Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
 ЦЕЛИ УРОКА:
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
 ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
Грамматические признаки прилагательных и глагола.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Компьютер и проектор. 2.Раздаточные карточки по теме урока. 3.Тесты для первичного контроля.
«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая) глаголу, в образе прилагательного».
                                                                                                                                                               В.Даль
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».                                                                                                                                                                  М.Ломоносов
1.ОРГ,МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола. Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ. (Для объяснения используем теннисный мячик) А) У меня в руках мяч. -Назовите признаки мяча: по форме- круглый; по величине- маленький; по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый… по назначению- теннисный. -Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные) -Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные) Б) Произведем(поиграем) с этим мячом некоторые действия. -Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош. вр.) -Какие признаки мы называем- постоянные или временные? (Временные) -А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает (Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак. -Почему? (Временный признак в будущем времени быть не может) (На экране появляется таблица)4 МЯЧ Какой? Какой? Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Падающий (от падать- сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать- сам прыгает) Упавший (от упасть-сам упал) Пойманный (кто-то поймал) ПРИЧАСТИЯ -Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит). В) Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным. (На экране появляется таблица) Признаки прилагательного, глагола, причастия… ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ Обозначает признак предмета Обозначает действие предмета ПРИЧАСТИЕ Обозначает признак предмета по действию ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА 1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ5 1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность. 2.Род. 8.Вид. 3.Падеж. 9.Время(наст.и Прош.) 4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат. 5.Число. 11.В предложении-определение 6.Согласуется с существительным. и сказуемое -СДЕЛАЕМ ВЫВОД: А) Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (имя существительное) Б)Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам) В)Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова) Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Г)СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски) Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. -Какими частями речи выражены определения? -Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой. -Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? -Какие признаки глагола имеет причастие? 3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: А)Откройте учебник на стр.26, прочитаем пар.№7. Б) А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану ( План проецируется на экран) В) (НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ: 1- «ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ» 2-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.) Г)Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране): Вспомним с нами отступавших, Помолившихся за нас. Воевавших год иль час, Павших, без вести иль час, Провожавших, вновь пропавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас.6 -Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке. 4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. (Тесты) 5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. упр.№43 + проверка тестов. 6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА. 7.Д/З7
Самоанализ урока по теме: Причастие как часть речи ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА: ТИП УРОКА- изучение, первичное закрепление и контроль знаний. ЦЕЛЬ УРОКА: -ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: -составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий. ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ: -грамматические признаки прилагательных и глагола. CПЕЦИФИКА УРОКА- судя по реакции класса, тема урока вызвала определенные трудности для восприятия. СТРУКТУРА УРОКА – 1.Орг.момент.- настрой на трудовую деятельность.(1 мин) Цели: Воспитательная- организованность(учитель- учащиеся) Готовность к уроку Вежливость (учитель- учащиеся) Образовательный- умение быстро настроиться на учебный процесс Обе эти цели должны работать на проявление интереса к предмету. 2. Объявление новой темы и вывод по предыдущей теме.- Главный этап (20 мин) Триединая дидактическая задача- воспитательная- настроить на внимание и на восприятие нового материала Образовательная- развитие общеучебных умений: связывать новый материал с ранее изученным Развивающая- формирование мотивов деятельности, развитие связной речи СУМ- отбор материала: Игра с мячом Карточки-№1 таблица; работа с учебником; карточка №2 с планом(для работы по развитию речи); №3 игра «Третий лишний»; №4 (отличи прилагательное и причастие); №5 работа со стихотворением- анализ . МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1)коллективный – игра с мячом(учитель-класс), доска- класс. 2)индивидуальный- работа с учебником 3)в парах( с карточками)8 4)фронтальная- ответы с места по цепочке. СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: 1)формирование интереса к учебе(подбор разнообразного материала и игра) 2)формирование ответственности. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1)игра, 2)работа с доской 3)работа по карточкам 4)работа с учебником ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1)общеклассная (с доской, игра) 2)фронтальная(опрос, ответы на вопросы) 3)индивидуальная(учебник) 4)в парах (карточки) 5)восприятие на слух РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: В процессе всего урока(проверка усвоения нового материала) МОТИВАЦИЯ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ: - спокойная обстановка на уроке - использование методов поощрения - подбор разнообразных примеров - игра в начале урока 1У. Первичная проверка новых знаний. ЦЕЛИ: воспитывающая- самостоятельность, внимание, аккуратность Образовательная- выявление трудностей в усвоении нового материала Развивающая- развитие логического мышления, рачи. (работа по карточкам) У.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: ЦЕЛИ: -воспитательная- внимание, выделение главного, аккуратность. - образовательная- проверка усвоения нового материала. - развивающая- самостоятельность, вдумчивость, логическое мышление, самоконтроль. У1. Подведение итогов теста и урока. У11.Инструктаж по Д/З