить внимание на восприятие широкими слоями общества политики того или иного государственного деятеля, его трансформации в различные периоды времени.

Цель изучения – формирование знаний о политическом лидерстве. Задачи дисциплины:
сформировать представление о политическом лидерстве, специфике отдельных типов политического лидерства;
об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении политической власти;
подготовить учащихся к применению полученных знаний при осуществлении конкретных политических задач.
иметь представление: о месте политического лидерства в системе политических наук; о проблемах достоверности политологического знания; о процессе осуществления политического лидерства;
знать: основные характеристики теории лидерства; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению политического лидерства;
уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать проблемы политического лидерства в современном мире; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах теории политического лидерства; аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии




Содержание программы
Тема 1. Роль личности в истории (1 час) Личность в истории как часть философии истории. Взгляд на роль личности в разные периоды развития исторической науки. Идеалистический подход. Марксистская концепция. Современные взгляды на роль личности в историческом процессе.
Тема 2. Николай II (4 часа)
Политические особенности развития Российской империи. Самодержавие. Детство и юность Николая Александровича. Восшествие на престол и ходын-ская катастрофа. Мировоззрение Николая II. Роль царя в определении внешней и внутренней политики России. Николай и Александра. Семья Николая II. Досуг и времяпровождение. Николай и революция 1905 г. Взаимоотношения царя и министров. Николай II, СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Февральские дни. Отречение. Жизнь после царствования. Мученическая гибель.
Тема 3. Г.Е. Львов (1 час)
Земская деятельность Г.Е. Львова. Львов и становление партии кадетов. Г.Е. Львов и Государственная дума. Планы либералов по формированию ответственного министерства и роль в них князя Львова. Во главе Временного правительства. Июньско-июльский кризис 1917 г. и отставка. Жизнь в эмиграции.
Тема 4. А.Ф. Керенский (1 час)
Адвокатская деятельность и начало политической карьеры. Керенский А.Ф. депутат Государственной думы от фракции трудовиков. Керенский в дни Февраля 1917 г. Министр Временного правительства. Во главе Временного правительства. В эмиграции.
Тема 5. В.И. Ленин (4 часа)
Детство и юность. Семья Ульяновых. Владимир и Александр Ульяновы. В.И. Ленин и основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ссылка и эмиграция. Ленин и Крупская. Съезд 1903 г. и образование фракции большевиков. В.И. Ленин и революция 1905 г. Соратники и политические противники. Особенности политической деятельности В.И. Ленина. Ленин и Февральская революция. «Апрельские тезисы». Ленин и Октябрьское восстание. Ленин Председатель СНК: создание Советского государства, Брестский мир и военный коммунизм. Ленин и нэп. Письмо к съезду. Болезнь и смерть вождя. Жизнь после смерти: культ Ленина в СССР.
Тема 6. И.В. Сталин (4 часа) Сын сапожника из г. Гори. Учеба в семинарии. Революционная деятельность на Кавказе. Тюрьмы и ссылки. Сталин и Октябрьское восстание. В огне Гражданской войны. Нарком по делам национальностей: проект образования СССР. Сталин Генсек. Борьба с оппозицией. Тезис о построении социализма
