Разработка осенней прогулки на тему В поисках осенней птицы( 4 класс)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)
Конспект коррекционно-развивающего занятия на прогулке для 4класса
«В поисках осенней птицы»
Вид прогулки: прогулка – задание
Цель: Развитие мышления, внимания, памяти через игровую деятельность.
Задачи: Закрепление знаний о животных и растениях находящихся на участке школы.
- Создать положительный эмоциональный настрой
- Отработка умения отвечать на поставленный вопрос
- Развивать двигательную деятельность и речь
- Воспитывать в детях коллективизм.
-Формирование коммуникационных образовательных компетенций
- развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы;
- развивать уверенность в себе;
- тренировать и закреплять двигательные навыки.
Планируемые результаты:
Л1: установка следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
Л2: установка следовать нормам поведения;
М1: развитие умения подчиняться правилам;
М2: формирование способности строить речевое высказывание в устной форме;
М3: развитие умения строить логическое рассуждение;
П1: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Материалы:обручи, воздушные шары, карточки с заданием.
Содержание занятия.
1.Организационный момент.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
2.Постановка учебной задачи.
Давайте посмотрим вокруг, после теплых летних деньков погода изменилась.
Как она изменилась, какая сегодня погода? (описывают погоду)
Какой вид одежды предпочтителен в такую погоду? (куртка, брюки, ботинки, шапка и.т.д…)
Как вы думаете, что произошло с природой и погодой? (наступила осень)
А как вы определили, что это осень, по каким признакам? (называют признаки осени: похолодание, затяжные дожди, пожелтевшие листья, птицы улетают на Юг).
Да ребята, действительно наступили осенние холода, листья пожелтели, птицы улетели, но не все, наши 12 символических птиц остались здесь, они не почувствовали холодов, пригревшись около вас. Потому что в каждом из вас очень много тепла, и каждое сердечко наполнено любовью. Я предлагаю сейчас отправить наших птиц, их ко всем птицам на Юг, чтоб они здесь не замерзли, согласны? (выпускаем в небо воздушные шары с привязанными к ним бумажными ласточками). Ну вот, мы отправили наших птиц.
3.Основной этап.
У меня для вас есть сюрприз. Хочется вам узнать какой?
Сейчас закройте глаза, запрокиньте голову назад, руки разведите в строну, и пока я буду говорить, вы должны глубоко дышать, через нос, ипослушайте небольшую сказку:В одном чудесном лесу жил маленький Еж. Все лето маленький Еж радовался теплым дням и яркому солнцу. Но однажды утром, выйдя из своей норки, маленький Еж удивился, увидев хмурый, ненастный день.
— Что-то изменилось сегодня, — подумал Еж. — Солнышко спряталось, птицы не галдят…
Вдруг в небе мелькнуло что-то очень яркое и красочное. Еж остановился и стал с замиранием смотреть на приближающееся чудо.
— Да это же птица! — воскликнул он. — Да какая красивая, большая!
Птица летела по небу, медленно взмахивая своими большими крыльями. В ее окраске преобладали желтые и красные оттенки, и она словно светилась изнутри -настолько яркими и сочными были цвета ее перьев.
Еж стоял, не шевелясь, и любовался волшебной красотой небывалой птицы. И вдруг он увидел, как чудо-птица выронила желтое перышко. Оно упало на зеленый клен, и вдруг листва дерева стала ярко желтой!
— Чудеса! — воскликнул Ежик. А ведь я сразу заметил, что день сегодня особенный!
И тут птица обронила красное перышко на зеленую осину, и ее листья окрасились в ярко красный цвет.
— Вот это волшебство! Словно художник красками рисует! — Ой, а ведь птичка потеряла перышко. … Да не одно! — воскликнул Еж.
А вдруг она этого не заметила, а перышки ей нужны? Надо помочь чудо — птице! И Ежик побежал к разноцветным деревьям. Он быстро собрал несколько красочных перышек и стал звать птицу. Но птица уже улетела, а ее красочные крылья остались у него.
Открывайте глаза и послушайте. Предлагаю помочь ему и найти эту волшебную птицу, но это не так уж и просто. Есть задания которые нужно будет выполнить, чтоб найти ее. И первое что нужно выполнить это отгадать 2 загадки, отгадаете-из ответов получите подсказку, где искать. Когда найдете, на обратной стороне загадки будет еще задание.
1.Муха охнула сперва:
- Ах, какие кружева!
А попала в кружева -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в ...(Паутине)
Кто плетет паутины? (паук)
Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут? (смородина)
Как вы думаете, как связаны ответы и как найти второе задание? (найти на кусте смородины паука) Но не просто найти, до смородины нужно добраться прыжками на двух ногах.
2. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Найдите на черёмухе всего лишь один, не пожелтевший, не опавший и не завявший листок. Но до черемухи вы должны добраться не просто, выберите двух человек(извозчиков), которые перевезут всех на телеге (в обруче) по одному человеку.
3. Нет пути передо мной —
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья, Кто же я? (крыльцо, ступеньки)
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит. (Замок)
Как думаете, как связаны эти два ответа? (На крыльце замок висит)И опять вам нужно преодолеть трудности. До крыльца вы будете идти все взявшись за руки, но не просто идти, а через горы, по серпантину. Прежде чем приступить к испытанию, сначала ответьте на вопрос. Что такое серпантин? (Серпантин — извилистая горная дорога.) Горы — это колеса, вкопанные в землю, вам нужно взявшись за руки пройти змейкой между ними, и обратно.
4. В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь: —
Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький ...(Петух)
Как вы думаете, где стоит искать петуха?
Куда в основном взлетает петух, когда кукарекает? (на забор)
На скольких ногах любит стоять петух? (на одной)
До петуха вам нужно доскакать на одной ноге.
