Конспект урока русского языка на тему:Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте


МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Учитель Аникина Л.В.
Технологическая карта урока по русскому языку. 7 класс
Тема: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Образовательная:
научить учащихся отличать одиночные причастия от причастных оборотов;
научить графически обозначать причастный оборот в предложении;
объяснить разницу между зависимым и определяемым словами.
Развивающая:
формировать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота, умение устанавливать границы причастного оборота;
формирование умения сотрудничества в решении поисковых задач;
развивать логическое мышление, умение обобщать и анализировать.
Воспитательная:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
умеют отличать одиночные причастия от причастных оборотов;
умеют находить и выделять причастные обороты;
умеют придумывать и составлять предложения с причастными оборотами;
умеют правильно употреблять в речи причастные обороты.
Ход урока: I. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности (положительный настрой на урок через дыхательную гимнастику: вдыхая, мысленно произносим слово «покой», выдыхая слово «тишина») 
II. Постановка целей урока.
Тема урока – Причастный оборот. Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?
(На уроке мы познакомимся с причастным оборотом, дадим его определение)
III. Актуализация знаний (повторение пройденного материала)
Ребята, что вам известно о причастии?
(Это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.)
Давайте вспомним, какие признаки глагола и прилагательного свойственны причастию?
(Как и глагол, причастия имеют вид и время. Времен всего два –прошедшее и настоящее, будущего времени у причастий не бывает. Также им свойственна категория вида-совершенного или несовершенного. А с прилагательными роднит то, что они изменяются по родам, падежам, числам.)
Каким членом предложения является причастие? Как подчеркнём причастие?
(Будет являться определением. Волнистой линией.).
На слайде даны предложения. Из предложений выписать в тетради причастия, указать их падеж, род, число, вид и время.
Многочисленная толпа, напиравшая на стражу, прорвала цепь. (О.Гурьян) 2) Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.(К. Митрей)
Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
Критерии оценки: 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.
Работа по теме урока
Ребята, что такое зависимое слово?
(Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.)
Как вы думаете, есть ли у найденных вами причастий зависимые слова? Как их найти?
(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия.)
Выпишите словосочетания: причастие + зависимое слово.
(напиравшая на стражу, закованных в кандалы)
В русском языке причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как мы подчеркнём наши причастные обороты?
Что мы знаем о существительном или местоимении, от которого мы ставим вопросы к причастиям?
(Это определяемые слова, от которых мы задаём вопрос к причастию.)
Выпишите из предложений причастия с определяемым словом.
(толпа напиравшая, арестантов закованных)
ФИЗМИНУТКА на расслабление мышц кистей рук, гимнастика для глаз.  Создание затруднительной ситуации.
А сейчас работаем в группах. На втором слайде даны предложения:
Серебрился выпавший утром снег.
Серебрился снег, выпавший утром.
Снег, выпавший утром, серебрился.
Ваша задача-сравнить записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они пунктограммы? Найдите причастные обороты. Подумайте, какую часть предложения вы выделите, как могут располагаться причастные обороты? Обратите внимание на знаки препинания.
(Причастные обороты могут располагаться как перед определяемым существительным, так и после него, при этом в первом случае оборот не выделяется запятыми, а во втором выделяется.)
Молодцы! Правда, почти в каждом правиле есть исключения, но о них мы поговорим позже. Как вы верно сказали, причастный оборот выделяется волнистой линией, а вертикальными линиями с двух сторон обозначаются его границы. Давайте закрепим все сказанное на практике.
Устная работа:
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять сигнальную карточку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, карточка остается на столе.
Предложения на доске:
1.Спокойный дым над занесенной снегом крышей подымался и таял в воздухе.
2.Я увидел поля, окружённые садами.
3.Наш народ выступает против войны, несущей безумие и разрушения. 4.Раненый капитан покинул строй.
А сейчас снова работаем в группах.
Ваша задача-составить алгоритм нахождения причастного оборота и выделения его запятыми.
Предложенный учащимися алгоритм:
1.Найти в предложении причастие, выделить его суффикс.
2.Найти зависимые слова к причастию, обозначить границы. причастного оборота, подчеркнуть его как член предложения.
3.Графически обозначить определяемое слово.
4.Расставить знаки препинания.
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия, графически его выделять, расставлять запятые при причастном обороте.)
Работа с учебником (письменно):
Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 34, найдите упражнение 75, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.
Отличаются ли исправленные вами предложения от исходных с точки зрения пунктуации?
(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми.)
Расскажите правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
Подведение итогов урока. Контроль за усвоением материала.
С чем мы познакомились на уроке?
(с причастным оборотом)
Дайте его определение.
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.)
Что такое определяемое слово?
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту.)
Как обозначаются границы причастного оборота?
(Вертикальными линиями).
В каком случае причастный оборот обособляется на письме запятыми?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом.)
Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?
(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота.)
Каким членом предложения является причастный оборот?
(Определением).
Рефлексия(слайд).
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я понял, что …
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
VII. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.
п.12,упр.№70