Музыкально-игровая импровизация как средство развития музыкальных способностей дошкольников


Музыкально-игровая импровизация как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей используются как механизм их социализации с незапамятных времен. Отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребенка в музыкально-игровой мир.
Для того чтобы начать импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, дошкольник должен достичь определенного уровня музыкального развития, выраженных в следующих умениях: тонко воспринимать музыку, эмоционально сопереживать ее характеру, хорошо понимать язык средств музыкальной выразительности, к которым относится мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, форма; свободно владеть необходимыми для той или иной игровой ситуации исполнительскими навыками певческое, танцевального, инструментального и артистического свойства.
В играх, развивающих музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) дети могут импровизировать в процессе сочетания сольного и группового пения и музицирования. Усложняя задачи коллективного творчества, детям можно предложить «прогуляться» по музыкальной лесенке в образах различных животных или любимых героев, предварительно обсудив особенности каждого из них. Например: «Мишка косолапый и большой, поэтому он топочется на месте и с трудом забирается по лестнице», «Зайка маленький и веселый, он скачет по лесенке вверх и вниз легко и подвижно»; «Ласточка взлетает вверх к солнышку стремительно»; «Осенние листья опадают вниз печально». После этого дети сами выберут наиболее соответствующие тому или иному игровому образу средства музыкальной выразительности. В их импровизации можно будет чередовать сольное и групповое движение по «музыкальной лесенке» вверх и вниз. Они могут и петь и музицировать по собственному выбору.
Более сложный пример: «Игры-драматизации» - вершина детского музыкального и игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение); в сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с положительной развязкой.