Конспект урока по литературе на тему Л. Лагин Старик Хоттабыч(4 класс)

114
Тема: Л. Лагин. Старик Хоттабыч 
Цели. Проверить усвоение содержания повести-сказки Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч", развивать умение находить в произведении пословицы, поговорки, крылатые фразы. Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к чтению.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Сегодня урок я буду вести не одна, а с помощником. Кто будет мне помогать, я думаю, вы сейчас догадаетесь.
Стук в дверь, под музыку заходит Хоттабыч.
Хоттабыч. Здравствуйте, о мудрые отроки! Здравствуй, о высокочтимый учитель! Да будут благословенны фундамент и крыша вашей школы!
У. Здравствуй, уважаемый Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб! Будь гостем, проходи, садись! Посмотри, какую выставку для тебя дети приготовили.
Итак, начинаем путешествие по страницам книги Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч".
III. Работа по произведению
У. В начале по доброй традиции заполним кроссворд-логогриф, то есть вы будете искать слово, которое я спрятала. За ваши правильные ответы Хоттабыч будет выдавать жетоны. В конце урока ученик, получивший больше всех жетонов, получит награду из рук Хоттабыча.

6. Какую игру на стадионе Хоттабыч увидел впервые? (Футбол)
У. Что Хоттабычу не понравилось в футболе, и он решил исправить?
Д. Хоттабычу не понравилось то, что 22 приятных молодых человека бегают по столь обширному полю, падают, теряют силы, чтобы иметь возможность несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик! Он решил исправить эту несправедливость, и вдруг откуда-то сверху, с неба, упали и покатились по полю 22 ярко раскрашенных сафьяновых мяча.
4. Слово, значение которого Волька объяснил Хоттабычу неправильно. (Балда)
У. Как Волька объяснил Хоттабычу значение слова "балда"?
Д. "Это что-то вроде мудреца".
3. Ледокол, пассажирами которого стали Волька, Женя и Хоттабыч, хотя они этого не заслужили. ("Ладога")
У. Какие люди путешествовали на корабле "Ладога"?
Д. Лучшие производственники Москвы и Ленинграда.
2. Порошок, от которого человеческие волосы выпадают без остатка. (Таро)
У. Для чего Хоттабычу понадобился порошок таро?
Д. Чтобы избавить Вольку от бороды и усов.
8. Любимый прохладительный напиток Хоттабыча. (Шербет)
У. Мы привыкли, что шербет – это густая масса, а на востоке это фруктовый напиток.
5. Что подарил Хоттабыч рыбакам? (Чемоданы)
У. За что Хоттабыч подарил итальянским рыбакам чемоданы?
Д. За то, что они накормили ужином его друзей.
У. Что чудесного было в этих чемоданах?
Д. Если чемоданы открывал хозяин-рыбак, то он всегда был полон рыбы.
7. Слово, которое показалось Хоттабычу смешным и напоминало чириканье воробья. (Цирк)
У. На каких местах сидели в цирке Хоттабыч, Женя и Волька?
Д. Они сидели на самой верхотуре, в последнем ряду амфитеатра, так как Хоттабыч не мог допустить, чтобы кто-то сидел выше него.
1. Первая книга, которую изучил Хоттабыч? (Азбука)
У. Почему Хоттабыч начал изучать азбуку?
Д. Чтобы знать науки, которые позволяют людям делать разные замечательные и полезные вещи.
9. Название команды, которая играла против "Зубила"? ("Шайба")
У. Какая команда проиграла и с каким счетом? Как Хоттабыч исправил свою ошибку?
Д. "Шайба" выиграла со счетом 24:0 с помощью Хоттабыча, но потом выяснилось, что все 11 игроков команды "Зубило" заболели одновременно детской болезнью – корью.
У. Какое слово было спрятано?
Д. "Брадобрей".
У. Что обозначает слово "брадобрей"?
Д. Это человек, который бреет бороды.
У. Брадобрей – это то же, что и парикмахер, – мастер, специалист по прическам, завивке, стрижке, бритью. Это же значение имеет слово "цирюльник". Слова, близкие по значению, – называются "синонимы".
На доске:


– Кому и для чего понадобился брадобрей в сказке о Хоттабыче?
Д. Брадобрей понадобился Хоттабычу для того, чтобы побрить Вольку, так как джинн забыл волшебство, с помощью которого можно будет убрать с лица бороду.
У. Прослушайте грамзапись и расскажите, что было дальше.
Звучит грамзапись фрагмента книги об экзамене по географии.
У. Послушайте диалог Хоттабыча с Волькой и скажите, какой из рисунков на доске является его продолжением.
Дети находят ответ.
– Озвучьте картинку!
Дети выполняют задание.
– Молодцы! А теперь слово Хоттабычу.
Хоттабыч. Хочу сказать, о мудрые отроки, что все вы прекрасно выглядите и одежды ваши услаждают мой взор. А теперь соберите ваше драгоценное внимание и выполните мои задания. Напишите мое полное имя на доске.
Два ученика пишут: Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
– Назовите числа и скажите, какое отношение они имеют ко мне, Гассану Абдуррахману ибн Хоттабу?
Д. 46 эскимо съел Хоттабыч в цирке, 3732 – возраст Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба.
У. Хотите посоревноваться?
Д. Да!
Хоттабыч. Кто вспомнит больше моих обращений к Вольке?
Два ученика соревнуются, потом выслушиваются дополнения с места.
– Как бы звали вас, будь вы моими современниками?
Д. Дима ибн Саша, Таня ибн Сергей...
У. А сейчас, ребята, из этой коробочки вы будете доставать картинки с различными предметами. Если этот предмет встречается в произведении, вы поставите его на доску, а если не встречается, то положите в сторону.
Проверь, Хоттабыч, работу мудрых отроков.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Давайте, ребята, поговорим о нашем Хоттабыче. Какой он?
Д. Он очень любопытен, падок на лесть, а главное, не в пример другим джиннам, – отходчив, щедр.
У. Справедливо ли Хоттабыч наказал Гогу Пилюлю? Что случилось с Гогой? Почему?
Д. Гога был грубым мальчиком, за что его справедливо наказал джинн. Хоттабыч сделал так, чтобы Гога лаял всякий раз, когда вздумает сплетничать, ябедничать или говорить гадости.
У. Какое наказание придумал Хоттабыч для хулиганов – Сережки Хряка и его друзей?
Д. Мальчики ходили цепочкой, взявшись за руки, и не могли отцепиться друг от друга.
У. Какие пословицы и поговорки встретились в сказке?
Д. "Старость – не радость".
У. Про кого это было сказано, когда и кем?
Д. Так подумали о Хоттабыче официантки и кассирша в летнем павильоне, после того как он начал грозиться, что превратит их в воробьев. – Так сказал о Хоттабыче капитан корабля "Ладога" Степан Тимофеевич, когда нужно было перебункеровать уголь с носовой части на корму, чтобы сняться с банки. Но вскоре капитану пришлось взять свои слова обратно, так как "Хоттабыч схватил своих друзей и стал жонглировать ими, словно это были не хорошо упитанные тринадцатилетние мальчики, а пластмассовые шарики комнатного бильярда".
Д. "Утро вечера мудренее".
У. Когда прозвучало это выражение?
Д. Вещи для переезда на новую квартиру семья Вольки решила переносить утром.
– Еще была другая пословица: "Не давши слова – крепись, а давши – держись".
У. Когда Волька вспомнил эту пословицу?
Д. Хоттабыч сказал жадному итальянскому инспектору такие слова: "Мудрость учит, что тот, кто судит о людях по одежде, часто ошибается". Сейчас об этом говорят так: "Встречают по одежке, провожают по уму".
У. В сказке очень хорошее высказывание о совести. Кто-нибудь обратил внимание?
Д. "Совесть – великая вещь. Хуже нет, как против совести своей идти".
Чтение по ролям отрывка на с. 61–62 (бабушка, Волька, автор).
У. Перескажите наиболее понравившиеся отрывки. Чем они вам понравились?
Дети пересказывают.
IV. Итог урока
У. Подсчитаем жетоны. Те, у кого больше 5 жетонов, получают награду из рук Хоттабыча.
По страницам какой книги мы сегодня путешествовали? Кто ее автор?
Ответы детей.
– Понравился вам урок? А тебе, Хоттабыч?
Хоттабыч. Сегодня, о мудрые отроки, вы потрясли меня широтой и полнотой ваших познаний. Благодарю вас! Да будет мир с вами!
У. Спасибо вам за хорошую работу!
V. Домашнее задание

Рисунок 2Описание: http://nsc.1september.ru/2003/41/10.gif&ђ Заголовок 315