Статья на тему: Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС


Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Карлова Эльвира Александровна
МБОУ СОШ №35 г. Орла
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является:
- формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться,
- развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность.
Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя  комфортно в основной школе.
Особое место  приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компетентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности. Часто современные школьники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения  (не используя предложенный текст и  применяя  другие источники). Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.(3[8 ])
Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. (1[54])
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом. Большое внимание учителя уделяют работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей,  которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
1.Нахождение информации.
2.Интепретация текста.
3.Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Прежде всего, младшего школьника нужно научить чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому цели работы различаются по классам:
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
2 класс  - обучение детей   работать с текстом:
читать и понимать прочитанное;
пересказывать прочитанное;
делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);
выделение опорных слов (словосочетаний);
определять героев и давать  характеристику им и их поступкам.
3 – 4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);
находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или  иной  форме;
выделять главную второстепенную информацию;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Для обучения работе с текстами нужно соблюдать и некоторые условия:
1.Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2.Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3.Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её точность, эмоциональность, правильность и выразительность).
4.При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем. (2 [7])
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.
Я работаю по программе «Перспективная начальная школа» . В учебнике литературного чтения Н.А.Чураковой продумана система вопросов и заданий, направленных на перечитывание текста и поиск нужной информации. Приведу пример работа над текстом С.Козлова «Красота» ( 2 класс).
Учитель:- Познакомимся с новой сказкой С.Козлова «Красота».
-Что заметил внимательный взгляд? (“Т” – толковый словарик)
-Кто помощник в работе над словом в словаре? (Тот, кто первым нашел смысл слова “шалеют”, зачитывает для всех).
Вопросы после чтения:
-Как вы думаете, Заяц совсем безнадежный, что не видит красоту? Зачитайте нужные строки.
-Прочитаем сказку только на синем фоне. Следим за голосом. (Работа над выразительностью)
-Заяц научится видеть красоту? (Научится, если будет внимательным)
-Зачитаем о красоте на желтом фоне.
-Чем отличается прочитанное от увиденного? (Не всё можно показать в фильме, на сцене… читать интереснее, в книге все подробнее).
Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показатель (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире.
Работа с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников я проверяю состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
2 класс Показатель качества читательских умений
Начало учебного года 54%
Конец учебного года 68%

Эти результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной мной работы. Но такое обучение требует от учителя  воспитывать в учащихся  чувства при чтении, переживать вместе с учениками,  побуждать их к творчеству,  самому иметь желание меняться  и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.
Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.
Библиографический список
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 – 4-е изд., М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения./ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3.Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.