Учителю: презентация РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ, КИТАЯ И АРАБСКОГО ХАЛИФАТА


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫИНДИИ, КИТАЯ И АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В условиях протекающих изменений в образовании сегодня главным становится не только наличие у выпускника школы определенной суммы знаний, умений и навыков, но и личностные «приращения» - приобретение и развитие в процессе образования определенных личностных качеств. А также предусматривается активизация практико-ориентируемых и деятельностных целей и задач современного российского образования. А само образование рассматривается как способ становления человека, как среда, в которой происходит его формирование. Поэтому в пространстве образования значимость приобретают любые процессы, способствующие этому: как процессы по традиционной схеме, так и любые процессы, имеющие образовательную ценность для человека – игровые, творческие, коммуникативные, интерактивные и т.д.Образовательная область «Искусство», выделенная в системе общего образования и наполняемая предметными дисциплинами: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология и художественный труд» и «Мировая художественная культура», прежде всего способствует формированию социокультурной компетентности наряду с другими базовыми базовыми компетентностями. Основными задачами образовательной области «Искусство» являются развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию произведений искусства, формирование оценочной деятельности и личной морально-ценностной шкалы, приобретение навыков художественной деятельности, развитие образного и творческого мышления, воспитание эстетического вкуса, развитие эстетического мироощущения, приобщение учащихся к наследию отечественной и мировой художественной культуры. Модернизация образования предусматривает и изменение методики преподавания, предполагающей умение учителя организовывать особую творческую и художественно-эстетическую среду, ориентированную на высокую интерактивность, усиление самостоятельности школьников. Творческое использование учителем технологий открытого образования, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, технологии дебатов, тьютерство, технологии творческих мастерских, а также проектной технологии и приемов и методов художественного образования: театральной педагогики, применение социоигровой методики в процессе преподавания образовательной области «Искусство» позволяет наиболее эффективно освоить учащимися дидактические единицы, утвержденные новым стандартом образования, вступившими в силу в 2006 году.Для реализации целей и задач образовательной области «Искусство» помогает использование конкретных методов художественной педагогики, таких как:- подбор ассоциативных рядов, среди которых должны быть созвучны ряды созвучных художественных образов;- «моделирование» - на основе заданных выразительных средств смоделировать возможный художественный образ и наоборот, соответственно возникшей или заданной идее, образу предъявить набор выразительных средств, проиллюстрировать их;- театрализация – разработка драматического сюжета, его системы образов на основе заданного произведения искусства ( может выполняться как классом, группой, так и индивидуально);- «перевод» художественного образа произведения искусства на языки других видов искусства – пластический, изобразительный, звуковой, вербальный и др.;- создание портрета страны, времени и т.д. из произведений искусства, соответствующих внутреннему строю и раскрывающих основные мысли и чувства создателя. Для решения задач, актуальных для современного этапа образования, и в связи с неповторимостью каждой школы и профессиональными возможностями педагогического коллектива в ближайшее время предполагается формирование моделей профильного обучения, со своими программами и методами работы. Обобщаяя опыт и результаты деятельности образовательных учреждений г. Москвы кафедра культурологии и мировой художественной культуры МИОО отмечает общие положения: учебно-педагогическая модель художественно-эстетического профильного обучения должна образовывать систему, где все элементы находятся в отношениях и связях между собой, образуя определенную целостность, единство, а значит, каждый педагог должен осознавать свою работу как часть единого целого.Предполагаемая учебно-педагогическая модель художественно-эстетического профильного обучения как система должна выстраиваться на определенных принципах. Но , как представляется учителю МХК Панчишко Е.О., эти принципы приемлемы не только для профильного художественно –эстетического обучения, а для художественно-эстетического обучения в школе с любым выбранным профилем, т.к. развивающее, организующее, возвышающее действие искусства на всех без исключения людей в процессе любой творческой деятельности не требует доказательств. ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Преемственность и непрерывность художественно-эстетического образования начальной и основной школы;рассмотрение искусства как художественного способа познания мира;межпредметные связи / интеграция как необходимое условие для формирования у учащихся целостного представления о мире, как способ приобщения учащихся к системному методу мышлению о мире;конструирование образовательного процесса, направленного на развитие системного мышления учащихся;развитие творческого потенциала и способностей учащихся;учет познавательных, возрастных возможностей учащихся и мотивация в обучении;сочетание исторических, искусствоведческих знаний с практической деятельностью учащихся – художественной, творческой, исследовательской и т.д. В 2005-2006 уч.г. МО художественно-эстетического цикла приняло решение организовать работу с целью развития творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую форму деятельности по теме «Искусство Востока». Результатом предполагался турнир знатоков восточного искусства в конце учебного года.При этом учащиеся начальной школы знакомились с особенностями звучания восточной музыки, а дуэт флейтисток 4 класса, занимающихся в инструментальном кружке (руководитель – учитель музыки Веригина Н.В.), в начале итогового мероприятия исполнили японскую народную песню «Вишня».Учащиеся 5-6 кл. знакомились с выразительными средствами японской живописи и создавали собственные творческие работы, стилизованные под японскую живопись (руководитель – учитель ИЗО Аленькова А.А.). Девочки 7-8 кл. знакомились с историей, особенностями и технологией создания китайской вышивки, а после посещения музея искусства народов Востока (организатор – учитель МХК Панчишко Е.О.) загорелись идеей реконструкции императорского халата с обязательной вышивкой дракона художественной гладью, наиболее распространенной в Китае, что было выполнено (руководитель – учитель технологии Усачева Л.И.). И на отчетном мероприятии исполняющий роль китайского императора имел возможность выйти в подобающем наряде. Учитель МХК ГОУ СОШ № 2002 ЗАО г.Москвы Панчишко Е.О. работала в 5-8 классах по программе Ю.А.Солодовникова «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения» предназначенной для учащихся 6(7)-8(9) классов с учетом вводного курса в 5-ых классах «Введение в мировую художественную культуру».В 8-ых кл. (учащиеся 8-А кл. изучали МХК третий год с учетом вводного курса в 6-ом кл.; учащиеся 8-Б кл. изучали МХК второй год без учета вводного курса) процесс обучения осуществлялся согласно второй части программы, которая рассматривает художественную культуру Средних веков и отвечает на «главный вопрос эпохи» - «В чем смысл жизни?», при этом изучение художественной культуры Индии, Китая, Арабского халифата опиралось на суть религиозных и философских учений: индуизм, буддизм, ислам, даосизм, конфуцианство. Рассмотрение каждого из них начиналось с истоков, охватывающих древнейшие периоды их становления, в которых сформировались художественные принципы, продолжающие определять развитие этих стран или их приемников в новых исторических условиях.Т.к. содержание программы представляет известную сложность для восприятия и усвоения данной возрастной группой, то учитель МХК Панчишко Е.О. посчитала необходимым интерпретировать содержание так, чтобы оно было не только понято и усвоено на уроках МХК, но и эмоционально пережито и присвоено в мгновения сотворчества, что оказалось возможным в процессе диалога между учеником и произведением искусства, устанавленного через проектно-исследовательскую форму деятельности. ИТОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ, КИТАЯ, АРАБСКОГО ХАЛИФАТА» - ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ(руководитель – учитель МХК Панчишко Е.О.) Учащимся 7-8 кл. было предложено сформировать три команды (по желанию):команда Индии; команда Китая; команда Арабского халифата, каждая из которых к итоговому представлению должны были подготовить два номера.Визитная карточка – «Рожденные в этой стране». Здесь необходимо было представить либо мифологическую картину мира, либо религиозные, философские учения, либо людей-проводников этих учений и показать, каким образом это повлияло на художественную культуру соответствующей страны, а по возможности и на мировую.Музыкальный номер с элементами театрального действа – «Жизнь прекрасна». Здесь важно было показать, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, если она подкрепляется духовностью и бережным отношением и сохранением национальной культуры.