Рабочая программа факультативного курса Край, в котором я живу

Управление образования
администрации Тисульского муниципального района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Макаракская основная общеобразовательная школа


Принята на педагогическом совете
Протокол № 12
от 29.08.2012 г.
Утверждаю.
Директор школы
______ТимофеевВ.И.
01 сентября 2012 г.









Рабочая программа
факультативного курса
«Край, в котором я живу»

на 2012-2016 учебный год
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7-10лет




Автор-составитель
Е.В.Александрова,
учитель начальных классов
I квалификационной категории









Макаракский 2016

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc367639371" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc367639371 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc367639372" 14Содержание программы 13 PAGEREF _Toc367639372 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc367639373" 14Учебно-тематическое планирование 13 PAGEREF _Toc367639373 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc367639374" 14Календарно-тематическое планирование для 1 класса 13 PAGEREF _Toc367639374 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc367639375" 14Календарно-тематическое планирование для 2 класса 13 PAGEREF _Toc367639375 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc367639376" 14Календарно-тематическое планирование для 3 класса 13 PAGEREF _Toc367639376 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc367639377" 14Календарно-тематическое планирование для 4 класса 13 PAGEREF _Toc367639377 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc367639378" 14Этапы педагогического контроля 13 PAGEREF _Toc367639378 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc367639379" 14Литература 13 PAGEREF _Toc367639379 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc367639380" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc367639380 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc367639381" 14Приложение 1 История моей школы 13 PAGEREF _Toc367639381 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc367639382" 14Приложение 215 13 LINK \l "_Toc367639383" 14Край, в котором я живу 13 PAGEREF _Toc367639383 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc367639384" 14Приложение 315 13 LINK \l "_Toc367639385" 14Выдающиеся люди посёлка Макаракский 13 PAGEREF _Toc367639385 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc367639386" 14Приложение 4 1513 LINK \l "_Toc367639387" 14Внеклассное мероприятие 1513 LINK \l "_Toc367639388" 14«Нам Родину завещано любить" 13 PAGEREF _Toc367639388 \h 14231515
Приложение 5 Результаты проектной деятельности по направле.29
15



15





МКОУ Макаракская ООШ
Программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
2012-2016 учебный год

Пояснительная записка
Актуальность
Программа «Край, в котором я живу» по содержательной, тематической направленности является экологической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени – четырёхгодичной.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят остро и в нашей области, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить им то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы ребят.
Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.
Цель программы курса: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Задачи программы:
Образовательные:
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края и населения.
Познакомить с историей и современной жизнью своего населённого пункта.
Осваивать многовековое культурное наследие народа.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закреплять на практике.
Развивающие:
Стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать познавательные интересы, индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать гражданские качества патриотического отношения к России и своему краю.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
Создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения.
Укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей для учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии (всё это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно-прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: окружающий мир, литература, технология, ИЗО.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
В разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение в поисковую, исследовательскую деятельность;
В реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут в 1 классе, 45 минут во 2-4 классах. Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Форма проведения:
Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
Экскурсия;
Практическое занятие, викторина, консультация;
Проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Методы и приёмы:
Диалоги, элементы дискуссий;
Игры-практикумы;
Проблемные ситуации;
Сюжетно-ролевые игры;
Конкурсы, викторины;
Коллективно-творческие дела.
Программа рассчитана на 18 часов в год для 1 касса, занятия проходят 2 раза в месяц во внеурочное время. По 34 часа – во 2 - 4 классах на факультативе «Край, в котором я живу».
Занятия во 2-4 классах проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьёй, своей школой, ближайшей зелёной зоной. Основной формой занятий первого обучения является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного посёлка. Привлекаются знания, полученные на уроке, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учётом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать).
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто даётся в игровой форме. Занятие-игра – методический приём, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, посёлок и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
«Родная земля и в горсти мила»- гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально-культурную среду для изучения природы, истории и культуры своей области, её замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

Ожидаемые результаты и способы их определения
В результате изучения программы «Край, в котором я живу» воспитанники приобретают определённые знания и умения.
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Знания
Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного края; классы животных (на примерах животных родного края); экология; природный музей;
экологические законы;
природоохранную деятельность человека;
в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», «Соотечественник», «Семья», необходимо настроить воспитанников на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.
Умения
Правильно употреблять экологические термины;
наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии);
ориентироваться в природоохранной деятельности человека;
применять правила безопасности труда;
воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода.
Представления
Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; национальные особенности жизни людей; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека.


