Урок русской речи в 5 классе на тему Как изменяются глаголы будущего времени

ВКО
Кокпектинский район
село Шариптогай
Шариптогайская основная школа






Урок русской речи в 5 классе
на тему
«Как изменяются глаголы будущего времени»













Искакова Жанна Токтаровна
учитель русского языка и литературы







Урок русской речи в 5 классе
Тема урока: Как изменяются глаголы будущего времени.
Лексическая тема: Национальные игрушки.
Цель урока:
1А. Дать представление о будущем времени глагола, распознавая глаголы среди других частей речи;
1Б.Развивать умения определять время, число глагола.
2.Развивать связную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания, обогащать словарный запас обучающихся;
3. Прививать интерес к предмету;
воспитывать взаимопонимание, товарищество
Тип урока - комбинированный
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте настроимся на хорошую плодотворную работу и покажем, что мы знаем и умеем.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь,
И к знаниям откроешь путь!»
-Чтобы узнать главного героя нашего сегодняшнего урока, вам, ребята, нужно будет отгадать загадки:
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (лестница.)
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока ( Глагол)
- Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить все о глаголе)
II. Повторение изученного




1 группа
2 группа

Тестовое задание
Выбрать правильный вариант ответа
1.Глагол-
а) часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы Что делать ? Что сделать ?
б) часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
в) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
2. Какое слово отвечает на вопрос что сделать?
Показать тебе твою хату?
а) первое.
б) второе.
в) третье.
3. Какое из данных слов является глаголом?
а) жарко;
б) жаркое;
в) жарить.
4. В какой строке все слова являются глаголами?
а) лето, летний, прилететь ;
б) лес, лесник, прелестный;
в) играть, поиграть, переиграть.



Тестовое задание
Выбрать правильный вариант ответа
1.Глагол обозначает
а) признак предмета
б) действие
в) предмет
2. Что можно определить с помощью личного окончания глагола?
а) род и число.
б) спряжение
в) спряжение, лицо и число.
3. Укажите правильный вариант, в котором даны глаголы совершенного вида:
а) пилить, лепить, варить.
б) переписать, вздохнуть, ответить.
в) думать, жить, отвечать.
4.Какое слово отвечает на вопрос что делает?
Весь ландшафт спит.
а) первое.
б) второе.
в) третье.


- Что вы можете рассказать о глаголе
-Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас идет? Месяц?
-Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте окружающий мир, последите за тем, как просыпается природа! Мир вокруг нас окружен живой тайной- тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И слово помогает нам приблизиться к этой тайне. Вы поймете, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой.
- Давайте придумаем как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? на тему «Весна»
Весна (что делает?) наступает,
Солнце (что делает?) греет,
Деревья (что делают?) зеленеют,
Цветы (что делают?) появляются,
Дети (что делают?) веселятся

- Молодцы!
Физкультминутка
Я прочитаю короткие предложения. Если в них будут глаголы в единственном числе, вы поворачиваетесь направо и приседаете. Если в них будут глаголы во множественном числе, поворачиваетесь налево и приседаете.
Предложения: Машина едет. Корабли плывут. Машины едут. Корабль плывет. Ученик пишет . Ученики пишут. Реки текут. Река течет. Книги лежат. Книга лежит.

III. Подготовка к изучению новой темы
-Ребята, уже в течение нескольких уроков мы с вами изучаем ГЛАГОЛ – самую интересную и подвижную часть речи. Как вы думаете, почему я его назвала самой интересной и подвижной частью речи? Да, потому, что глагол выражает само действие! А действие сопровождает человека всю жизнь!
Утром, что вы делаете утром? (встаёте, умываетесь, завтракаете)
В школе..? (читаете, пишите, рассказываете, слушаете, отвечаете) и так целый день.
-А вечером, что вы будете делать?) ( гулять, отдыхать т.к. на улице весна)
- Давайте найдем в данном предложении главные члены (подлежащее и сказуемое).
Наступила долгожданная весна.
- Какой частью речи выражено сказуемое в предложении? (глаголом)
- Время Что это такое? Как вы это понимаете? ( Часы, дни, сутки).
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
В словаре Ожегова читаем следующее « Время-промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет».
-Ребята. Может быть, кто-то из вас слышал пословицы со словом ВРЕМЯ?
( Делу- время, потехе- час. Всему своё время. Время всему научит.)
IV. Изучение новой темы.
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени глаголов , а о будущем времени глаголов.
-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?
( Как изменяются глаголы будущего времени)
1)-стихотворение:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
«Ухожу»,- кричит сегодня.
«А вчера,- кричал,- ушел».
«Завтра. – скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
-О чем это стихотворение? ( Глаголы изменяются по временам)
-Запишем тему урока,число: Как изменяются глаголы будущего времени.
Лексическая тема: Национальные игрушки.
2)Самостоятельная работа учащихся по таблице
«Глаголы будущего времени»
Составьте кластер.
Число
Будущее сложное время
Будущее простое время