в отдельно взятой стране. Сталин и год Великого перелома. Роль Сталина в массовых репрессиях. Сталин в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные годы Генсека: новая волна репрессий. Сталин и его семья. Загадка смерти Надежды Аллилуевой. Василий Сталин и Яков Джугашвили: разные судьбы. Культ Сталина в СССР.
Тема 7. Н.С. Хрущев (3 часа)
Рабочий Донбасса. Учеба в Промакадемии. На партийной работе в Москве. Во главе Компартии Украины. Хрущев и репрессии. Хрущев в годы Великой Отечественной войны. Участие Хрущева в борьбе за власть после смерти Сталина. Хрущев и XX съезд. Хрущев и Карибский кризис. Реформаторская деятельность Первого секретаря. Пленум 1964 г. и снятие Хрущева. Пенсионер союзного значения.
Тема 8. Л.И. Брежнев (4 часа)
Учеба в гимназии. Будни рабочего человека. На партийной работе в Днепропетровской области. Л.И. Брежнев в годы Великой Отечественной войны: Малая Земля. Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Участие Брежнева в снятии Хрущева. Брежнев Генеральный секретарь. Брежнев и его окружение. Досуг и времяпровождение. Слабости и увлечения Генсека. Брежнев и коллегиальное руководство. Эпоха Брежнева: застой или стабильность?
Тема 9. Ю.В. Андропов (2 часа) Участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. На партийной работе в Карелии. Андропов секретарь ЦК по соцстранам: планы реформ в 1964 г. Председатель КГБ. Андропов Генеральный секретарь: попытки преодолеть кризисные явления в жизни СССР. Андропов человек и государственный деятель.
Тема 10. К.У. Черненко (1 час)
Юность: продвижение по комсомольской и партийной лестнице. Работа с Брежневым в Молдавии. Черненко заведующий Общим отделом ЦК и друг Л.И. Брежнева. Черненко партийный бюрократ. Избрание в Генсеки и деятельность на этом посту: самый «незаметный» лидер России.
Тема 11. М.С. Горбачев (4 часа)
На партийной и комсомольской работе в Ставропольском крае. Первый секретарь крайкома. На работу в Москву. Ставленник Андропова? Избрание Генеральным секретарем. Доклад на апрельском Пленуме. М.С. Горбачев и начало перестройки. Углубление кризиса в СССР и роль Горбачева. Горбачев и новое мышление во внешней и внутренней политике. Горбачев и Ельцин. Президент СССР. Проект нового союзного договора и августовский путч. Отставка. Общественная деятельность после 1991 г.
Тема 12. Б.Н. Ельцин (4 часа)
Детство и учеба в Уральском политехническом институте. Работа в строительной отрасли и Свердловском обкоме. Первый секретарь Свердловского обкома. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС. Ельцин и Горбачев. Переход Ельцина в оппозицию. Выход из КПСС на XXVIII съезде партии. Президент РСФСР и Беловежские соглашения. Президент Российской Федерации. Борьба с Верховным Советом и сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. Конституция 1993 г.: президентская республика. Борьба Ельцина за переизбрание. Второй срок: дефолт и поиски преемника. Отставка. Частная жизнь после 2000 г.
Тема 13. Лидеры России в XX в. (1 час)
Россия в XX столетии: от самодержавной монархии к президентской федеративной республике. Сравнительные характеристики лидеров России и эпох. Лидер и его время




