Содержание программы
Программа включает в себя четыре раздела в каждом классе:
Я и моя семья.
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать толерантность, содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, моё имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учёбы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
Природа родного края.
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающему миру.
Природа родного края. Растительный и животный мир края. Знакомство с «Красной книгой». История её создания. Редкие и охраняемые растения и животные Кемеровской области.
Мой посёлок.
Цель блока: прививать любовь к родному посёлку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего посёлка. История школы. Название посёлка. Возникновение посёлка, время образования. Улицы посёлка. Памятники.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить историю рождения своей области, государственную символику области и своего района. Воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о Кемеровской области как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа.

Учебно-тематическое планирование


Название блоков
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Введение
1
1
-

1.
Я и моя семья
8
3
5

2.
Природа родного края
41
5
36

3.
Мой поселок
34
14
20

4.
Край, в котором я живу
36
15
21



120
38
82



Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание

1
Введение. Край, где я живу
1
Цели и задачи курса.
Правила поведения, домашний адрес


2
Что такое семья?
1
Понятие «семья».
Викторина


3-4
Моя семья.
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
2
Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен.
Сообщение «Происхождение моего имени»


5
Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».
1
Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен.
Конкурс рисунков «Моя семья»


6
Многообразие растительного мира моего посёлка
1
Животный и растительный мир
Конкурс поделок из природного материала


7
Многообразие животного мира моего посёлка
1

Конкурс аппликаций из сухих цветов и листьев


8
Сезонные изменения в природе
1
Путешествие в природу
Игровая программа «В гостях у сказки»


9
Животный и растительный мир моего посёлка
1
Игровая программа Животные, под охраной закона.
Сообщение «Животные моего края»


10
Край, в котором я живу.
1

Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»


11-
12
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла.
2
Создание «Аллеи славы»







Проект «Мы вами гордимся»

13
Зеленая аптека

Травы посёлка
1
Разнообразие трав Лекарственные травы.
Создание альбома лекарственных трав


14
Начало пути
1
История школы
Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»


15
Поселок Макаракский
1
Основные вехи развития поселка Макарак. История появления.
Творческий отчет «Что мы знаем о поселке?»


16-17
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны
1
Подбор материала
Создание «Аллеи славы»


18
Сибирские загадки Итоговое занятие
1
Особенности загадок
Конкурс знатоков Игровая программа «Знаток Сибири»


Итого: 18ч

К концу первого года обучения учащиеся должны: а) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка; изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; 3-5 лекарственных растений; ядовитые растения; основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах. б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Календарно-тематическое планирование для 2 класса

№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание

1
Мой дом – Макаракский
1
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть.
Конкурс рисунков Правила поведения


2
Начало пути
1
История образования школы в Макараке
Создание газеты о школе



3
Рождение посёлка. С чего всё началось?
1
Посещение сельской библиотеки, подборка материала
Сообщение «Рождение посёлка»


4
Мир природы «хвойные и лиственные деревья» нашего посёлка «Хозяева тайги» Мини-проект.
1
Животный и растительный мир Разновидности деревьев
Сообщение о растениях и животных. Конкурс поделок из природного материала Кроссворд «Дары леса»
Экскурсия
Конкурс аппликаций из сухих листьев и цветов, поделки из овощей
Ребята сами определяют вид своей деятельности
Каждый может выбрать то, что ему интереснее

5
Растительный мир поселка Макаракский
1
Особенности растительного мира поселка
Экскурсия по экологической тропе


6


Русские народные праздники
1
Основные праздники и их традиции
Сообщения
Экскурсия в ДК


7
Место на карте
1
Расположение и значение поселка
Работа с картой России, Кемеровской области, Тисульского района (местоположение округа, поселка)


8
Дата образования поселка. проект
1
Важные даты в истории развития поселка
Составление календаря знаменательных событий


9
Интересные люди нашего посёлка
1
Встреча с интересными людьми
Экскурсия
Выставка работ


10
«Символика поселка»
1
Символы поселка
Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего поселка»


11
Социальный мир поселка
1
Жители поселка
Игра «Поиграем в экономику»


12
Люди различных национальностей нашего поселка
1
Жители поселка
Рисуем «национальный костюм»


