УРОК ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК


Тема урока: «Иван - Царевич и Серый волк»
Цели: Формирование у детей понятий о русских народных сказках; научить умению понимать главную мысль, которая заключена в сказке «Иван -царевич и Серый волк», читать текст сказки осмысленно
Задачи:
1. Учить детей работать в группе, уметь рассуждать, делать выводы; расширять представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;2. Развивать умение анализировать текст, понимать поступкигероев; наполнять речь учащихся новыми словами, фразами; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения; развивать навыки память, логическое мышление; 3. Воспитывать у учащихся эмоционально - целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку, уважение друг к другу, взаимопонимание, доброжелательность.
Оборудование: текст сказки, словарные слова, тестовые задания, компьютер, учебники, карточки, раздаточный материал, презентация с иллюстрациями к произведению.
Технологические этапы урока:
1.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой на урок:«Круг радости».
-Здравствуйте! Какое сегодня число? Как ваше настроение?
Сегодня мы будем работать в группе. Готовы к работе? Желаю отлично поработать и показать гостям свои знания.
2.Деление на группы (по пазлам)
По полученным картинкам собираются в три группы:1-ая - волшебные сказки («Ер тостик»), 2-ая- сказки о животных («Лев и мышь»), 3-ья – бытовые сказки («Алдар косе»)
2.Актуализация знаний
- Урок я хочу начать с загадки. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Легенда, приданье народное,Ребята её обожают,Родители, если свободные,Её тебе на ночь читают. (Сказка)
Целеполагание-Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Иван –царевич и Серый волк».
Как вы думаете, что нам предстоит сделать? Каковы цели урока?
(Предполагаемые ответы учащихся: узнать, кто главные герои, какие они, дать им характеристику, сделать выводы, чему учит нас эта сказка.)
3. Повторение пройденного материала
-Но чтобы начать изучение данной сказки, мы должны ответить на вопросы волшебника, которые находятся в ларчике.
Вопросы волшебника:
Что такое фольклор?
Когда она возникла?
Назовите виды фольклора.
Что относится к детскому фольклору?
Что такое сказка?
Какие виды сказок вы знаете?
Какие сказки называются волшебными?
Какие сказки называются бытовыми?
Кто главные герои сказок о животных?
Охарактеризуйте, какой волк в сказках.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Обычно в сказках очень часто главным героем является волк. Давайте вспомним эти сказки и дадим характеристику герою.
По слайду показываются иллюстрации к сказкам: Ш.Перро «Красная шапочка» ,«Три поросенка» (волк злой, хитрый), русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (волк злой, жестокий, хитрый), «Волк и лиса» -волк добрый и отзывчивый. Только в одной сказке волк положительный. Как вы думаете, почему?
Имя Иван так же часто встречается в сказках.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (добрый, ласковый, непослушный)
«Иван Крестьянский сын и Чудо-юдо» (храбрый, смелый, добрый)
«Сивка-Бурка» (храбрый, смелый, добрый)
4. Изучение нового материала (понимание)
Вернемся к нашей сказке" Иван - царевич и Серый волк". Знакома ли вам эта картина? Её написал замечательный русский художник В. Васнецов.- Кто изображён на картине?- Где находятся герои?- Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? -Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом?
Показ видеоматериала –фрагмента из мультфильма «Иван - царевич и Серый волк".
Словарная работа:
Затосковал-қайғырды
Оседлали коней –аттарыңа егер салды
Глаз не смыкал – ұйықтамады
Никого не уследил- ешкімді көрмеді
Клюет-шоқиды
Чтение текста
Беседа по содержанию
Как вы думаете, почему Иван - царевич должен был проходить такие испытания? По какой причине он встретился с царями Афроном, Кусманом?
5. Первичное закрепление знаний (применение)
Работа в группе
К сюжетным картинкам найти соответствие в тексте.
6. Самостоятельная работа (анализ)
Работа в паре: Заполнение семантической карты
-Выписать имена героев сказки.
-Показать на листе маршрут Ивана и задания, которые он выполнил.
-Назовите волшебные предметы
-Какое число часто встречается в тексте? Привести примеры из текста
Проверка усвоения материала (синтез).
Выполнение тестовых заданий
Индивидуальная работа. Взаимооценивание.
1.Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:
А) волшебная В) о животных С) бытовая
