Статья по ритмике Музыкальна игра как один из видов деятельности обучающихся 1 класса на занятиях ритмике

Соверткова И.В., учитель ритмики

Музыкальная игра как один из видов деятельности обучающихся 1 класса
на занятиях ритмики

Согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одной из важнейших задач ОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Коррекционные занятия ритмики – важная составляющая содержания коррекционно-развивающей области учебного плана.
Для полноценного роста и развития ребенку необходимо двигаться. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания. Движение под музыку оказывает благоприятное воздействие на человеческий организм.
Развитию двигательной активности детей способствует организация на занятиях ритмики музыкальных игр. Это ведущий вид музыкально-ритмической деятельности обучающихся младшего школьного возраста. Музыкальная игра является средством для всестороннего развития каждого ребенка, способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывает разностороннее влияние на формирование личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности детей.
Музыкальная игра – это сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность, умело подобранное музыкальное сопровождение музыкальной игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Характерная особенность музыкальной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В 1 классе на занятиях ритмики, разработанных в соответствии с ФГОС, используется большое количество музыкальных игр, представленных в таблице 1.

Классификация музыкальных игр
Игры под музыкальное сопровождение
Игры с пением
Музыкально-дидактические игры
Ритмические игры

Сюжетные,
несюжетные,
инсценировки,
имитационные упражнения и игры, построенные на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Хороводы,
инсценирование
песен, народные игры с пением, речевым сопровождением
Ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий); передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке; на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве; изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке; простые ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах


Игры под музыкальное сопровождение
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей ("Лягушки и аисты", "Паровозик").
Несюжетные игры – наиболее привлекательный тип игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, соблюдать правила ("Будь ловким!", муз. Н. Ладухина, "Кто скорее?", муз. М. Шварца).
Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развития сюжета. Педагог использует показ движений, небольшие реплики и текстовые связки ("Козлята и волк", муз. Т. Ломовой).
Имитационные упражнения и игры, построенные на конкретных подражательных образах ("Медведь", "Зайчик", "Лисичка", "Лягушка" и т. д.)
Игры с пением
Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются простые плясовые движения. В инсценировках песен используются композиции с простым сюжетом, наличием 1-3 образов. Действия детей определяются содержанием песни и характерами персонажей. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребенку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировок могут использоваться как народные, так и авторские песни ("Где был, Иванушка?"; игра с речевым сопровождением "Радуга-дуга").
Музыкально-дидактические игры
Игры, на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами. Такие игры, спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствует различению свойств музыкального звука (высота, длительность, динамика, тембр), узнаванию музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен ("Изобрази движениями характер музыки", "Узнай по голосу").
Ритмические игры
Хлопки в ладоши, притопы (равномерные, с акцентированием сильной доли, под счет и музыкальное сопровождение), простые ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах, коллективное взаимодействие при совместном музицировании способствуют развитию метроритмического чувства, памяти, внимания, волевых установок.
Развитие музыкально-ритмических способностей детей – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер. Задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста, требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкально-ритмической деятельности, организации развивающей среды.
Музыкальная игра – незаменимое средство пополнения обучающимися знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий ребенок реализует в музыкальных играх, которые являются ведущим методом формирования эстетического воспитания. В педагогической науке музыкальные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития обучающихся. Глубокий смысл музыкальных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.
Музыкальную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Этот вид музыкально-ритмической деятельности является одним из условий развития общей культуры ребенка. В музыкальных играх он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность детей в движении, созидании, коллективном взаимодействии, необходимости найти решение поставленной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Результатом применения музыкальных игр на занятиях ритмики стало:
– проявление положительного отношения к занятиям по ритмике;
– демонстрирование готовности к игровой деятельности;
– слушание и понимание инструкции к учебному заданию;
– стремление к точной и выразительной передаче образов в музыкальной игре;
– соблюдение правил в музыкальной игре;
– владение приемами игры на детских музыкальных инструментах с выполнением простых ритмических упражнений;
– активное взаимодействие с одноклассниками при коллективном творчестве.
Таким образом, музыкальная игра является основной и наиболее интересной формой работы на занятиях ритмики, которая всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.










13PAGE \* MERGEFORMAT14215