13
«Здравствуй, край сибирский милый» Литературный вечер
1
Макаракский поэт Ю.М.Ладыгин
Литературный вечер


14
«Все профессии важны, все профессии нужны». Проект.
1
Профессии поселка
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»


15
Красота природы родного посёлка
1
Какое значение имеет красота для жизни посёлка
Презентация «Природа родного посёлка»,
Экскурсия


16
Искусство в поселке
1
Развитие традиций искусства
Встреча с людьми искусства


17
Что читают макаракцы?!
1
Макаракская библиотека
Экскурсия в библиотеку
Начало проекта «Я и мой поселок»

18
«Конкурс знатоков родного края»
1
История, важные даты и вехи поселка
Игра


19-20
Имя в истории. Проект
2
История появления названий улиц
кроссворд
Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»


21-22
«Я и мой поселок»
2
Защита ученических проектов
Проект «Каким я вижу поселок»


23
Что дает нам лес
1
Какую пользу приносит нам лес
Правила поведения в лесу.
Игровая программа


24
Мы – помним!
1
История появления памятника погибшим
Экскурсия к мемориалу «Павшим в годы ВОВ»


25
«Край, в котором мы живем»
1
Географическое расположение, климатические особенности
Природные богатства
Викторина
Экскурсия



26
Школьная жизнь
1.
Традиции нашей школы
экскурсия


27
Я – ученик моей школы. Проект
1
Достижения школы, значение её в жизни учащихся
Личное портфолио


28
Природа Макарака весной
1
Погодные условия
Календарь погоды поселка


29-30
«Лекарственные растения нашего поселка»
2
Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка
Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка»


31
Поселок в любое время года
1
Природа поселка во все времена года
Создание буклета


32
Мой поселок
1

Конкурс рисунков «Мой поселок родной»


33
«Знай и люби вою малую Родину»

Итоговое занятие по всем разделам
Конкурс знатоков


34
Резерв
1




Итого: 34ч.


По окончании второго года обучения учащиеся должны: Знать: · Краткие сведения об истории поселка; · историю рождения школы; · историю названий своей улицы и близлежащих улиц; · стихи, произведения искусства местных поэтов писателей. Уметь: · Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»; · правила безопасности в природе и на улицах поселка; · уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Календарно-тематическое планирование для 3 класса

№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание

1
Тисульский район
1
История создания района



2
Точка на карте
1
Месторасположение на карте Тисульского района
Работа с картой


3
Вехи истории.
1
Основные даты развития Тисульского района
Газета «Дата – событие»
проект

4
Символика Тисульскогого района
1
Основные символы и гербы поселений Тисульского района
Создание герба района


5
Климат
1
Климатические условия Тисульского района
Создание календаря наблюдений за погодой


6-7
Экскурсия в природу
2
Растительный мир Тисульского района
Составление альманаха «Знаменитые растения района»


8-9
Звери, обитающие на территории нашего района
2
Животный мир района
Кроссворд, викторина


10-11
Рыбное богатство
2
Охрана рыбных богатств
Создание газеты «Рыбное разнообразие района»


12
Охраняемые виды живого
1
Растения, животные Тисульского района, занесенные в Красную книгу
Составление отчета


13
Заповедные места
1.

Кроссворд


14
Национальное разнообразие
1
Многообразие национальностей, проживающих на территории Тисульского района
Викторина


15
Коренные народы Тисульского района. проект
1
Быт коренных народов на территории Тисульского района
Сообщения учащихся


16
Полезные ископаемые – наше богатство
1
Значение открытия полезных ископаемых для развития района
Викторина


17
Все профессии района
1
Профессии работников Тисульского района
Сочинение «Кем работают мои родители?»


18-19
Предприятия района
2
Основные предприятия Тисульского района
Конкурс рисунков


20
Что дает наш район области?
1
Значение Тисульского района
Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»


21
Богатство талантов
1
Писатели, художники родного района
Конкурс


22-23
Они создали историю
2
Вклад различных людей в историю района
Встреча со знаменитыми людьми района


24
«Эхо войны»
1 ч.
Тисульский район в годы войны
Создание газеты «Аллея славы»


25
Реки нашего района
1
Какие реки есть в Тисульском районе, подбор материала к буклетам
Буклеты «Охраняй водные богатства!»


26
Водные богатства Тисульского
района
1
Какие озёра есть в Тисульском районе, подбор материала для буклетов
Буклеты «Охраняй водные богатства!»


