Статья на тему: Современные образовательные технологии на уроках музыки

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В своей педагогической деятельности я стремлюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на современные педагогические технологии, направленные на развитие художественно-образного мышления и созидательной активности учащихся, в основе которых - активизация творческой деятельности. Основную идею этих технологий можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки строится на принципах культуросообразности и природосообразности. Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт. Изучение музыкального материала происходит по принципу «от прошлого – к настоящему, от настоящего – к будущему» с использованием частично-поисковых и исследовательских методов обучения, а сама продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Например, 6 класс, тема «Авторская песня»: учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучая музыку средних веков, исследуют современное развитие жанра на примере песен В. Высоцкого, О. Митяева, Б. Окуджавы (и др.). В ходе обсуждения моделируем развитие этого жанра в будущем. Итог – первый опыт создания своей авторской песни.
Фундаментальный метод продуктивно-творческой технологии - метод музыкальной импровизации, основанный на взаимодействии художественного и конструктивного мышления. Для изучения темы природы в музыке (5 класс, изобразительность в музыке) детям предлагается творческое задание – сымпровизировать музыку леса. Сначала подбираем звучания, которые смогли бы озвучить шорох листьев, пение птиц, капли дождя, и т. д. (звуковой анализ). Следующий этап – поиск ритмов, созвучий, которые наиболее полно воплощают задуманное. Третий этап - художественное исполнение индивидуально, по группам, всем классом. Заключение – рефлексия с позиции исполнителя, слушателя, оценка учителя.
В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов, дирижеров, актеров-исполнителей, создают рисунки, сочиняют стихи, литературные эссе. Можно использовать такое задание: написать послание от имени какого-либо композитора для будущих поколений или сочинить сказку о музыке. Каждый класс – особый хор. Вокально-хоровая работа – это творческий профессиональный опыт учащихся, собственная интерпретация музыкального произведения. Широко применяются методы пластического интонирования, музыкальной драматизации. Такая организация позволяет включить в творческий процесс всех учащихся класса, формирует навыки общения и рефлексии, способствует осознанию собственной значимости и уникальности.
На уроках музыки мною активно используются современные информационные и компьютерные технологии. ТСО очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. В своей работе я активно использую обучающие компьютерные программы, такие как «Шедевры музыки», «Учимся понимать музыку», «Соната», виртуальные онлайн-экскурсии. В данных музыкальных программах собран великолепный материал – аудио-видео-файлы, репродукции, справочная литература, благодаря которым повышается эффективность различных методов работы: объяснительно-иллюстративных, проблемно-поисковых, исследовательских. Многочисленные ссылки и триггеры дают возможность погружаться в большой мир искусства на любом этапе урока.
Информационные технологии удобны в организации различных форм работы – поиск информации, самостоятельная подготовка тем и докладов, работа с текстами и тестами, проведение промежуточных и итоговых опросов. Презентации, интерактивные кроссворды, викторины, увлекательные игры и музыкальные пазлы. Практически к каждому уроку мною подобран материал с использованием ИКТ. Учащиеся 5 – 8 классов самостоятельно готовят презентации, сообщения к урокам. Преимущества ИКТ технологий: выявление многообразия точек зрения, соединение теории и практики, обращение к личному опыту и поддержка активности учеников, поощрение творчества.
Одной из наиболее прогрессивных, на мой взгляд, технологий является метод проектов. В своей книге «Как организовать проектную деятельность» И.С. Сергеев отмечает: «в основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Необходимые условия: требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой необходимо применить знания и умения из разных областей жизни, получив реальный и значимый результат.»
Например, для более полного изучения патриотической темы по музыке организовывается проект – «Русь, моя Россия – дом, земля и матерь».
Проблемные вопросы: 1. Что значит, для тебя любить Родину? (Любить и помогать, любить и заботиться, любить и защищать, любить и дружить, любить и дарить.) 2. Что значит для тебя слово Родина? 3. Знаешь ли ты песни о родине? Есть ли среди них любимые?
Учащиеся делятся на группы: историки отвечают на вопрос: в связи с какими событиями (и на каких исторических этапах) музыканты обращаются к теме "Родина". Литераторы исследуют: сочиняются ли и исполняются ли песни о Родине, о чем эти песни. Музыканты изучают, как воплощается образ родины в различных музыкальных жанрах. Художники исследуют, как тема Родины воплощена в живописи отечественных художников. Итог этого проекта («практически значимый материальный или культурный продукт»): историки – выпуск газеты, литераторы – авторская песня и стихи о Родине, художники – презентация и выставка художественных работ, музыканты – попурри (концерт музыки и песен о Родине). Время работы проекта - первая четверть.