2. Какое число часто встречается в этой сказке?
А) 2 В) 3 С) 7
Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:
А) Афрон В) Берендей С) ДалматКто воровал золотые яблоки в царском саду?
А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица
Кому принадлежала Жар-птица?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю АфронуЧья дочь Елена Прекрасная?
А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана7. Кому принадлежал конь златогривый?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону 8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?
А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья
Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.
А) поскакал очень быстро
В) поскакал, ничего не замечая
С) поскакал, разрушая всё на своём пути
10. Кто является отрицательными персонажами сказки?
А) Иван-царевич В) братья Ивана С) Серый волк
Код правильного ответа: 1А, 2В, 3В, 4С, 5С, 6С, 7В, 8В, 9А, 10В
Критерии оценивания:
9-10 баллов –«5» 7-8 баллов – «4» 5-6 баллов - «3»
8. Обобщение и выводы.
Каждая группа делает выводы по сказке.
Характеристика старшего и среднего братьев Ивана.
Почему младший сын Иван сумел найти Жар-птицу? (Ему помогал Серый волк.)
Почему он позволил Серому волку растерзать своих старших братьев в клочья? (потому что они злодеи, сговорились и убили своего младшего брата)
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учит сказка?
(Добро торжествует, зло наказывается.)
- Кто из героев сказки олицетворяет добро? (Иван-царевич, Серый волк). А кто – зло? (старшие братья Ивана-царевича)
9. Рефлексия
Самооценивание:
-Понравилась ли вам эта сказка?
-Понравился ли вам урок? Смайлики
-Как вы оцениваете себя? Насколько вы поняли тему? «Сигналы светофора»: Зеленый –на «5» Желтый –на «4» Красный – на «3»
Взаимооценивание. Отчет спикера.
Суммативное оценивание.
10. Домашнее задание
Сделать иллюстрации к сказке, подготовить краткий пересказ.
Тестовые задания.
1.Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:
А) волшебная В) о животных С) бытовая
2. Какое число часто встречается в этой сказке?
А) 2 В) 3 С) 7
3.Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:
А) Афрон В) Берендей С) Далмат4.Кто воровал золотые яблоки в царском саду?
А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица
5.Кому принадлежала Жар-птица?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону6.Чья дочь Елена Прекрасная?
А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана7. Кому принадлежал конь златогривый?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону 8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?
А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья
9.Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.
А) поскакал очень быстро
В) поскакал, ничего не замечая
С) поскакал, разрушая всё на своём пути
10. Кто является отрицательными персонажами сказки?
А) Иван-царевич В) братья Ивана С) Серый волк
Вопросы волшебника:
1.Что такое фольклор?
2.Когда она возникла?
3.Назовите виды фольклора.
4.Что относится к детскому фольклору?
5.Что такое сказка?
6.Какие виды сказок вы знаете?
7.Какие сказки называются волшебными?
8.Какие сказки называются бытовыми?
9.Кто главные герои сказок о животных?
10.Охарактеризуйте, какой волк в сказках.
Код правильного ответа:
1-а 2 -в 3-в 4-с 5-с
6-с 7-в 8-в 9-а 10-в
Семантическая карта
ФИО ученика______________________
№ Вопросы и задания
Ответы учеников
1 Перечислить всех героев сказки.
2 Показать на листе маршрут Ивана и задания, которые он выполнил. 3 Назовите волшебные предметы, встречающиеся в сказке. 4 Какое число часто встречается в тексте? Привести примеры из текста

Семантическая карта
ФИО ученика_______________________
№ Вопросы и задания
Ответы учеников
1 Перечислить всех героев сказки.
2 Показать на листе маршрут Ивана и задания, которые он выполнил. 3 Назовите волшебные предметы, встречающиеся в сказке. 4 Какое число часто встречается в тексте? Привести примеры из текста Критерии
оценивания:
9-10 баллов –«5»
7-8 баллов – «4»
5-6 баллов - «3»
Сигналы светофора:

- «Очень хорошо усвоил тему»
-«Усвоил тему хорошо»
-«Мне нужна помощь!»


Рефлексия
Словарная работа:
Затосковал-қайғырды
Оседлали коней –аттарыңа егер салды
Глаз не смыкал – ұйықтамады
Никого не уследил- ешкімді көрмеді
Клюет-шоқиды
Использованные модули:
-Обучение критическому
мышлению
-Новые подходы
в преподавании и обучении
-Управление и лидерство
в преподавании и обучении
-Оценивание для обучения
и оценивание обучения