Тематическое планирование


урока
Наименование тем
Кол-во часов
Календарная неделя
Форма контроля

1
Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги
1
1неделя


2
Кризис империи: русско-японская война и революция 19051907 гг.

2неделя


3
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
1
3неделя
устный опрос

4
Кризис власти: 1916 февраль 1917 г
1
4неделя


5
Политика Временного правительства и российское общество в 1917 г.
1
5неделя


6
Февральская революция 1917 г.
1
6неделя


7
Февральская революция 1917 г.
1
7неделя
устный опрос

8
Советская Россия в годы Гражданской войны
1
8неделя
устный опрос

9
Гражданская война и иностранная военная интервенция, 19181922 гг.
1
9неделя
тест

10
Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие
1
10неделя
работа с дополнит. литературой

11
Создание СССР и борьба за власть в новом государстве.
1
11неделя
тест

12
Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина.

1
12неделя


13
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом
1
13неделя
работа с дополнит. литературой

14
Великая Отечественная война. 19411945 гг.
1
14неделя


15
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
1
15неделя
устный опрос

16
Противоречия развития советского общества конца 1950-х начала 1960-х гг.

1
16неделя


17
Советское общество конца 1950-х начала 1960-х гг.

17неделя


18
Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

1
18неделя
тест

19
Политика и экономика: от реформ к «застою
1
19неделя


20
Углубление кризисных явлений в СССР

20неделя


21
Перестройка и распад советского общества
1
21неделянеделя
устный опрос

22
Российская Федерация в 19912004 гг.
1
22неделя


23
Россия на рубеже XXXXI вв.
1
23неделя
работа с дополнит. литературой

24

. Николай II

1
24неделя


25
Г.Е. Львов
1
25неделя


26
А.Ф. Керенский

1
26неделя


27
В.И. Ленин

1
27неделя
тест

28
Н.С. Хрущев

1
28неделя


29
И.В.Сталин
1
29неделя


30
Л.И. Брежнев

1
30неделя


31
Ю.В. Андропов
1
31неделя
тест

32
К.У. Черненко
1
32неделя


33
Б.Н. Ельцин

1
33неделя


34
Повторительно- обобщающий урок
1
34неделя
тест

35
Повторительно- обобщающий урок
1
35неделя




























Список литературы
Аллилуева СИ. Двадцать писем к другу. М., 1990.
Арутюнов А.В. Ленин. Великий экспериментатор. М., 2003.
Арутюнов А.В. Ленин. Красный якобинец. М., 2005.
Балабанова А.И. Моя жизнь борьба. Мемуары русской социалистки. 1897 1938. М., 2007.
Боханов А.И. Николай II. М.. 2006.
Брежнев Л.И. Воспоминания. М., 2005.
Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
Бурлацкий Ф. Никита Хрущев и его советники красные, черные, белые. М., 2008.
Витте СЮ. Воспоминания, мемуары: в 2 т. Минск. 2002.
Волкогонов Д.А. Ленин. М., 1994.
Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2 кн. М., 1999.
Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: в 2 кн. М., 1989.
Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.
Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.
Горбачева P.M. «Я надеюсь...». М., 1991.
Грачев А. Горбачев. Человек, который хотел, как лучше... М., 2001.
Дневник императора Николая II.
Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2006.
Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 2008.
Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатления. М., 2000.
Жуков Г.Н. Воспоминания и размышления: в 2 т. М., 2002.
Каганович Л.М. Памятные записки. М., 2003.
Керенский А.Ф. Дневник политика. Революция началась! Издалека. Дело Корнилова. М., 2007.
Коковцев В.Н. Из моего прошлого: воспоминания. 19031919. Минск, 2004.
Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997.
Крупская Н.К. О Ленине: сборник статей и выступлений. М., 1965.
Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 2002.
Ленин В.И. Избранные произведения: в Зт.
Лигачев Е.К. Предостережение. М., 1999.
Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).
Медеведев Р.А. Окружение Сталина. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).
МлечинЛ. Брежнев. М., 2008. (Серия ЖЗЛ).
Мосолов А.А. При дворе последнего императора: воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 19001916. М., 2006.
Никита Хрущев. 1964: стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007.
Николай II: дневник (19131918 гг.). М., 2007
ОльденбургСС Царствование императора Николая II. М., 1992.
Островски Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
Панкратов B.C. С царем в Тобольске. М., 1990.
Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 35. М.; Л., 19231927.
Печенёв В.В. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.
Полнер Т.Н. Жизненный путь князя Георгия Евгеньевича Львова: Личность. Взгляды. Условия деятельности. М., 2001.
Прибытков В.В. Аппарат. М., 1995.
Прибытков В.В. Радость встреч и боль утрат. М., 2006.
Прибытков В.В. Черненко. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).
Родзянко M.S. Крушение империи. М., 1990.
Семанов С.Н. Леонид Брежнев. М., 2005.
Семанов С.Н. Юрий Андропов. М., 2003.
Семанов СИ., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М., 1997.
Синицин И.Е. Андропов вблизи. М., 2004.
Сталин И.В. Сочинения: в 18 т. Любое издание.
Суханов Н.Н. Записки о революции: в 3 т. М., 19911992.
Троцкий Л. Портреты революционеров. М., 1991.
Федкж В. Керенский. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).
Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2007.
Хрущев С.Н. Хрущев. М., 2001.
Чуев Феликс. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.
Шульгин В.В. Дни. 1920: записки. М., 1989.

й А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004.










13PAGE 15


13PAGE 14915