Внеклассное мероприятие Жалобная книга Природы, 4-5 класс


МБОУ СОШ №12











Открытое внеклассное мероприятие






Подготовила:
учитель
химии и биологии
Полунина В.С.








Елец, 2014

Конспект мероприятия
Цели образования:
Расширение кругозора знаний обучающихся.
Формулирование с обучающимися «Правила поведения в природе».
Знакомство обучающихся с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Цели развивающие:
Развитие логического мышления у обучающихся.
Развитие умение устанавливать причинно-следственную связь.
Цели воспитательные:
Экологическое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Воспитание культуры труда.
Патриотическое воспитание. Оборудование:
проектор
доска интерактивная
компьютер
книга М. Пришвина «Краденое солнце»
книга Б. Дижур «Жалобная книга Природы»
По времени: 45’(академический час)
Метод: словесно – наглядный, частично-поисковый
Методика: внеклассное мероприятие
Ход мероприятия:
I Вступительное слово учителя
Слайды:
- Жалобная книга Природы (титульный)
- Красная книга
(Учитель держит в руках большую потертую книгу - «Жалобная книга Природы»)
- Как вы думаете, ребята? Что у меня в руках?.. Это «Жалобная книга Природы». Это она предупреждает нас о том, что Природа находиться в тяжелом состоянии. Поэтому пока не поздно, надо задуматься об этом. Помочь ей.
II Растения, находящиеся в опасности
Обучающиеся читают стихи
1. На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
- Сейчас на Земле в опасности 25000 видов растений и животных . Они нуждаются в нашей с вами помощи.
Слайды:
касатик желтый
пион узколистный
медуница
сон-трава
горицвет
пролеска
Учитель:
- Пролеска или подснежник - это цветок, появляющийся одним из первых, сразу из-под снега, и по-

тому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов так мало.
Обучающиеся читают стихи
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, а сколько он несет
Добра и радости и счастья человеку.
Слайды:
вереница
хохлатка
ландыш
4. Родился ландыш в майский день
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень
И он тихонько зазвенит.
Слайды:
кувшинка
купальница
колокольчик
Колокольчики мои, цветики лесные, Что глядите на меня, темно-голубые?.. И о чем звените вы в день веселый мая, Средь некошеной травы головой качая.
Учитель:
- Может быть, цветы говорят о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становиться все меньше и меньше.
6. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок.
Учитель:
- Ребята, а давайте на этой ноте вспомним правила поведения в природе.
Обучающиеся дают свои ответы
Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком. .
Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе .
В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания .
.
Будем покармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики .
2) He будем подходить близко к гнездам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители
не покинули его .
3) Весной, в начале лета в лесу и в парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детенышей зверей .
4) Не будем ловить и уносить домой здоровых детенышей птенцов и детенышей зве
рей. В природе о них заботятся взрослые животные .

Обучающийся читает стих
7. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам весну встречать!
Слайд
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Учитель:
- А вопросы от старичка Лесовичка!
1) Как правильно срывать цветы? (их не срывают, а срезают)
2) Назовите пословицу или поговорку о лесе. (Лес зимой согревает, летом прохладу дает, осенью накормит)
Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит, (крапива)
Какая ягода бывает черной, белой и красной? (смородина)
Дерево - символ России, (береза)
Какие деревья зимой остаются зелеными? (ель, сосна, туя)
Какие лекарственные травы лечат простуду? (душица, мята, зверобой)
II Животные, находящиеся в опасности
Учитель
- Не только цветы, но и насекомые тоже находятся в опасности.
Обучающиеся читают стихи
8. Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивая зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля.
Учитель:
- Многие такие известные нам птицы, звери, рыбы, насекомые исчезают с лица Земли каждый год, каждый день, каждый час. Ребята! Давайте поиграем в загадки!
Обучающиеся читают стихи-загадки:
9. Хозяин лесной Просыпайся весной,
А зимой, под зимний вой.
Спит в берлоге, под сосной. (медведь)
10. Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
11. Хоть верь, хоть не верь! Пробегал по лесу зверь, Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)
Слайды:
тигр
пантера
бегемот
12. На скале он строит дом

Разве жить не страшно в нем?
Хоть крутом и красота,
Но какая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучих крыла У хозяина орла
Слайды:
щегол
пеликан
грач
иволга
13. Из травы с зеленой кочки
Раздается странный звук
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Ловкий человечек,
То в траве застрекотал
Маленький кузнечик.
Слайды:
бабочки
жуки
кузнечик
Учитель:
- Это список можно продолжать.
Обучающиеся читают стихи:
14. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Учитель:
- И чтобы такое не случилось, мы должны помогать Природе.
Обучающиеся читают стихи:
15. Нас много, ребята, Пусть каждый из нас Хоть кустик для сада Посадит сейчас.
Учитель:
- А теперь, ребята, давайте попробуем разгадать кроссворд от старичка Лесовичка. (Работа с интерактивной доской) Слайды:
кроссворд
Загадки для кроссворда
1) Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не входят звери. (еж)
2) Через море -океан
Плывет чудо - великан. (кит)
3) На шесте дворец,
Во дворце певец. (скворец)
Очень много силы в нем, Ростом он почти как дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (слон)
Он по-рабочему одет - Удобно, просто и легко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел)
6) Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя? (снегирь) 7) Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна
В норке прячется она. (мышь)
8) С ветки на ветку, Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку срывая,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал, (белка)
III Экологические проблемы
Обучающиеся читают стихи и делают мини-сообщения:
15. Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же живая!
16. В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень - то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих факторов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне.
Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется крикнуть: Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены! А в ответ тишина...
Слайд
Экология (работа с интерактивной доской)
Слайд:
Красота Природы
17. Есть просто храм, Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Слайд:
Экологические проблемы 1
18. За последние годы на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса - легкие планеты - вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологи
ческие неурядицы, уносят сегодня сотни тысяч жизней.
19.Тревожные мысли о неблагополучном состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое
настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство и большое и малое,
каждый житель планеты Земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранением природы для нынешнего и будущего поколений.
20.Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа ранима и хрупка, а последствия бездумного отношения к животному миру могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Поэтому, берегите ее!
21. Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинки солнечные блики, Ястреба, парящего над полем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
Сдайд:
День Земли
22. Ежегодно на нашей планете отмечают два особых праздника: День Земли и День Окружающей среды. 15 апреля планета отмечает День окружающей среды. Нет, это не очередная «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день - напоминание о проблемах охраны природы.
Слайд:
Природоохранная деятельность человека
23.В чем же заключается природоохранная деятельность человека?
В создании питомников, заказников, заповедников.
Заказник - земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.
Заповедник - заповедное место, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
Питомник - место для разведения и выращивания растений и животных. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
Заповедники - закрытая территория, где нет промышленности, где запрещена охота и сохраняется естественное состояние природного комплекса.
- Наш разговор об охране природы мне хотелось бы закончить отрывком из произведения М. Пришвина «Краденое солнце».
Слайд:
Пришвин «Краденое солнце»
24. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»
Слайд:
Шар земной
25. На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
-Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой,
Ты - тоже часть ее чудес
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Учитель:
- Спасибо вам, ребята, огромное за мероприятие, за подготовку к нему.
15