27-28
Святые места Проект
2
История появления святых мест на территории района
Создание макета.


29
Тисульский район весной
1
Природа поселка во все времена года
Экскурсия по тропе природы


30
Полезные ископаемые – богатство Тисульского района
1
Подбор материала о полезных ископаемых, добывающих в нашем районе
Сообщения


31-32
Мой дом в Тисульском районе
1

Составление карты поселок на территории Тисульского района


33
Обобщение
2

Конкурс знатоков Тисульского района


34
Резерв
1




Итого 34 ч.


По окончании третьего года обучения учащиеся должны: Знать: · Краткие сведения об истории района; · различать символику Тисульского района; · основные социальные объекты и достопримечательности; · стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Уметь: · Выказывать точку зрения, умение слушать других; · уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Календарно-тематическое планирование для 4 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание

1
Мой дом Кемеровская область
1
Расположение описание
Нахождение на карте России


2
Мой адрес - Сибирь
1
Значение для страны
Сочинение
« Каким я вижу нашу область в будущем»


3-4
Облик родной земли
2
Описание родного края в различных произведениях
Собрание самых красочных произведений о крае.
Творческий отчет

5
Реки Кузбасса – многогранные и незабываемые
1
Реки Кемеровской области. Протяженность основные притоки.
Конкурс рисунков


6-7
Река кормилица.
2
Основное «население» рек Томь, Кия
Составление буклеты
Проект

8
Приглашаем в путешествие по реке
1
Стихи и проза Мифы и легенды
Сочинение «Матушка – река»


9
Мой дом на карте России
1
История заселения Кемеровской области
Сообщения о первооткрывателях


10
Приключение двуглавого орла
1
История появления государственного герба
Конкурс рисунков


11-12
Символ родной земли
2
Гимн и флаг
Аппликация


13-15
Многонациональная родина
3
Как одеваются коренные народы
Костюмы разных народов Кемеровской области


16-17
Народная мудрость Кемеровской области
2
Быт и традиции. Основные занятия.
Творческая работа по созданию орудия быта


18
Пословицы, поговорки и загадки народов проживающих на территории Кемеровской области
1
Пословицы народов. Синонимичные с другими народами Загадки коренных народов
Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. Конкурс на самую лучшую загадку


19
Фольклорные праздники
1

Сообщения


20-21
Игры наших бабушек и дедушек.
2
Разнообразие игр
Составление игр для других классов. Конкурс на считалку для проведения игры


24
Родная природа весной
1
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты


25-26
Многообразие растительного мира Кузбасса.
2
Животный и растительный мир Кемеровской области.
Создание презентации


·
27-29
Многообразие животного мира Кузбасса
3
Животный и растительный мир Кемеровской области.
Создание газеты «Живой мир Кузбасса»


30
Красная книга Кемеровской области Проект.
1
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Кузбасса»


31
Мой дом.
1
История малой Родины
Сочинение


32-33
Моя Семья
2

Генеалогическое древо семьи


34
Резерв
1




Итого: 34 ч.

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны: Знать: · Общие сведения об истории поселка, района, области; · различать символику Кемеровской области от других символик; · основные социальные объекты и достопримечательности; · Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Уметь: · Выказывать точку зрения, умение слушать других; · уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений, обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов

1.
Входящий
Проверка начальных знаний о родном крае, городе.
Беседа

2.
Текущий
Усвоение темы «Я и моя семья»
Устный рассказ, рисунок

3.
Текущий
Усвоение темы «Природа родного края»
Иллюстрированный тест «Природа родного края»

4.
Текущий
Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»
Проект

5.
Итоговый
Усвоение программы за год
Итоговый тест

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Экологических сказок;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Критерии результативности:
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях учебных проектов.
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( Выдача дипломов, грамот).



Литература
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159 с.
Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст] / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120 с.
Ермолаева, Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению [Текст] / Л.К. Ермолаева. – М, 2006.
Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст] / М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134 с.
Сейненский, Е. Краеведение в школьном историческом образовании[Текст] / Е.К. Сейненский. – М: Книголюб, 2006.
Соловьёв, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников [Текст] / - Л. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 342 с.
Соловьев, Л. И. Беседы по краеведению Кузбасса : учебное пособие / Л. И. Соловьёв. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 391 с.
Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст] / Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88 с.

