Технологическая карта урока по русскому языку Прямое и переносное значение слова

Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5

Тема
Прямое и переносное значение слова

Цели урока
Образовательные: показать, что слово, кроме прямого значения, может иметь и переносное; познакомить с метафорой и олицетворением как художественно-выразительными средствами, основанными на переносном значении слова; научиться создавать текст-описание.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к языку как историческому наследию.


Тип урока
Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору, олицетворение).

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.


Основные понятия
Прямое и переносное значение, метафора, олицетворение, описание

Решаемые проблемы
Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока
Уметь:
- находить художественно-выразительные средства в тексте;
- пользоваться толковым словарем;
- создавать текст-описание.

Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с произведениями живописи и художественной литературы.

Культурно-исторические аналоги
Васнецов А.М. «Зимний сон», Коровин К.А. «Зимой», Крымов Н.П. «Зимний пейзаж», Кустодиев Б.М. «Зима», Саврасов А.К. «Зима»; мифический образ Мирового Древа

Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.



Карточка для этапа рефлексии
Я понял(а) изученную тему ___________________________________________________________.
Я понял(а) то, как _________________________________________________________________________________________________________.
Я умею приводить примеры ______________________________________________________________________.
В самостоятельной работе у меня а) все получилось, б) допустил много ошибок, в) были недочеты.
Я понял(а) / не понял(а) причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
Я доволен (довольна) / недоволен (недовольна) своей работой на уроке.
Я считаю, что сегодня лучше всех поработал (а) ______________________________________.



Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Организационный момент Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной о

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться.
- На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- А это моё настроение И я готова сотрудничать с вами. Пожелаем нам всем успеха!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.




Демонстрируют смайлик, соответствующий их настроению.



( слайд 1)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1

- И сегодня очередной наш урок русского языка снова пройдет под девизом: «Хочу узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа». А чтобы узнать тайны слова, нам необходимо сейчас отправиться опять в волшебную страну лингвистики и обязательно совершить там открытие, разгадать тайну, которую скрывают от нас слова.
- Готовы к испытаниям?

Прочитайте текст.
Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
И. Э.Грабарь
- Какие слова вам показались волшебными, необычными?
- Они-то и будут сегодня гостями нашего урока, мы познакомимся с новыми понятиями, но сначала повторим изученное.


Формулируют ответы на вопросы учителя.




(слайд 2)



(слайд 3)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2
- Над какой темой мы работаем в течение последних уроков?
- С какими понятиями познакомились?
- Какие значения имеет слово?
- Какие слова называются многозначными?
- К какому словарю следует обратиться, чтобы узнать значение слова?
- Посмотрите, пожалуйста, по словарю значение слов «жемчужный», «коралловый», «сапфировый». Что вы заметили интересного?
- Учитывая характер заданных мною вопросов, логически какой следующий шаг мы должны с вами сделать?

Отвечают на вопросы учителя.







Обращаются к толковому словарю.


3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
- Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие?
- Всё внимание на экран.
Сравни: дорога к лесу – дорога жизни;
птица летит - время летит;
холодная погода – холодное сердце.
- Сформулируйте тему урока.

- На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?



Учащиеся обсуждают ситуацию.






Учащиеся формулируют тему урока.


(слайд 4)





(слайд 5)


4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.


(слайд 6)


5. Реализация построенного проекта
- У каждого на столе лежит текст-описание. Познакомьтесь с ним. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Сделайте вывод об употреблении слов в переносном значении.


- А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Делают вывод.







Анализируют, сопоставляют и обобщают.






Физкультминутка

Выполняют упражнения
Тренажер

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
1 группа: «Метафора и олицетворение как художественно-выразительные средства языка»;
2 группа: «Тема зимы в творчестве русских живописцев» (Васнецов А.М. «Зимний сон», Коровин К.А. «Зимой», Крымов Н.П. «Зимний пейзаж», Кустодиев Б.М. «Зима», Саврасов А.К. «Зима»);
3 группа: «Зимние мотивы в русской литературе» (А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, И.А.Бунин);
4 группа: «Пословицы и поговорки о зиме».




Игровой момент.
Учитель называет словосочетания на изученную тему «Прямое и переносное значение слова».

Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями.








Находят в текстах стихотворений, пословиц и поговорок метафоры, олицетворения.

Индивидуальное задание учащегося: рассказать о мифическом образе Мирового Древа, существующего в культурах многих народов.

Участвуют в игре, показывая сигнальные карточки: красная – прямое значение слова, зеленая – переносное.


Презентация

Презентация

(слайды 7-12)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
Упражнение 349
После выполнения работы проводится проверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

(слайд 13)

8. Включение в систему знаний и повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8

Лексический диктант «Пишу на 5»
- Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните орфограммы в словах.
Пишут диктант.
Задания тренажера из электронного приложения к учебнику

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке (карточка для этапа рефлексии).

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
П.66
Сочинение-описание «Какой я вижу зиму» или «Мой зимний сон» (с иллюстрацией к работе).
Записывают задание.




15