Учащимся, которые не вошли в состав команд , также было предложено сформировать (по желанию) три группы болельщиков за команды Индии, Китая, Арабского халифата. Их заданием было – поиск ответов на 12 вопросов (олимпиадного уровня) по истории и особенностям художественной культуры соответствующих стран, а также создание презентации, представляющей тот или иной вид искусства определенной страны. Команда Арабского халифата Команда Арабского халифата предъявила свою страну следующим образом:ученица 8 «Б» класса Василькова Лина внимательно изучила 910, 911 сказки из сборника «Тысяча и одна ночь» и написала сценарий выступления, адаптировав сложный текст религиозно-философских рассуждений для восприятия всеми учениками, присутствующих на заключительном мероприятии. Т.о. были инсценированы истории, рассказанные Шахразадой о беседе халифа Джиллиада со своим сыном, первым вазиром Шимасом и другими мудрецами. Выступление данной команды акцентировало внимание на значимости искусства слова в культуре Арабского халифата. СЦЕНАРИЙ: В 7 в. среди арабских племен Западной Аравии возникла монотеистическая религия ислам. Основателем ислама является Мухаммад из Мекки. Родной город не сразу воспринял его проповеди, но спустя 20 лет Мекка была официально объявлена священной столицей ислама. А в течение первого века своего существования ислам распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство – Халифат. Арабский Халифат, как государство просуществовало с 7-го по 13-ый века. Арабы и многочисленные народы халифата создали величайшую культуру, исходной точкой и основанием которой был духовный феномен ислама.Итак… Собрал как-то справедливейший халиф Джиллиад своего сына, вазиров и мудрецов, среди которых был первый вазир-мудрец, двадцатидвухлетний юноша по имени Шимас:- Расскажите мне, тело и душа одинаковы ли в награде и наказании, или присвоено наказание только обладателю страстей и совершающему грехи?- Склонность к страстям и прегрешениям становится причиной награды тогда, когда душа от них отворачивается и в них раскаивается. Тело, требующее пропитания, существует только с душой, но душе надлежит быть искренней в намерениях и заботиться о последней жизни. Тело и душа – сообщники в деяниях, в награде и в наказании.- Твои слова справедливы. А теперь ответьте мне, какой из ученых, по вашему мнению, достойнее хвалы?- Тот, кто знает об Аллахе и кому полезно знание его.- Кто же это?- Ищущий благоволения своего господа и избегающий его гнева.- А кто выше среди них?- Наиболее сведущий в Аллахе.- Кто из них наиболее испытан?- Тот, кто, следуя знанию, проявил терпеливость.- Расскажите мне, какие сокровища самые прекрасные?- Небесные.- А какие из сокровищ неба наипрекраснейшие?- Возвеличение Аллаха и восхваление его.- А какое из сокровищ земли наилучшее?- Совершение благого.- Ты прав. А теперь поведайте мне о трех способностях – знании, суждении и разумении.- Знание – от изучения, суждение – от опыта, а разумение – от размышления, а место их пребывания и единения – разум.- Чем же человеку наиболее достойно занимать свое сердце?- Праведными деяниями. Из двадцати четырех часов, содержащихся в сутках, одна часть должно быть уделена поискам пропитания, одна – покою и отдыху, остальное же – приобретению знания.- А каково знание без разума?- Оно подобно знанию скотины, которая узнала, когда ей время есть, пить и бодрствовать, но нет у ней разума.Такова была дозволенная речь Шахразады, рассказанная ею и записанная как 910-я, 911-я ночи в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь», сложившегося в 10-15 веках. В музыкальном номере команда Арабского халифата решила связать содержание стихов Омара Хайяма с характером и пластикой восточных танцев. Щербаковой Александрой, Мнацакановой Викторией, Мельниковой Ириной (ученицы 8 «А»кл.) был прочитан сборник стихов Омара Хайяма и выбраны некоторые из них, затем общим обсуждением из выбранных окончательно остановились на одном, подчеркивающим красоту стремительной пластики тела, и на одном, поэтически утверждающим красоту спокойных, плавных движений тела. Танцы поставили исполнительницы Мнацаканова В. и Щербакова А. Команда Китая Команда Китая предъявила свою страну в лице Лао-цзы и Кун-цзы, основателей даосизма и конфуцианства, оказавших значительное влияние на художественную культуру Китая и не только Китая.Ведущие представляли по очереди Лао-цзы (исполнитель – ученик 8 «Б» кл. Слинько Александр) и Кун-цзы (исполнитель – ученик 8 «Б» кл. Багзин Никита), которые изрекали некоторые свои мысли. Слинько А. выбрал высказывание из трактата «ДАО ДЭ ЦЗИН», приписываемого Лао-цзы, Багзин Н. – высказывание о музыке и Ритуале из сети Интернет. Завершилась инсценировка встречей двух мудрецов и размышлением Конфуция о Лао-цзы. СЦЕНАРИЙ: музыку. Конфуций хорошо играл на цине – китайском инструменте.Конфуций. Вдохновение – в стихах, жизнь в соблюдении Ритуала, достижение цели в музыке. Для исправления нравов нет ничего лучше музыки; для благоприятного управления народом нет ничего лучше Ритуала. Свой музыкальный номер команда Китая представила традиционным новогодним танцем дракона. Каркас дракона помог сделать учитель технологии Трофимов Е.