: «Л. Лагин «Старик Хоттабыч».


Урок литературного чтения.
Класс: 4 «Г» Кадырбаева Асель ГаббасовнаТема: «Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
Цель. Ознакомление с содержанием и историей создания повести-сказки, автором произведения, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения; развитие мышления, фантазии, воображения.
Задачи.
Образовательные: знание содержания, формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; формировать навык   чтения по ролям, умение анализировать произведение, давать характеристику героям; умение ориентироваться в тексте, находить ответы на заданные вопросы в тексте проверить понимание текста посредством тестовых вопросов и методики «Закончи предложение»;
Развивающие:  развивать внимание, оперативную память,  связную устную речь; способность размышлять и делать умозаключения; развивать правильно логически верно, построенную речь, мышление, умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся
Воспитательная: способствовать формированию чувства товарищества, душевных качеств: доброты, взаимовыручки. Формировать навыки коммуникативного характера.способствовать воспитанию интереса к литературному чтению
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядные, словесные, практические, чтение по ролям, частично-поисковые, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку.
Упражнения для развития чёткости произношения.
Шо-шо-шоВсё будет хорошо
Шпри-шпря-шпра-шпро-шпре-шпруНачинаем мы игру.
Скороговорка.
«Говори-говори, да не заговаривайся»
а) выяснить смысл скороговорки.
(Зачем нужны скороговорки?Вывод: речь должна быть чёткой, правильной и всем понятной.
При каких условиях вырабатывается такая речь?
При тренировке звукопроизношения и при регулярном чтении).б) проговаривание про себя, шевеля только губами, без звука.
в) проговаривание шёпотом
г) вслух в медленном темпе
д) проговаривание в быстром темпе.
Биография автора
Остановимся подробнее на биографии автора
а) Лазарь Иосифович Ла́гин (настоящая фамилия — Гинзбург;
 Литературный псевдоним писателя был образован соединением первых слогов имени Лазарь (Ла) и фамилии Гинзбург (Гин), и с 1956 года вписывался во все официальные документы.
Годы жизни 04.12.1903 - 1979— советский писатель и поэт.
Родился в бедной еврейской семье. Был первым из пятерых детей. Из воспоминаний: «Праздничное блюдо в семье – драники (картофельные оладьи). По воскресеньям Лагины ходили к богатому соседу покушать квашеную капусту. И однажды взяли с собой старшенького – Лазаря. Сосед спросил: “Мальчик, хочешь мандарин?” Лазарь подумал: “Откажусь для начала, а уж как будут уговаривать…” И сказал: “Спасибо, что-то не хочется”. Уговаривать не стали. Мандарин он попробовал ох как не скоро. Запомнил: захотел чего-то – не выпендривайся». Смеяться над собой писатель не боялся, эта смелость присуща лишь очень сильным людям. Лагин был далеко не робкого десятка и не раз доказывал это. Он прошел всю Великую Отечественную Войну. Был награжден боевыми медалями и орденом Отечественной войны II степени. Еще один орден – Трудового Красного Знамени – получил к собственному 70-летию. Произведение «Старик Хоттабыч» 1938 году одновременно было напечатано журналом «Пионер» и газетой «Пионерская правда», а в 1940 году повесть вышла отдельным изданием. С тех пор она многократно переиздавалась, в том числе по-английски, по-немецки, по-чешски, даже по-китайски… Дочь Лазаря Иосифовича часто «приставала к отцу с расспросами, как это он вдруг придумал такого персонажа. Отец, иронически усмехаясь, говорил, что начитался сказок «Тысяча и одна ночь».
б) Демонстрация книг «Старик Хоттабыч».
в) Знакомство с сюжетом.
Произведение повествует о том, как могучий джин из арабской мифологии попадает в советское государство и знакомится с реальностью 30-х годов с помощью пионера Вольки Костылькова персонажи сказки всё время попадают в нелепые и смешные ситуации.
Определение жанра произведения.
- Прежде чем начать чтение, скажите, какие жанры произведений вы знаете?
Я предлагаю вам поработать в парах. Соединить карточки.
Рассказ – произведение небольшого объёма.
Повесть – объёмное произведение, где естественное течение жизни.
Сказка – вымысел, произведение волшебного характера.
Какие виды жанров относятся к нашему произведению.
ФИЗМИНУТКА
Словарная работа.
Джинн - реальные духи несравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Могут принимать как положительные, так и отрицательные облики.
Замшелая- покрывшаяся плесенью.
Чалма - чалма; мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Индии и Азии.
Кафтан – верхняя мужская одежда.
Шаровары -  штаны, очень широкие в бёдрах.
Сафьяновые туфли – обувь из кожи козы, выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов.
Отрок – подросток.
Назидание – наставление, поучение.
Калиф – человек наделённый властью на короткое время.
Изнывать – томиться, страдать.
Услаждать – сделать приятным.
Канотье – французская соломенная шляпа.
Чтение первой части.
а) читает учитель;
б) по цепочке читают учащиеся.
в) проверка освоения содержания.
- Куда направился Волька?
- Что нашёл Волька на дне реки?
- Как поступил Волька со своей находкой?
- Что случилось когда он открыл глиняную бутылку?
Чтение второй части. (по ролям)
а) распределение ролей. (автор, Волька, Хоттабыч)
б) начинает учитель (1 абзац)
в) проверка освоения содержания. (найди в тексте)
- Найдите и подтвердите словами из текста, как был одет джинн.
-За кого сначала Волька принял старика? (Иллюзионист из цирка)
- Прочитайте полное имя джинна. (Гасан Абдурахман ибн Хоттаб)
-Как джин попал в заточение?
- Найдите, как джинн называл Вольку.
-Первое желание, которое загадал Волька.
-Какое испытание предстояло Вольке? (ответь своими словами)
- Что предложил старик Вольке?
-Хотели бы вы, чтобы у вас появился такой подсказчик? После просмотра видео я опять вам задам такой вопрос, а вы подумайте, как ответить на него.
«Эпизод на экзамене»
- Так хотели бы вы такого подсказчика?
- Помог ли Хоттабыч Вольке?
Итог урока. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- С каким автором познакомились?
- Понравилось ли вам произведение?
- Что бы вам хотелось рассказать своим близким?
Дерево познания
Домашнее задание.
Прочитать биографию
читать отвечать на вопросы.
Оценка работы учащихся на уроке.