Поурочный план Под дождем


6 класс

Урок изобразительного искусства № ______
_____________
Тема урока: Цвет – основа языка живописи, светлые и тёмные оттенки цветов, цвет и тень, блик, рефлекс. Рисование на тему «Под дождем»
Обучающая цель: формирование способностей рисования по памяти и ассоциативно-образного мышления.
формирование у детей умения выражать свое отношение к осенней погоде через характерную деталь ( в данном случае – капли дождя).
Развивающая цель: Развить творческую фантазию и художественные способности, логическое мышление.
Воспитывающая цель: Воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение.
Дидактические средства:
бумага для рисования,
карандаш простой,
схемы
ластик
цветные карандаши
_________________________________________________________________________
Тип урока: урок по сообщению новых знаний
Этапы
урока Приёмы и методы
Оргмомент Приветственное слово учителя. Проверка отсутствующих. Психологический настрой. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.
Цветовой тон В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.Актуализация Знаний Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.
Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Насыщенность цвета Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).
Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Светлота Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).
У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.
Различия этого типа живописцы называют валерами.
Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.
Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.
Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.
Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.
Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.
Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.
Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.Светлотный и цветовой контрасты Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.
Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.
Цветовой контраст 
Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.
В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.
Сегодня мы будем рисовать дождь.Но для того чтобы рисунок был интересным нарисуем сюжетный рисунок, который называется «Под дождем»
Итак, дождь — это явление, замеченное только на третьей планете нашей солнечной системы из-за присутствия на ней Н2О. Это явление приносит много пользы и радости. Вот, например:
Он смывает грязь, делает мир капельку чище. Иногда наоборот делает большие лужи и кучу грязи, но это тоже приносит только много веселья, особенно детишкам;
Он заставляет людей грустить и даже писать стихи.
Он действует как естественное успокоительное.
Британские ученые доказали, что шум дождя благоприятно влияет на нервную систему;
Чтобы нарисовать силуэт человека под проливным дождем, придется запастись немалым терпением. Дело требует наличия элементарного навыка владения карандашом, но даже у начинающего художника не вызовет серьезных трудностей.
Итак, делаем набросок. Легкими линиями очертить зонт, фигуру человека, в данном случае - девушки, определить место для лужиц.

Прпорисовываем детали зонтика, изображаем изгибы руки, держащей этот зонт, определяем места сгибов ткани на одежде.
Изображаем капли дождя в одном направлении, наносим контур брызг от лужиц.
Проверка знаний Мотивация Практическая работа Ребята работают по схемам, учитель на доске
Изучение Завершаем прорисовываеть детали одежды нашего персонажа, убираем лишние штрихи.

Окончательно завершаем рисунок, изобразив тени, отблески света и другие необходимые микродетали. Рисунок готов!
Рефлексия Итог: доброжелательная оценка всех работ, закрепление техники исполнения, используемых материалов, цветовой гаммы. Домашнее задание Завершение работы, знать основные панятия