Урок русского языка. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Урок русского языка.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Ход урока.
На доске словарные слова. На экране текст, рисунок «Батискаф у морского дна».
Словарные слова:
батискаф ( от греч.) ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

кораллы ( от греч.);

рифы ( от нем.);

океаническая ихтиология ( от греч.);

иллюминатор ( от лат.);

пелагиаль ( от греч.) морск.

На экране. Рыбы наиболее многообразная группа позвоночных животных насчитывающая более 20 тысяч видов. Рыбы делятся на придонные глубоководные приповерхностные.

Учитель.
1.Сегодня мы отправляемся в путешествие на батискафе. Во время путешествия нужно показать знания темы «Причастный оборот», умение работать самостоятельно. Вы должны приобрести новые сведения из жизни морских обитателей.
Впечатлениями от путешествия вы поделитесь в сочинениях, которые
напишите дома, самостоятельно подобрав название, определив стиль,
тип речи.
Это может быть рассказ, сказка, письмо, заметка в стенгазету
( Отметьте в сочинении причастные обороты.)

2.Обратите внимание на правописание слов, записанных на доске.
( Учащиеся читают слова, проговаривая их по слогам, определяют лексическое значение каждого:
батискаф - глубоководное судно;
кораллы - сидячие, прикреплённые особи;
рифы – известковые гряды из скелетов колониальных кораллов;
океаническая ихтиология – наука о рыбах;
иллюминатор- круглое окно с толстым стеклом ( на судне);
пелагиаль - толща воды как среда обитания.

3.Сейчас группами из 3-х человек вы, находясь в батискафах, погрузитесь в океанические воды для изучения жизни разнообразных рыб.
На экране написаны предложения или текст? ( Докажите, что вы правы.)

4.Задания группам.
1я группа. Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите, что вы правы. Составьте 3 задания для класса.( Предположим, нужно составить схему причастного оборота, разобрать по составу причастие, придумать причастие с таким же составом).

2я группа. Включите в текст предложения (2) , в которых были бы некоторые словарные слова, записанные на доске. Составьте 3 задания для класса. ( Например: есть ли причастные обороты во вновь включенных в текст предложениях, есть ли сложное предложение, есть ли причастие, соответствующее схеме?)

3я группа. Найдите причастный оборот. Составьте 3 задания для класса.
( Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом, составьте схему причастного оборота, сделайте синтаксический разбор предложения).

4-9 группы. ( Учащиеся этих групп работают по карточкам, выданным заранее). Составьте предложения или текст из 3 предложений, или составьте 3 задания для класса. ( Работа должна быть выполнена за 6 минут).

КАРТОЧКА №1 ( для четвёртой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически постановку знаков препинания.

Летучие рыбы живут в прповерхностных водах всят до одного килограа. Длиа их соствляет пятдесят сантиметров.
Привлекамые источниками искутвеого освщения судовыми огнями они (не)редко залтают на палубы судов а (так)же в открытые июминаторы кют.

2. Составьте и запишите одно предложение, являющееся выводом к данному тексту.

3.Составьте 1 задание для класса.

КАРТОЧКА №2 ( для пятой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Рыба бабчка живущая среди залитых трпическим сонцем кораовых рифов яркая и пёстро окрашеая.

2.Напишите первое и третье предложения, дополнив данное так, чтобы получился текст.

3.Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №3 ( для шестой группы учащихся).
1.Из данных словосочетаний составьте 3-4 предложения так, чтобы получился текст. ( Не забудьте о причастных оборотах.)

Землеподобный, чрный и зубастый угорь; мрачные океаничские глубины. Дисквидная рыба луна, (как)бы из одной головы; спина (сине)зелёная, бока (пурпурно)золотые с серебрыми пятнами. Меч рыба, сто тридцать киометров в час, четыре килограа.

2.Отметьте орфограммы.

3. Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №4 ( для седьмой группы учащихся).
1.Прочитайте.

2.Перестройте предложения так, чтобы получилось несколько причастных оборотов. Отметьте орфограммы и пунктограммы.

Крупные хищные рыбы обитают среди кораовых построек, часть страдает от надоедлвых наружных паразитов, освободится от которых сами они (не)могут.
Рыбы чистильщки принимают своих постояых клиентов « в порядк живой очереди» в строго определёых местах.

3.Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №5 ( для восьмой группы учащихся).
1.Прочитайте текст.

2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Допишите предложения ( вместо ).

3.Расскажите по данным примерам о знаках препинания при причастных оборотах.

Среди глубоководных рыб есть жемчжноглазка. Два её глаза с каждой стороны головы направлеы косо (в)верхУникальная четырёхглазая рыба пользующаяся примуществами почти полного кругово обзора

4.Составьте одно задание для класса.

КАРТОЧКА №6 ( для девятой группы учащихся).
1.Прочитайте текст. Расскажите о роли причастных оборотов в тексте.

Среди прдонных рыб встречаются скаты. Электрические скаты облдающие электрическими органами раположеыми по бокам тела между головой и груными плвниками плохие плвцы, (так)как у них короткий хвостовой стебель с (не)большим хвостовым плвником.
Ромбовые скаты называющиеся ещё «хвостоколами» опасны, (так)как кажется, что рыба ушла мимо а на самом деле она угржат хвостом.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

3.Составьте 1 задание для класса.

В течение следующих 20 минут класс работает над заданиями, предложенными группами учащихся, таким образом:
внимательно слушается текст;
исправляются речевые и стилистические ошибки, если они есть;
внимательно слушается задание;
выясняется, понятно ли задание;
выполняется предложенное задание на доске и в тетрадях.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15