Приложения
Приложение 1
История моей школы
Работу выполнила: Никулина Юлия, ученица 2 класса МКОУ Макаракской ООШ
Руководитель: Александрова Е.В.

Начало пути
История образования школы в посёлке Макаракский
Самая первая школа, начальная, в Макараке открылась в 1932 году. Это была простая изба, стояла она в центре посёлка, между трактом и современным зданием администрации.
В 1934 году была построена новая начальная школа, в ней было всего четыре класса. Находилась она на том месте, где сейчас пересекаются улицы Ленина и Партизанская. В том же году открылась семилетка – школа для старшеклассников, располагалась она примерно там, где раньше был школьный склад.
В 1939 году эта школа стала средней.
Двухэтажное кирпичное здание, расположенное на пригорке, стало гордостью посёлка. Сотни людей пришли 1 сентября 1960 года на праздник открытия новой школы. В школе тогда было около 400 человек! Более 1000 выпускников, которые трудятся теперь в разных уголках нашей родины, выпустила Макаракская школа за эти годы своего существования.
В 2010 году современному зданию школы исполнилось 50 лет!
Наши учителя – выпускники школы. Свидетельством большого уважения к учительской профессии и к родной школе является тот факт, что из 10 педагогов школы – 6 учителей её выпускники.
Выпускники школы: Владимир Иосифович Тимофеев, Валентина Михайловна Игошина, Нина Ивановна Фирюлина, Лариса Юрьевна Шерина, Алексей Николаевич Трофимофич, Светлана Николаевна Тюхаева. Четверо из них – почетные работники общего образования Российской Федерации.
В 80-е годы и мой дедушка, Никулин Владимир Иванович, внёс свой вклад в развитие школы, проработав директором четыре года. Мои родители тоже окончили Макаракскую школу. Теперь я учусь в нашей школе, и мой братик, которому ещё только три годика, тоже хочет учиться и просит, чтобы я взяла его с собой в школу. Я очень люблю учиться, люблю свою школу!
Приложение 2
Край, в котором я живу
Рождение посёлка. С чего всё началось?
Работу выполнили: ученики 2,4 класса Макаракской ООШ
Руководитель: Александрова Е.В

Посёлок Макаракский расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, в долине реки Кия (бассейн Чулым, Обь).
Само название посёлка «Макарак» лингвистами трактуется как «одинокий дом», обосновываясь тем, что в начале 19 века в этом месте уютно ютилась избушка перевозчика-лодочника Макара и два барака сплавщиков леса, отсюда и повелось название. По второй версии Макарак – это словосочетание «Ма» - дай и «карак» - глаз. Отсюда получается, что Макарак переводится как «дай глаз».
Население стало прибывать в 1930-1931 годах. В 1931 году справа от тракта был основан посёлок трудопереселенцев (людей, сосланных с разных уголков). Они строили электростанцию и тянули высоковольтную линию на рудник Центральный. В ноябре 1931 года в посёлке впервые зажглась «лампочка Ильича» от единственной маломощной турбины. С годами мощность станции вырастала. До 1939 года станция отапливалась дровами, которые заготавливались в ближайшей тайге.
Вблизи с посёлком стали выкорчёвывать пни в местах вырубки леса и разбивать огороды. Выращивали в большом объёме лён, огурцы, овёс, картофель, свёклу, морковь.
В 1939 году топку котла электростанции перевели на бурый уголь, который привозили из посёлка Ржавчик. Уголь спускали с горы над посёлком на вагонетках. До сих пор над посёлком высится каменный остров, возведённый в те времена.
В годы Великой Отечественной войны на электростанции трудились в основном одни женщины, так как мужчины ушли на фронт. В юбилей 25-летия Победы в честь жителей посёлка, погибших в годы войны, в центре посёлка воздвигли памятник.
В 1934 году в окрестностях Макарака на ручье Первый Макарачик был открыт Дом отдыха, в котором отдыхали трудящиеся района и области. В период войны в Доме отдыха жили эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов. После этого Дом отдыха уже не работал. Его разобрали и перенесли в Макарак в качестве клуба.
С вводом в эксплуатацию государственной линии Мариинск-Макарак в 1966 году электростанция прекратила своё существование и была демонтирована. На её месте стали строить авторемзавод по выпуску и ремонту автоприцепов. В октябре 1975 года вышли за ворота первые автоприцепы.
После закрытия электростанции началось сокращение населения. В 1968 году в посёлке проживало 3200 человек. Исчезли с лица земли Морозовка, Кашкадак, входящие вместе с Кожухом, Большой и Малой Натальевкой в состав поселкового Совета.
В 1991 году Макаракский ремонтно-механический завод был закрыт.
В период с 1992 по 1997 годы был сооружён 192 метровый железобетонный мост. Он заменил паромы и строящиеся каждую весну деревянные мосты.
В настоящее время в посёлке проживает 342 человека. Национальный состав – русские, татары, немцы, чехи, украинцы, поляки, латыши.
На сегодняшний день в посёлке работают лесоперерабатывающие предприятия, одна пекарня. В посёлке есть егерь и лесничий.
Сегодня Макарак славится доброкачественным вкуснейшим хлебом, который расходится по Тяжинскому и Тисульскому районам. Хлеб замешивается на ключевой воде.
Посёлок, окружённый тайгой, сохраняет охотничьи и рыболовные традиции. Сюда съезжаются рыболовы поймать хариуса, тайменя. Охотники ловят белок, норку, соболя. Охотятся на марала и косуль.
Посёлок Макаракский, вместе с Б.Натальевкой входят в состав Комсомольского поселения.