Единственное
Я буду читать
Ты будешь читать
Он будет читать
Я прочитаю
Ты прочитаешь
Он прочитает
Я посмотрю
Ты посмотришь
Он посмотрит

Множественное
Мы будем читать
Вы будете читать
Они будут читать
Мы прочитаем
Вы прочитаете
Они прочитают
Мы посмотрим
Вы посмотрите
Они посмотрят

3)Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал. Игрушка – кукла расписная, А как назвать ее, не знал. Красивая игрушка, похожа на Катюшку, А может, на Танюшку?- ей имя подбирал. Красивая игрушка, как русская девчушка, И мастер ту игрушку МАТРЕШКОЮ назвал
«История Матрешки»
У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка 
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.  Раскроешь его, а  в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает веселый складной старичок.  Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.
4) Просмотр презентации «Русские матрешки».
5)Выпишите из текста «История Матрешки»
5 глаголов. Поставьте их в неопределенной форме.
Образуйте глаголы будущего времени.
6)Выборочный диктант.
- Из прочитанных отрывков выпишите глаголы: из 1 стихотворения выпишите глаголы в 1 столбик, из 2-го стихотворения – во второй, из 3-го – в третий.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
(А. Пушкин)
2. Блестя на солнце ,снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
3. Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные
Каких не построит народ.
(Н. Некрасов)
- На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика? (2-го, 3-го)
- Eщё раз прочтите глаголы 1-го столбика. Когда происходили действия? (2-го, 3-го).

Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время

Стояла
Лежит
Задумаю

Ждала
Чернеет
Упрячу

выпал
блестит
Построю

Что делала?
Что делал?
зеленеет
Что сделаю?
Что буду делать?


Что делает?



7)Обобщение учителя
Глаголы будущего времени (будущего времени.) показывают, что действие будет происходить позже, после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать?

Например: Завтра Гена (что будет делать?) будет писать на доске.
Остальные ребята (что будут делать?) будут писать в тетрадях.
8) Физкультминутка
Если услышите глагол, который оканчивается на ить, хлопайте два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие суффиксы, топайте. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на -ить, будет звучать.
(Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать)-4.

V. Закрепление полученных знаний.
1) Игра «Четвертый лишний»
Вы видите группы слов. В каждой есть лишнее слово. Найдите это слово и постарайтесь объяснить, почему вы считаете его лишним?
Трещит, скрипит, воет, скулил ( скулил -прошедшего времени, остальные настоящего времени)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул ( встречает- настоящее время ,остальные – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил (удивил – глагол пошедшего времени, остальные будущего времени)
2. ) "Лови ошибку"
-Прочитайте пословицы. Найдите и исправьте ошибки.
Трус кормит, а лень портит.
На безрыбье и бак рыба.
Лось человека не красит.
От бобра бобра не ищут.
3).
1 уровень
2 уровень

Прочитайте текст. Написанные в скобках глаголы поставьте в нужном времени. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Очень часто ребята (разорять)птичьи гнезда. Они не (думать) о том, какой большой вред (приносить) себе и Родине.
Ученые (высчитать), что каждая птица (приносить ) сельскому и лесному хозяйству огромную пользу.В каждом гнезде (находиться) до двадцати четырех птенчиков. Посчитай , какой убыток ты (приносить) стране, если (разорить ) птичье гнездо.
Прочитайте текст. Напишите его, заменив прошедшее время глагола на настоящее. Вставьте нужные буквы.

В сил(ь,-)ные зимние м(о,а)розы многие рыбы крепко спали. К(а,о)рась и лин(ь,-) еще с осени з(а,о)рылись в ил на дне. П(е,и)скари и уклейки з(и,е)мовали в углублениях с п(е,и)счаным дном.
С(а,о)зан и лещ(ь,-) з(а,о)легли на зиму в ямы реч(ь,-)ных и (о,а)зерных з(а,о)ливов.



VI. Подведение итогов
- Какая часть речи сегодня была главной на уроке?
- Что нового мы узнали сегодня о глаголе?
- Как изменяются глаголы?
-Что нам помогает определить время глагола?
Оценивание знаний учащихся.
Домашнее задание.
1 уровень. Упражнение 377. Найдите и поставьте вопросы к глаголам.
2 уровень. Работа с текстом . Соберите «рассыпанные» слова так,чтобы из них получились предложения.
3 уровень. Напишите мини-сочинение «Моя любимая игрушка».





























15