Младший школьник: итоги адаптационного периода.


Младший школьник: итоги адаптационного периода.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о проблеме адаптации ребенка в новых условиях обучения. Ведь результаты обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста во многом будут зависеть от привыкания, «вливания» его в школьную среду. В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения согласно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы.
А теперь представим, каково ребенку в школе? После динамичных, эмоциональных игр, школьная жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, ему трудно управлять своими чувствами и желаниями, появляются непривычные обязанности и т.п. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.
Возможно ли удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой?
Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого школьника?
Конечно, возможно. Только так и должно быть.
Многое, очень многое зависит от учителя начальных классов, ибо значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна. Например, к восьми годам у ребенка закладывается 80% интеллекта взрослого человека.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называют адаптированным. Адаптированный ребенок-это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Дети 6- 8 лет необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легче всего заложить и нравственность, и духовность. Заложенное в детстве и прочно и устойчиво. Я работаю в начальной школе, и меня всегда волновал вопрос, насколько детям в школе комфортно?
Так как же сделать ребенка в школе счастливым? А период адаптации легким и комфортным?
Мне кажется, что самое главное – чтобы учебный процесс был интенсивным и увлекательным, а стиль общения мягким, доброжелательным.
Первое время большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную со всеми ее особенностями, правилами и требованиями, у них еще не сформированы мотивы учения, нет необходимых умений и навыков, не развиты произвольное внимание, саморегуляция, прилежание, усидчивость и т. д.
Чтобы преодолеть период дезатаптации и привлечь внимание детей к процессу обучения, в классе каждый день использовала картинки с изображениями сказочных героев – доброго Карлсона, Незнайки, Мальвины, Чистюли и т.п. На многих уроках у нас присутствовали волшебные часы, которые напоминали детям, чтобы они слушали внимательно, не отвлекались, тогда все задания смогут выполнить быстро и правильно.
Да разве захочется им отвлекаться, если волшебные часики просят малышей работать хорошо. Или, чтобы Мальвина сказала им «спасибо», а Буратино пожал руку и поблагодарил.
Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, эмоциональным подъемом, сменой содержания и приемов организации, способствует поддержанию у детей интереса к школе.
За период моей многолетней педагогической деятельности я стараюсь отбирать, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников.
Уроки – путешествия – это часть жизни ребенка. Путешествуя, т.е. играя, дети учатся читать, считать, наблюдать, логически мыслить и даже правилам хорошего тона. Все это в конечном результате – труд. Такие уроки дают ученикам возможность оказаться в тех или иных сложных ситуациях, позволяют им принять самостоятельные решения. Возможности урока – игры большие. Это путешествие в лес, в зоопарк, в сказку, в гости, в цирк и т.п. Результат – высокая мотивация и интерес к учебной деятельности. На таких уроках учащиеся намечают себе вид транспорта и с помощью геометрических фигур «составляют» его на магнитной доске. Или дети на своих рабочих местах выполняют самостоятельное задание на карточках. Задание такое: «Соедини последовательно точки, обозначенные цифрами, и ты узнаешь, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие. Видом транспорта может быть и лодка, и ракета, и самолет, и автобус, и электропоезд.
В моем 1 классе, по проведенным исследованиям детей в октябре месяце высокий уровень адаптации имели 56%уч-ся, нормальный – 33% детей, 11% - низкий. Одна из причин школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремиться к отчуждению. Проблемы дезадаптации могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами. У этих детей (11%) адаптация проходила трудно и длительно (до одного года).
У детей, благополучно прошедших адаптацию (58%), преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (31%) требуется больше времени для новой школьной жизни. Они до конца первого полугодия предпочитали игровую деятельность учебной, не сразу выполняли требования учителя. У этих ребят встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Взаимоотношения с учащимися веду на основе демократии и дисциплины. Это значит, что авторитет учителя завоевывается через выработку педагогического мастерства, преодоление себя, нравственное самосовершенствование. Демократические
взаимоотношения не исключают педагогику сотрудничества между учителем и учеником, основанную на справедливости, уважении к личности ученика. Стиль взаимоотношений с учащимися оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием методов контроля, анализа и оценки результата.