Приложение 3
Выдающиеся люди посёлка Макаракский
Валентина Максимовна Пономарёва родилась 14 ноября 1934 года в селе Поломошное Яшкинского района Кемеровской области. Там же закончила 8 классов. В 1951 году поступила в Юргинский механический техникум, получила специальность техника-механика. В 1955 году, закончив техникум, получила направление в Свердловск (ныне город Екатеринбург) на завод имени Сталина. Работала техником. Здесь же вышла замуж за Пономарёва Геннадия Николаевича. В 1958 году молодая семья переехала в Макарак.
В Макараке работала на КЭЦ (Кийской электростанции) помощником машиниста, а потом машинистом турбины. Эта электростанция обеспечивала электроэнергией все близлежащие поселки, даже далёкий Центральный. В 1966 году электростанция была полностью остановлена в связи с постройкой подстанции.
В 1967 году семья Пономарёвых, с маленькими сыновьями Владимиром и Николаем, уехала в город Амурск, на Дальний Восток. Здесь прожили восемь лет и вернулись в родные края, в Макарак, где и живут по сей день.
С 1975 года Валентина Максимовна работала на Макаракском ремонтно-механическом заводе (МАРЗ) старшим мастером. В 1984 году вышла на пенсию. Но и тогда трудовая деятельность не закончилась. С 1992 по 1997 год работала в клубе контролёром (продавала билеты и пропускала по билетам в кинозал). Сыновья получили образование, обзавелись семьями.
Валентина Максимовна всегда принимала активное участие в общественной работе. Была депутатом поселкового совета, председателем женсовета. В течение 7 лет была председателем совета ветеранов. Активно участвовала в художественной самодеятельности в сельском доме культуры. Неизменная участница всех концертов, певунья и исполнитель юмористических монологов, В.М. Пономарёва и теперь остаётся весёлым и жизнерадостным, уважаемым всеми человеком.