Н., изготовлением головы дракона руководила учитель МХК Панчишко Е.О., помощь также оказала воспитатель 8 «А» кл. Гермашова Л.А., пошивом туловища (длина – 2,5 м) руководила учитель технологии Усачева Л.И. НОВЫЙ ГОД в КИТАЕ. Танец дракона перед императором. Команда Китая представила также презентацию «Китайская вышивка» (руководитель - учитель технологии Усачева Л.И.). Команда ИНДИИ Команда Индии представила свою страну двумя религиозными учениями: пластическое воплощение миротворения (индуизм), считанное с выбранных древних рельефов и современных настенных росписей индуистких храмов; инсценировка беседы Будды с учениками о 4-х истинах (буддизм). Сценарий: Так прозвучал первозвук Вселенной, несущий благо, который и сегодня начинает и завершает любой ритуальный текст. Затем из вод первозданного хаоса появилось Золотое Яйцо. В нем возник дух Прародителя Брахмы, который приступил к миротворению. Брахма сотворил Небо, Землю, создал страны света, звезды, горы, реки, многочисленных богов, людей и весь тварный мир. И существует этот мир вселенский цикл, определяющий жизнь Брахмы. А равен этот цикл 311 040 000 000 000 человеческих лет. Хранителем мира является Вишну, поддерживающий порядок в природе, готовый прийти на помощь. Двойственный: то созерцающий, то мечущийся в неистовом ритме бог Шива, своей магической силой порождает видимость вещей в мире, а в конце космического цикла разрушает его, и вновь наступает хаос и тьма.Когда мировой цикл заканчивается, Вишну вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змие Вечности. Когда Вишну просыпается, из его пупка вырастает лотос. Его лепестки, напоминающие лучи солнца, раскрываются, из него появляется Брахма, который осуществляет творение мира. И Шива, в начале мирового периода, исполняет свой танец, пробуждая миры к жизни и устанавливая ритм вселенной. А в конце мирового периода он уничтожает миры танцем разрушения. И все повторяется заново. Так в индуизме воплотилась идея триединства божественных сил – Тримурти, в котором слились главные боги: Брахма-создатель, Вишну-хранитель, Шива-разрушитель и созидатель. А также – идея перерождений в круге сансары, круге бытия, освободиться от уз которого - высшая цель жизни индуиста. Образы же многочисленных божеств, сюжеты из мифов и эпоса Древней Индии запечатлены в настенной живописи и обильной скульптуре индуистких храмов. На севере Индии, в племени шакьев, родился царевич Сиддхартха Гаутама, который в 30 лет ушел из дома, познал 4 истины, достиг просветления и стал Буддой:«А вот благая истина о том, что существует страдание; а вот благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью; а вот благая истина о том, что страдание может быть уничтожено, это отказ от жажды и страсти; а вот благая истина о том, что существует благородный восьмеричный путь, ведущий к уничтожению страдания и ведущий к достижению нирваны (состоянию отрешенности от жизни, освобождения от привязанностей и страдания)».40 лет проповедовал свое учение Будда и когда начал задумываться о смерти, ученики его спросили:- Учитель, каким бы ты хотел видеть свое погребальное сооружение?Вместо ответа Будда снял с себя верхнюю одежду и, сложив ее в виде пьедестала, положил на землю, сверху же поставил перевернутую вверх дном круглую чашу для сбора подаяний. Так оформился первый наземный буддистский храм-реликварий в виде полусферы – ступа.Буддизм распространился далеко за пределами Индии, в том числе и в нашей стране. Но в кастовой Индии сегодня большинство исповедуют индуизм. Музыкальный номер команда Индии представила танцем храмовой танцовщицы – девадаси (исполнительница – ученица 8 «А» кл. Бутрим Христина), роль пришедшей в храм Шивы исполнила ученица 7 «А» кл. Трунова Алеся. Для того, чтобы поставить этот номер Бутрим Х. и Панчишко Е.О. съездили в музей искусства народов Востока на лекцию-концерт «Мифология и танец в Индии». Рефлексия в 8-ых кл., проведенная через несколько дней после итогового мероприятия, показала восстребованность таких проектов в дальнейшем. По мнению ребят, - это интересно, познавательно, позволяет раскрыть способности и талант. Достигнута была одна из целей проекта: воспитание коммуникативных способностей, т.к. ребята изъявили желание и далее работать в сборных командах и даже организовать сборную школы.Тем не менее были выявлены и некоторые трудности: постоянная занятость актового зала и других подходящих помещений в свободное от урочных и консультационных занятий время; занятость некоторых учащихся в кружках вне школы после 16.00. Важным представляется также: организация совместной работы учителя и воспитателя в осуществлении проектно-исследовательской деятельности с целью дальнейшего и более плодотворного развития творческих способностей учащихся.