5. Купаться любит кто—то в море,
А кто—то любит и в реке,
И в океане на просторе!
А я люблю в сухом песке!
И этим буду я гордиться.
Я — одомашненная птица(курица)
Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то? … (Яйцо)
Как связаны эти два ответа? (курица снесла яйцо)
До курицы вы будете идти походкой квочки, руки поставив на пояс и завести назад-это ваши крылышки. Шаги ваши будут измерительными-носок одной ноги, должен плотно касаться пятки другой.
На обороте яйца написано след. задание.
6. Целый день кружит, летает -
Всё цветочки опыляет.
Заодно, как Божий дар,
Собирается нектар! (пчела)
Лечит грипп он и ангину,
Сердце, печень, почки...
Очень нужен медицине -
Липовый, цветочный.
Сладкий, липкий и тягучий...
Носят пчелы в соты.
Майский - самый вкусный! Лучший -
Знают пчеловоды!
Каждый с чаем его пьет.
Что, ребята, это? (Мед)
Какая по вашему мнению здесь подсказка? (искать пчелу на бочке с медом)
У кого может быть бочка с медом в запасе? (у медведя)
Добраться до следующего пункта, вы должны на цыпочках.
7. Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает. (Лебедь)
Возьмите у лебедя записку с задачками, решите их, за каждый решенный ответ, вы получите слово, из ответов сложите предложение, вы получите подсказку, и поймете, что вам делать дальше.
8.Очень резв и непоседлив
Милый маленький зверек.
Он в еде не привередлив.
Любит запасаться впрок.
Тут орешки, там грибочки…
Здесь семян невпроворот!
Он с еловых веток почки
Может есть в голодный год…
Хвост красив: пушистый, длинный -
Парашютом при прыжках.
Задних лап толчок пружинный
И-и-и… на десять метров мах! (Белка)
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году. (Ёлка, сосна)
Как вы понимаете эту подсказку? (Белка на елке)
Найдите на участке ель и белочку, но до ели нужно добраться гуськом, приэто гуськом идти в шеренге, положив руки товарищу на плечо, как будто вы ы лесу, и образовали своеобразную сеть для поимки белки, чтоб не спугнуть белку, нужно подобраться потихоньку.
9.Я не усатый, не полосатый,
Нет у меня и большого хвоста.
Только иголки, мои очень колки.
Колючим зовусь неспроста.
Маленький ростом, порою непросто,
Но не огорчаюсь я все же.
Иголки – защита, враги все побиты,
Ответьте мне кто я? – Я(Еж)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (листопад)
Как объединяются эти два ответа? (в листьях найти ежа)
До следующего пункта вам придется пройти задом, не спеша чтоб не споткнуться и не упасть.
10. Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные(Яблоня)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.(Яблоко)
Что теперь скажите? Что и где искать? (яблоневое дерево на нем яблоко)
Добираться будете выпрямив спину, подбородок подняв, походка будет с пятки на носок.
11. Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт(береза)
вы узнаете, какое дерево русскому народу милее всех.
- Что значит «милее»? (больше всего нравится)
На пригорке примостилась,
Распустила волосы,
В бело платье нарядилась,
А на платье полосы.
Посмотрите, где у нас на территории школы находятся берёза. Подойдите к ней, но не просто подойдите, прискачите приставным шагом. Потрогайте ее, прислонитесь щекой что вы чувствуете? Какой ствол у березы? (белый и шершавый).
Почему у нее такой ствол, как думаете?
Почему он такой получился? (был ствол белый, гладкий, а затем кора потрескалась, и наросли
серые шишки, т. е. наросты)
Если у березы ствол белый, значит береза какая? (белоствольная)
А есть еще деревья с белым стволом? (это единственное дерево у которого ствол белый).
Что у березы сравнивают с волосами? (листья и ветви).
Листья и ветви как называются? (крона) Почему говорится, что береза распустила волосы? (ветви березы склоняются к земле).
Ребята, посмотрите! Что это на ветвях березы? (перья птицы).
А где ж сама осенняя птица?
Посмотрите по сторонам, на соседние деревья, может она где-то здесь? Аккуратно, не спугните! Подойдите потихоньку, спокойно, имитируя руками взмах крыльев птиц.
(на соседнем дереве, осенняя птица, на обороте благодарность и мини призы)
И снова препятствие! Представьте, что, дерево птицы под цепями, волшебная птица предлагает поиграть вам в игру «Цепи».
4. Оздоравливающий этап. Игра
Встаньте в одну шеренгу, проведите расчет на 1; 2.Поделитесь на две команды. Команды становиться друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».
Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».
Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»
Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.
5. Рефлексия.
А сейчас мы подведём итоги нашей прогулки.
Что нового, узнали о берёзе? Какой у неё ствол?
Поднимите руку те, кто считает, что работал хорошо.
Поднимите те, кто скучал на занятии.
Молодцы ребята!
Самоанализ занятия
Занятие входит в систему осенних прогулок по теме «В поисках осенней птицы».
По типу эта прогулка - задание
Структура соответствует типу прогулки и его дидактическим задачам.
Основным этапом является этап закрепления материала.
Использовалась игровая технология, здоровье сберегающая технология (дыхательная гимнастика, динамическая пауза в виде подвижной игры).
Занятие носило воспитательную направленность (воспитание здорового образа жизни). Занятие начиналось с организационного момента, цель которого, настроить учащихся на работу и на восприятие материала.
Следующий этап – постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на прогулке. Для закрепления материала имеет большое значение использование игровых моментов, в данном занятии – загадка, так как она имеет наибольший интерес у учащихся младших классов. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход занятия.