Конспект занятия по экологии Природа-чудесница.


Конспект занятия по экологии
Тема «Природа-чудесница».
в старшей группе.
Воспитатель Сотиева Альбина Васильевна.
Программное содержание. Показать детям многообразие животного и растительного мира. Научить наблюдать за жизнью природы. Продолжать учить бережному отношению к родной природе.
Художественное слово: чтение стихотворений о лесе, пословицы о лесе, загадки.
Материал: Д\и «Собери картинку»: разрезные картинки, фантики для бабочек.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, не за грибами и ягодами, а за чудесами. Согласны? Послушайте какое красивое стихотворение о лесе я знаю: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что за зверь? Не утаи
Ты же видешь, мы свои
Пойдем-ка дружок по тропинке вдвоем,
Ответы искать под зеленым шатром.
Правда, красивое стихотворение? Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов и одно чудо за другим удивит нас. Вот казалось бы какой красивый листик, протянешь к нему руку, а он вспорхнет и улетит. Кто это? (Бабочка).
А вот другое чудо. Крыльев нет, а с дерева на дерево как птица перелетает. Кто это? (Белка). Ну разве это не чудо? А маленький муравьишка, и как только он не заблудится в лесу?
Ребята, лес сравнивают с многоэтажным домом. Только этажи называют – ярусами. Первый – самые высокие деревья. Второй ярус – те которые могут быть в тени. Третий – кусты. Четвертый – травы. И в этом доме живут разнообразные жильцы, где все нужны друг другу и все зависят друг от друга.
У каждого животного есть то что помогает ему выжить. У оленя –что? (Рога).
У черепахи – что? (Панцирь). У зайца – что? (ноги). У пчелы – что? (Жало).
А еще в лесу дышится так легко. Как вы думаете, почему? (Потому что в лесу чистый воздух). 1
А почему в лесу чистый воздух? Откуда берется в лесу чистый воздух? (деревья дают выделяют кислород).
Что нужно для роста всего живого в лесу? – Солнце, воздух и вода.
Попадая в лес человек должен вести себя как в гостях, - не шуметь, не нарушать жизнь лесных обитателей, не мусорить, не ломать ветки деревьев, не разорять гнезда птиц, не разводить костры, убирать после себя.
ПОЯВЛЯЕТСЯ СОВА.
Сова. Здравствуйте ребята, рада видеть вас у себя в лесу. Я вижу ваши дети хоть и маленькие, а знают много о лесе, а как вести себя в лесу они знают?
Воспитатель. Д а, наши ребята и правила знают и много пословиц о лесе и стихи. Да ребята?
Правила: 1 - не сори.
2 - не шуми.
3 - не губи.
Пословицы о лесе.
1-Растение – земли украшение.
2-Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
3-Рощи да леса – всему свету краса.
4-Землю уважай- она даст нам урожай.
5- Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
6-Что летом родиться, зимой пригодится.
СОВА. Молодцы ребята, а я вам загадаю загадку, если отгадаете то для вас будет открыто зеленое царство.
Богатырь стоит богат
Угощает всех подряд
Ваню – земляникой,
Аню – ежевикой,
Машеньку – орешками
Петю – сыроежкой
Катеньку – малиной
А Васю – хворостинкой. (ЛЕС).
Правильно. Отгадали.
А какие деревья растут в лесу вы знаете? И какую пользу приносят ?(Липа, дуб, осина, береза, ель ).
Ребята какую пользу приносят деревья?
-- Из ели делают музыкальные инструменты, скрипки.
-- Из осины спички. Её древесина горит без копоти. А еще осиновую кору зимой объедают лоси и зайцы, чтобы не болеть.
-- Береза славится березовым соком. 2
-- Липу называют медовым деревом. В старину из липы резали посуду и игрушки. Из липового лыка плели лапти.
CОВА. Какие молодцы. А хотите поиграть? Вот какая игра есть у меня с листиками. Ой что это? Я сорвала с деревьев листики чтобы вам показать какие они красивые и поиграть с ними. Но они порвались. Теперь я не знаю с какого дерева эти листики. Вы мне помогите их собрать. Поможете? (Да).
Д/И «Собери лист и скажи с какого дерева». Раздать каждому ребенку разрезанный лист. Спросить с какого дерева лист.
СОВА. Ребята, а кто живет в лесу вы знаете? (Медведь, волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, олень).
А детенышей их знаете? Кто детеныш: медведя? Волка? Белки? Зайчика? Ежика Оленя? Лося?
СОВА. Молодцы. Знаете, из-за того что раньше много истребляли зверей и птиц, что их осталось совсем мало, и если о них не заботиться то они совсем исчезнут , такие птицы и звери что занесены в Красную книгу и они находятся под охраной государства. Для этого люди создали заповедники природных зон,
В которых запрещается отдыхать людям, строить дороги.
СОВА. Ребята берегите землю на которой вы живете и она вам тоже отплатит заботой о себе хорошим, щедрым урожаем, веселым пением птиц.
Воспитатель. А вот полянка с цветами, но нет ни одной бабочки, давайте сделаем это чудо из фантиков путем складывания.
СОВА. За вашу доброту, умение работать , я вам подарю лекарственные травы – заваривайте чай из этих трав и пейте, они обладают волшебной силой, вы будете здоровы и не будете болеть.
Все благодарят сову. Расскажем Сове и лесу стихотворение:
1 р-к Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... 2 р-к Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова.3 р-к Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.Спасибо тебе Сова. Спасибо лес. .А нам пора домой. До свидания!!! Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг, природа наш хороший, наш добрый друг… 3