Тимофеева Таисия Алексеевна родилась 8 ноября 1930 года в Алтайском крае, в селе Новозернинское.
Её отец Алексей Иванович Александров содержал мельницу, где мололи муку. Приходили и жители села, пользовались мельницей. Его жена Мария Андреевна Александрова была домохозяйкой. Жилой дом был крыт по-амбарному. Их семью признали зажиточной, забрали мельницу, всё хозяйство, то есть раскулачили, - и сослали в Макарак.
Алексей Иванович сначала валил лес в Макараке, потом семью отправили на рудник Ударный в посёлок Способный. Здесь отец работал лоцманом – возил продукты на лодке по Кии из Макарака на Ударный. Зимой – в обозах на лошадях.
В семье было двое детей, Таисия и Михаил.
На Ударном Таисия Алексеевна окончила 8 классов. В 16 лет пошла на работу сплотчицей на гидростанцию – чистила граблями от мусора решётки, чтобы вода на гидростанцию поступала чистой. Потом работала счетоводом – регулировала напряжение, затем растворщицей на ефельном заводе. В чаны поступали ефеля, их заливали раствором и промывали золото. Потом работала мастером ефельного завода.
Жили бедно, но весело. Были все дружные, собирались вечером и пели песни, плясали. На танцплощадку ходили в кирзовых сапогах. До сих пор Таисии Алексеевне снятся сны, как она живёт на Ударном и бежит в гору чистить решётки от сора, когда у машиниста упало давление на приборах.
С мужем Тимофеевым Иосифом Егоровичем познакомились на руднике Ударном. В 1951 году Иосиф Егорович и Таисия Алексеевна поженились. Родились дочь Вера и сын Володя. Когда старшей дочери Вере исполнилось 5 лет, они переправились на плоту в Макарак, так как рудник закрыли.
В Макараке Таисия Алексеевна работала техничкой в конторе 3 года, потом до самой пенсии, 27 лет, работала телефонисткой на Макаракском ремонтно-механическом заводе.
Вместе с мужем воспитала двух замечательных детей, дав им высшее образование. Вера Иосифовна и Владимир Иосифович окончили математический факультет Кемеровского государственного университета. Всю свою жизнь посвятили школе. Таисия Алексеевна награждена медалью «За достойное воспитание детей».
Таисия Алексеевна добрый, отзывчивый человек. Всегда поможет и словом и делом. Хотелось бы, чтобы таких людей, как Таисия Алексеевна, было больше на нашей земле!


Приложение 4
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
«Нам Родину завещано любить"
Цель: создание условий для формирования представлений о России - нашей Родины, её символах, историческом прошлом.
Задачи:
Расширить и углубить знания о России;
Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, толерантность.
Содействовать формированию коммуникативной культуры.
Создать условия для совершенствования учащимися навыков работы с различными источниками информации, применение полученных знаний в новой ситуации, подключение каждого к обсуждению и достижению цели занятия.
Методы организации обучения:
Наглядный - для развития самостоятельности в учебной деятельности;
Самостоятельная работа - для развития самостоятельности;
Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
Рефлексивный - для установления обратной связи.
Принципы обучения:
Учёт возрастных и физиологических особенностей
Наглядность (демонстрация фотографий, иллюстраций)
Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление)
Доступность
Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала)
Формы контроля:
Контроль со стороны учителя
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Формы обучения:
Фронтальная, парная, групповая.
Предполагаемый результат: способствовать формированию любви и уважительного отношения к своей Родине, развитие нравственных ориентиров, стимулирование способностей к размышлению, развить чувство патриотизма, позитивное отношение к мнению окружающих, активность.
Ход мероприятия
Учитель:
Великий дар - единожды родиться,
Вдохнуть, раскрыть глаза -
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где поле, роща и река. (Показ слайд- шоу «Картины природы родного края)
Родился человек. У него есть родители - мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, недалеко друг от друга, на земле, которая называется Родиной. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. Родина - это то место, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет корни.
1 ученик
У каждого есть родина своя,
У каждого есть маленькое солнце,
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поется.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился,
Вот так у нас в народе говорят.
Зимой у нас бывает много льда,
А летом здесь бывает много света,
Порою слишком сильные ветра,
Тепло бывает очень редко.
У каждого есть родина своя.
2 ученик:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
3 ученик:
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.
4 ученик:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою
Свой светлый край любимый!

Учитель читает стихотворение "Откуда начинается Россия?" В. Боков
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
5 ученик:
Вот земля Россия, милые края,
Светлая, большая Родина моя!
Горы и долины, реки и моря,
Пашни и плотины, мирные поля.
Нет страны чудесней, нет земли милей!
В самых лучших песнях мы поем о ней
6 ученик:
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Учитель читает стихотворение « Что значит "Родина моя?» Н. Полякова
- Что значит "Родина моя"? -
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это - Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете? (работа в парах)

Пословицы о Родине.
"Русское приволье - человеку раздолье"
"На чужой сторонке и весна не красна"
"Береги землю родимую, как мать любимую!"
"Нет в мире краше Родины нашей"
"Кто где родился, там и пригодился"
"Одна у человека мать, одна у него и Родина"
"Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"
"Родная сторона - мать, чужая - мачеха"