Часто на уроках используются групповые мини-проекты, например: сочинение, инсценировка песен или другого какого-либо музыкального произведения, дать ему характеристику, предложить новый вариант. Учащимся 7 - 8 классов предлагаются такие виды проектов, как искусствоведческий доклад, пресс-конференция, экскурсия. Критерии оценок проектов – самостоятельность работы, актуальность и значимость темы, оригинальность решения проблемы, артистизм выступления, ответы на вопросы.
Хочется отдельно сказать об игровых технологиях на уроках музыки: музыкальные КВНы, конкурсы, игровые викторины, музыкальные гостиные и виртуальные путешествия с использованием ИКТ. В организации учебного процесса важное место занимают нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-концерт, урок-конкурс, урок-расследование и т. д. Особенно значима для учащихся финальная стадия урока - награждение и поощрение лучших певцов, актеров, лучших импровизаторов, что повышает интерес к занятиям музыки, стимулирует дальнейшую творческую деятельность.
В среднем звене при обсуждении тем: «Что значит современность в музыке», «Музыка серьезная и легкая», «Настоящая музыка никогда не бывает «старой»» (и др.) применяю такие технологии как дебаты и дискуссия. «Побеждать – глупейшее занятие, не победить, а убедить – вот что достойно славы» (В. Гюго).
Дебаты как интеллектуальная игра развивают логическое и критическое мышление, навыки устной речи, способность работы в команде, терпимость к различным взглядам. Но, прежде всего, - это общение. Умение управлять общением – важная особенность дебатов. Тема формируется как утверждение. Две команды по 2-3 человека – спикеры – утверждающая и отрицающая - стремятся убедить судей в том, что аргументы одной из них лучше, чем аргументы оппонента. Аргументы убеждают судью в в правильном выборе позиции, поддержка и доказательства – свидетельства (цитаты, факты статистика) подтверждают аргументы. Принципы дебатов: уважение необходимо, честность обязательна, проигравших нет.
Фрагмент урока. У. (утверждающий): Классическая музыка всегда современна!
О. (отрицающий): Да, но концерты классической музыки не так популярны, как эстрадные концерты.
У. (утверждающий): Во всем мире высокое музыкальное искусство - приоритет элитарной культуры. Факты говорят сами за себя: меломаны готовы тратить большие деньги на то, чтобы услышать игру таких выдающихся музыкантов, как Кисин Е.И., Плетнев М.В., а русского балалаечника Архиповского Алексея Витальевича называют русским Моцартом. Произведения таких выдающихся композиторов-классиков, как Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Шнитке (и др.) до сих пор звучат в самых лучших концертных залах мира.
О. (отрицающий): А как же современные песни, ритмы, созвучия, гармония?
У. (утверждающий): Древнегреческий ученый Пифагор сказал: «Гармония есть согласие разногласного», т. е. означает слаженность, соразмерность. Гармоническое сочетание аккордов современных песен: тоника – субдоминанта – доминанта - тоника (T-S-D-T). А вам известно, когда впервые сложилась такая формула? Еще несколько веков назад! И именно в творчестве композиторов-классиков 18 века, таких как Гайдн, Моцарт, Бетховен (и др.) она приобрела четкий стройный современный вид. Так что если бы не творчество композиторов 17-18 веков, то ползать бы нам по клавишам и ладам в поисках красивых созвучий.
О. (отрицающий): на смену классическим инструментам пришли современные электронные инструменты, такие как синтезатор, электрогитара, ударная установка.
У. (утверждающий): Изобретенный в начале 18 века в Италии инструмент фортепиано для многих музыкантов был в диковину. Только с 1760х годов он получает широкое распространение в Европе, в том числе и в России. В. Моцарт начинал свой творческий путь с игры на клавесине, недостатком которого был быстро затухающий звук и постоянный уровень громкости (f или p). По свидетельствам современников юный композитор очень обрадовался появлению необыкновенного инструмента, с нетерпением ждал появления новых усовершенствованных моделей, которые были с все лучше и лучше. Моцарт сочинил огромное количество пьес, сонат, серию блестящих концертов для современного по тем временам инструмента – фортепиано, открыв слушателям его удивительные возможности.
Основная задача уроков музыки: снимать психологические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный настрой учащихся. В связи с этим на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, фольклоротерапия, арттерапия. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в число полезной классической музыки. Во время слушания допускается прием «с закрытыми глазами», используются репродукции картин, видеосюжеты. Пение веселых песен создает атмосферу радости.
Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством: внеурочная деятельность; внешкольные мероприятия; посещение концертов и театров; вокальные конкурсы, Интернет-проекты, дистанционные олимпиады.


Список литературы:
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – (Труды д.чл. и чл-кор. АПН СССР). В подзаг.: АПН СССР. – ISBN 5-7155-0174-1
2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?/Кабалевский Д. Б.-3-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с. - ISBN 5-09-012484-1
3. Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, И. Э. Кашенкова). – М.: Просвещение, 2011. – 104 с. - ISBN 978-5-09-019179-1.
4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е. А. Смолина – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с. (В помощь учителю). - ISBN 5-7797-0539-9.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с. (Школьное образование). - ISBN 978-5-89415-864-8.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. - ISBN 87953-127-9.

15