Старалась чаще вовлечь в работу «дезодаптивных» детей: На уроке математики, например, вызываю этих ребят к столу, чтобы они взяли карточки с картинками шофера, летчика, тракториста, учителя или врача. На обратной стороне карточек написаны примеры, которые надо решить детям его ряда. Если ученики решат все примеры правильно, то шофер имеет право отправиться в рейс, летчик – подняться в воздух, врач – помогать больным и т.п. И вот весь класс в игре. Быстрее всех справились с заданием дети 1 ряда. Все они встали с мест и превратились в пассажиров самолета. Затем дети 2 ряда «сели в машину», а дети 3 ряда «выехали в поле». Потом дети сосчитали, сколько же человек находится в полете. Вот, наконец, посадка, дети «выходят из самолета». Первым вышел Дастан. Сколько детей осталось в самолете? А если вышли Дастан и Настя, то, сколько теперь детей осталось в самолете? Так, играя, дети решают примеры и задачи. Здесь я особенно стараюсь похвалить детей, которые трудно проходят адаптацию, на виду у всего класса. Одному ребенку говорю «Молодец!», другому - «Умница!», третьему – «Замечательно!». Эти слова произношу ласково, с любовью глядя на ребенка. Если я нахожусь рядом с учеником, работу которого оцениваю, то глажу его по голове и обязательно улыбаюсь. У каждого школьника свой голос, своя речь, своя мимика и жесты. Учитываю и это. Тогда я говорю: «Молодец, Зарина! Ты ответила громко и четко!» Или так: «Ребята, вы слышали, какой полный ответ дал Андрей? Молодец, Андрюша!». А если ребенок отвечает тихо, неразборчиво, говорю ему: «Молодец, Нелли! Ты говорила тихо, но правильно. Жаль, что не все ребята могли услышать тебя. Если в следующий раз ты ответишь громко, нам всем будет очень приятно тебя послушать».
Постепенно дети привыкают к школе, к коллективу ребят и все тверже и увереннее отвечают на уроке. Иногда для оценки детских знаний мало бывает одного слова «Молодец!» И тогда нужны другие стимулы. Так, для уроков математики я готовлю ответы к примерам на изготовленных из бумаги грибах, яблоках, мячах, флажках, грушах, машинах и т.п. Дети, правильно решив пример, забирают себе навсегда картинку с ответом. Учащиеся сами выходят к доске и берут с полки тот предмет, который они только что заработали, дав правильный ответ. Им всегда приятно получать такие картинки, и поэтому каждый стремится приготовить правильный ответ. В общем, та наглядность, которую готовлю к уроку, чаще всего переходит к детям как оценка за знания. Иногда соревнования провожу между партами, рядами, девочками и мальчиками, классом и мною, стараясь вовлечь в работу тех детей, у которых адаптация проходит трудно и длительно. Стремясь к победе, каждый ребенок учится быстро и правильно думать.
Дети с первого урока уже знают, что радоваться беде товарища – это недостойно школьника. Поэтому создаю обстановку успеха, и учу радоваться победам других и подбадривать проигравших. Чаще я стремлюсь, чтобы счет в соревновании был равным, и тогда слово «Молодцы!» служит оценкой всему классу. Любят дети за свои ответы получать в награду рисунки для раскрашивания. А рисовать первоклассники любят больше всего. Но бывает такая работа, когда оценкой за труд будет конечный результат работы. Например, я сообщаю детям, что ракеты (с.43Математики) смогут взлететь только в том случае, если все примеры будут решены без единой ошибки. Дети затихают и внимательно слушают все ответы. Когда все примеры решены правильно, я говорю: «Молодцы! Ракета к пуску готова». Школьники улыбаются и облегченно вздыхают. Лучшей награды в данном случае для них быть не может. Или, например, игра в парашютистов. На доске вывешиваю рисунок парашюта с парашютистом. На парашюте написаны несколько примеров. Я рассказала детям о военной подготовке парашютистов и сказала, что сегодня с парашютом прыгает ученик нашего класса, будущий воин нашей Армии. Если мы решим на его парашюте все примеры без ошибок, значит, он приземлится в квадрате «5». Равнодушных среди детей нет. Каждый хочет, чтобы парашют товарища приземлился в нужный квадрат. Все думают и решают. Если цель поражена, дети радостно хлопают в ладоши. Это и есть награда за труд.
Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется сам ученик. Для реализации этих задач выявляю индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) каждого ученика, а так же стиль воспитания детей в семье. Каждого ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, исследовательскую, оздоровительную, эстетическую. Оценивая знания и умения учащихся, и их учу этому, стараюсь быть объективной в оценке поведения учащихся. Систематически анализирую свою работу: что получается, что нет, почему? Этому же учу школьников, используя рубрику «Умей анализировать», формируя рефлексивную культуру. Регулярно информирую учащихся и родителей об итогах (удачах и неудачах) в учебно-воспитательном процессе.
Работу с детьми разделяю на два периода. На первом этапе выявляю уровень адаптации и развития шести – семи летних детей, знания, мышление, культуру поведения. На втором этапе анализирую развитие школьников в процессе трех, четырех лет обучения. На основании этого подвожу итоги начального образования, наблюдаю за периодом адаптации и началом учебы в среднем звене.Планирование и дальнейшее построение педагогического процесса начинается с психолого-педагогической диагностики. Провожу мониторинг психологической и физиологической адаптации; мониторинг учебной мотивации; мониторинг уровня воспитанности; цветодиагностику по предметам, которая направлена на выявление и создание комфортных условий ребенка на уроках. Диагностика позволяет видеть каждого ученика, учитывая общие особенности, выделять группы учеников по сформированности мотивов, принимающих и самостоятельно ставящих учебную задачу и детей с проблемами в этой области. Далее планирую работу с детьми, имеющими повышенные способности и коррекционную – для поддержки учащихся.
Ключ к любому виду деятельности – это мотивация и целеполагание. Каждый урок - основа для продвижения ученика. Важнейшим средством активизации личности выбираю активные методы обучения: метод опережающего обучения, проблемное обучение, здоровьесберегающая педагогика и с осуществлением личностно – индивидуального подхода стараюсь дать возможность каждому «победно» учиться.
Чтобы пробудить старание на уроках письма и вызвать желание писать чисто и красиво, я применяю игру «Лесенка». На доске вывешиваю нарисованную на плакате «Лесенку» с тремя ступеньками. На самой верхней ступеньке нарисована звездочка. Детям сообщаю, что если мне понравится их работа и я похвалю ее, то на ступеньку лесенки мы поставим флажок. Сумеем ли мы за урок взобраться на верхнюю ступеньку и зажечь звездочку или нет? Если к концу урока флажки стоят на всех ступеньках, дети счастливы. За свои старания и внимательность весь класс получил звездочку. Через несколько уроков количество ступенек у лесенки увеличиваю. Так же сажали цветы на клумбу, раздавали героям сказок сувениры, собирали в руку Буратино воздушные шары и т.д. Тем детям, у которых не совсем все получается, но они стараются, разрешаю в конце урока взять у доски любую открытку, на обратной стороне которой написано слово СПАСИБО! И ребенок, выбрав себе открытку, несет радостное СПАСИБО! домой, в семью, несет радость всем близким.
Используя весь учебный год такие простые, но эффективные и разнообразные приемы, я добилась от детей большой активности на уроках. Да и период адаптации прошел более комфортно.
Заканчивая урок, я всегда старалась не упустить случая, чтобы перед всем классом похвалить тех, кто еще не уверен в себе, малоактивен. Иногда эта похвала давалась всего за одно вслух сказанное слово, но как это ребенка вдохновляет, дает ему силы поверить в себя. Каждому человеку приятно, когда его знания, умения и навыки оцениваются по достоинству, и какой большой оценкой кажется обычное слово Молодец! для первоклассника. Сколько силы, радости и могущества чувствуют они в этом слове! Только нам, учителям, надо помнить об этом и не скупиться на добрые, ласковые и чуткие слова, которые вернуться сторицей: любовью к знаниям, к школе, к обучению в целом.

ВКО, г. Шемонаиха, ГУ «Средняя школа№4»
Учитель начальных классов: Трофимович Е.Д.