Конкурс "Русь, Россия, Родина моя"
- Назовите наше государство.
Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу Родину)
Всё, что в сердце нашем,
Всё, чем в жизни мы живём.
Всё, что было и есть,
Мы Россией зовём
- Чем наше государство отличается от других?
(язык, костюмы, размеры, обычаи, герб, флаг, денежные знаки, культурой)
- Назовите символы страны. (герб, гимн, флаг)
Учитель: С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг.
Конкурс "Русский орёл - символ государственной независимости".
- Что такое герб? Эмблема государства
- Где можно увидеть герб? На флагах, монетах, печатях, официальных бумагах
- А теперь узнаем, что изображено на гербе России?
Учитель: (о гербе). У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич - князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба - герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
"ГЕРБ РОССИИ"
Герб страны - Орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем : тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны.
(В.А. Смирнова)
О ГИМНЕ.
- "ГИМН" в переводе на русский означает торжественная, хвалебная песнь.
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны
Она называется коротко - "ГИМН" (звучит гимн сл. С.Михалкова, муз. Александрова и Гимн Кемеровской области)
Гимн всегда слушают и поют стоя.
О ФЛАГЕ.
Учитель:
- Сколько цветов на флаге?
Российский флаг - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
Демонстрируется Российский флаг.
Учитель: А что символизируют цвета Российского флага?
(Выслушиваются версии детей.)

Учитель: на Руси три цвета имели следующее символическое значение:
белый - благородство, откровенность;
синий - верность, честность, безупречность, целомудрие;
красный - мужество, смелость, великодушие, любовь.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.
Конкурс "Составь из цветных полосок флаг России" (групповая работа)
Предлагаю выполнить такое задание: Из множества полосок выберите цвета российского флага России и наклейте их в нужном порядке на шаблон, лежащий перед вами.
Три цвета на флаге России: красный, белый и синий.
С красной полоской флаг - в ней кровь отцов и дедов.
С красным цветом Россией добыты честь и победа.

Синяя полоса - цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет - в нём добро, любовь, чистота
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда.

Учитель:
Россия - это одна из самых больших стран в мире. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её бескрайним равнинам, символу России - берёзке, гордиться достижениями своего народа.

Россия: Россия:
Раздолье: Равнины:
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

1 ученик
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые березки - символ
Родины моей!

2 ученик Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна!

Учитель
Опять о них, кудрявых и белесых:
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год,
Хоть вечность колеси.
"Россия", - шепчут мне березки,
"Россия", - шепчут камыши,
"Россия", - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: "Русь!"

Россия, Россия - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

- Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.
Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.

К.Д. Ушинский писал: "Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина".

Исполнение песни "Моя Россия"(слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)
1.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей.
2.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы,
Для меня Россия - ты, всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Припев:
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Учитель:
Дорогие ребята! Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны
(Звучит медленная мелодия, на фоне музыки звучит инсценирование стихотворения "Что такое Родина?")

Внучка: Родина! Что это, дедушка?
Дед:
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая:
Родина - это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.

Внучка: (продолжая мысль)
Родина - это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Дед:
Родина - слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.

Внучка:
Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Дед:
Родина - это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими!
Учитель: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Стихотворение «Родина детства»
Родина - улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
Родина нас обнимает, любя,
(Ласковый взгляд, материнская речь)
И бережет неустанно тебя.
Вырастешь - ты ее станешь беречь.
3 ученик
Наш родимый край
Где в озёрах синева,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
И на праздник наш чудесный
Щедрость русскую несём.
Край родимый, прославляя,
Мы о Родине поём

Песня "Родные места" Сл. Пляцковского муз.Ю. Антонова

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля - своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристый голос у ручья.
Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берёз - прямее и стройнее,
И разноцветней радуга-дуга.

В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки.
В родных местах всё лучше и красивей -
От звёзд ночных до утренней реки.
Чтение стихотворения Е. Синицына "Берегите Россию".
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе:
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Итоговая рефлексия.
За что же русские люди любили, любят и будут любить Русь, Россию. (За то, что Россия наша Родина)
Каков итог нашего занятия? (Нам Родину завещано любить! Россия - Родина моя!)
Подведение итогов.
Мы любим свою Родину за красоту природы, за могучие реки, за талантливость народа, за его смелость в опасные для России времена. Любовь к Родине помогала людям покорять космос, осваивать новые земли, возводить города. Вы пока ещё школьник, но, что вы можете сделать для благополучия и процветания своей Родины. (Хорошо учиться, помогать родителям, уважать старших, не обижать младших, уметь дружить, не причинять вреда природе и т.д.)

Спасибо за работу. (Исполняется песня «С чего начинается Родина»)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415