Итоги адаптационного периода в 1 классе


Итоги адаптационного периода в 1 классеМОО-Алфёровская ООШУчитель начальных классов: Кочеткова Л.В.2015-2016 уч. год Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении, привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. «Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Что же является наиболее сложным для первоклассников?- прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них; - первоклассникам неизвестны правила поведения в школе, на уроках;кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта. Цель адаптационного периода - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. Задачи адаптационного периода:1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества и сплочённого коллектива. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Общие сведения о классе На начало 2015-2016 учебного года в 1 классе-31человек (16 девочек и 15 мальчиков)Почти все дети посещали детский сад «Брусничка» Все дети посещали курсы «Подготовки детей к школе»Социальный паспорт классаДети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.Из 31 учащихся -12 человек из неполных семей, 7 человек из многодетных семей. Хорошие взаимоотношения сложились у меня с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (4 человека). Уровень воспитанности учащихсяУчащиеся класса показывают в основном хороший уровень воспитанности (22человека), 9 человек –высокий). Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость. Организация режима школьной жизни первоклассников.Обучение в 1 смену с 8.30 часов.Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки в 21 час.35 – минутный урок в течение первой четверти.На каждом уроке проводится по две физ.минутки. Кроме физ.минуток я провожу гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев.В учебное время организовывались прогулки, экскурсии, спортивно-оздоровительные часы на свежем воздухе.В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на среду и четверг.Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Домашнее задание носит рекомендательный характер. На переменах дети заняты настольными развивающими играми в классе. . После основных уроков у первоклассников –динамическая пауза ( 45 минут). Первоклассники заняты подвижными играми на свежем воздухе, либо в плохую погоду - просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных. Затем начинаются занятия по внеурочной деятельности, посещение секций согласно расписанию Анкета по адаптации учащихся к школе1.Тебе нравится в школе или не очень?А) не оченьБ) нравитсяВ) не нравится.2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?А) чаще хочется остаться домаБ) бывает по-разномуВ) иду с радостью.3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?А) не знаюБ) остался бы домаВ) пошёл бы в школу.4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?А) не нравитсяБ) бывает по-разному В) нравится 5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?А) не знаюБ) не хотел быВ) хотел бы6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?А) частоБ) редкоВ) не рассказываю7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?А) точно не знаюБ) хотел (а) быВ) не хотел (а) бы8. У тебя в классе много друзей?А) малоБ) многоВ) нет друзей.9.Тебе нравятся твои одноклассники?А) нравятсяБ) не оченьВ) не нравятся   По результатам проведенного анкетирования среди первоклассников выявлено следующее: 100 % учащимся нравится в школе;100% учащихся идут с радостью; 100% учащихся пошли бы в школу; 97% учащихся не нравится; 3% нравится99% учащихся не хотели бы и 1% не знаю;95% учащихся часто рассказывают о школе родителям и 5% - редко;100% учащихся не хотели бы; 97% учащихся много друзей и 3% - мало друзей;97% учащихся нравятся одноклассники, 3% - не очень. С родителями также проводилось анкетирование по адаптации детей к школе. По результатам проведенного анкетирования среди родителей выявлено следующее:100% учащихся охотно идут в школу;95% учащихся приспособились к школьному режиму;45% учащихся самостоятельно приходят в школу;45% учащихся самостоятельно возвращаются домой из школы;100% учащихся нравятся внеурочные занятия.95% учащихся делятся своими школьными впечатлениями с родителями;100% положительных впечатлений;96% учащихся не жалуются родителям на своих одноклассников;100% учащихся положительно относятся к учителям;92% родителей не испытывают проблемы, с началом школьного обучения своего ребенка и только 8% родителей испытывают затруднения – это тяжело распределить время, нет желания у ребенка заниматься дома. Вывод: По итогам адаптационного периода ученики 1 класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать.Ученики 1 класса знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя, знают правила обращения к учителю, одноклассникам, правила поведения на уроке Ученики хорошо ориентируются в здании школы: знают местонахождение столовой, спортзала, актового зала, библиотеки, медицинского кабинета. Адаптационный период в 1 классе прошел удовлетворительно. Спасибо за внимание!