Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей пятого года жизни на тему Свойства воздуха


Конструкт непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Свойства воздуха»
Возраст детей: дети пятого года жизни
Технология: опытно-экспериментальная
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методическое обеспечение
Средства:
музыкальный ряд: звук пропеллера, песня В. Шаинского «улыбка»
Оборудование: надувные шарики, зубочистка, весы, змейки из цветной бумаги, пёрышки на верёвочке, 2 пылесоса, костюм Карлсону, фартуки для детей.
Цель (прогнозируемый результат): знакомить детей со свойствами воздуха: имеет вес, нагревается и поднимается, очищается, ребёнок получил навык, что воздух очистить можно с помощью пылесоса
Задачи:
личностные: учить анализировать и обнаруживать существенные признаки свойств воздуха;
метапредметные: развивать ответственность, навыки сотрудничества, коммуникативность и формировать умение делать вывод;
предметные: вызвать ценностное отношение к сохранности чистого воздуха
Технологическая карта конструкта.
Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовительный этап
Звучит песня
«от улыбки хмурый день светлей»
Воспитатель:
Ребята, давайте возьмемся за руки, порадуемся новому дню, и подарим друг другу теплые дружеские улыбки.
Звучит звук мотора
Воспитатель оглядывается по сторонам. Смотрит на потолок, обращает внимание детей
В это время рядом с открытой дверью зала пролетает Карлсон и так пару раз, влетает с воздушными шариками в зал делая круг.
Карлсон: у вас здесь можно приземлиться? Меня зовут Карлсон. Сегодня я слышал у вас здесь много гостей и всего 6 умных детей.
Звук мотора прекращается
Карлсон летит по комнате и отпускает шарик.
К (детям): почему шарик улетел?
Товарищи взрослые, почему шарик полетел? от чего он сдулся?
Карлсон: А что такое воздух?
Воспитатель (взрослым): воздух – это смесь газов образующая земную атмосферу.
А какой бывает воздух?
Воспитатель подводит детей к опытно-экспериментальной деятельности
Для чего нужен воздух? Дети заходят под музыку
Берут друг друга за руки и улыбаются
Дети смотрят по сторонам
Да, можно
Дети наблюдают
Варианты ответов детей (выпустил из себя воздух, сдулся)
Взрослые отвечают на вопрос
Варианты детей ответов
Предположения детей: лёгкий, прозрачный, тяжёлый, тёплый, чистый, грязный, свежий
Варианты ответов детей
Чтобы дышать, жить, надувать
Этап формулирования цели
Воспитатель: Это всё ребята свойства воздуха.
чтобы подробнее узнать о воздухе мы пройдём в лабораторию.
Вот это наша лаборатория, это место где ставят и проводят опыты. В лаборатории ничего нельзя трогать без разрешения; ничего нельзя брать в рот, не толкать друг друга. Дети надевают фартуки
Слушают правила безопасного поведения
Практический этап детского экспериментирования
Воспитатель подводит
к первому столу
За этим столом мы определим есть ли вес у воздуха.
Воспитатель: а мы сейчас проведём этот опыт. А давай, Карлсон, мы взвесим твои шарики.
Карлсон (обращается к детям): да кто же его взвешивает? килограммами что ли будем взвешивать?
А мы проведём опыт, мне надо три помощника.
Выбираются помощники
Карлсон: я хочу быть помощником.
Воспитатель: Карлсон держит стержень от весов.
Дети вешают шары.
Воспитатель: что вы видите?
Этот опыт показывает, что воздух имеет свойство веса. Ведь, когда из шарика вышел воздух, он стал пустым, в нём ничего нет. А шарик, который надутый имеет вес. В чём мы с вами и убедились.
Карлсон: о, как интересно, а ещё опыты будут? с воздухом?!
подходят ко второму столу, на котором лежат змейки и пёрышки, подвешенные на ниточки.
Воспитатель: Какой бывает ребята воздух по температуре?
От чего исходит тёплый воздух.
А где мы в лаборатории можем почувствовать тёплый воздух?
Посмотрите, что у меня лежит на столе? Они помогут провести нам опыт. Выберите тот предмет, с которым вам будет интересно провести этот опыт.
Дети выбирают змейку или пёрышко.
Воспитатель: Подойдём к батарее и подержим змейки и пёрышки над ней.
Карлсон: Эй, кому там интересно. Что там происходит с воздухом?!
Карлсон: Что мы наблюдаем?
А почему они шевелятся?
Воспитатель: От батареи исходит тёплый воздух, который имеет свойство подниматься вверх и нас согревать, не позволяет нам замёрзнуть.
Воспитатель: а это потому, что человеку для жизни необходим воздух как и всему живому на Земле.
Карлсон возится в стороне
с пылесосом.
Ой, что я нашёл!!
А для чего эта штуковина нужна? Эй, кого здесь надо пропылесосить
Воспитатель останавливает,
Карлсона.
Пылесосом пользуются вместе со взрослыми.
Карлсон: А может воздух можно им очистить?
Воспитатель: Давайте проведём опыт с пылесосом и посмотрим, чистый ли воздух нас окружает.
Возьмём чистый влажный бинт, с помощью резинки закрепим его на трубе пылесоса и включим его. Оставим одну чистую салфетку для сравнения.
Карлсон и воспитатель с детьми ходят с пылесосом, и собирают воздух.
Воспитатель: Воздух, который нас окружает в помещении и на улице, не всегда бывает чистым.
Карлсон (спрашивает детей): а от чего он становится грязным? Дети договариваются между собой кто участвует в опыте.
Дети вешают шары.
Ответы детей
Тёплый, холодный
Печка, фен, обогреватель, батареи
От батареи
Дети выбирают змейку или пёрышко.
Змейки и пёрышки пришли в движение
Высказывания детей.
Высказывания детей
Дети рассматривают влажные салфетки и делают выводы (салфетки стали грязными - пыль, грязь)
Машины, заводы загрязняют воздух
Заключительный этап
Карлсон: А я понял, что людям нужен воздух чистый, чтобы быть здоровым.
Спасибо вам, что вы научили меня чистить воздух. Полетел кА я чистить воздух у себя в доме.
Воспитатель: а давайте, ребята к вам в группу пойдём чистить воздух пылесосом. Хотите? Ответы детей
В группе дарим мыльные пузыри