РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для 9-го класса Математический практикум

МО «Иволгинский район»
МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Зам. Директора по УВР: Директор школы:
_________/_____ __________/______ ___________/_____
Протокол №___
От «___» ____20___г. «___» ____20___г. «___» ____20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике для обучающихся 9-го класса
"Математический практикум"
Дугдановой Елены Будажаповны
2015-2016 учебный год
Сроки реализации











с. Иволгинск
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Основной государственный экзамен по математике направлен на проверку базовых знаний ученика в области алгебры и геометрии, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма. Все проверяемые знания и навыки заложены в школьной программе, но даются в совершенно другой структуре, что усложняет подготовку к экзамену.
Курс "Подготовка к ОГЭ по математике" направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования").
Цели элективного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания  по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Курс рассчитан на 18 часов.
Результаты обучения:
Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания.
Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
Умение работать с тестовыми заданиями.
Умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий.
навык самостоятельной работы с справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач.

Основные методические особенности курса
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:
основные положения теории.
уметь пользоваться справочным материалом,
уметь решать задачи обязательного и, по желанию, повышенного уровня сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно
пользоваться математической символикой и терминологией;
применять рациональные приемы тождественных преобразований.
·

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями. Выполнять арифметические действия с рациональными числами. Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений

2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями. Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.

3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы

4.Уметь выполнять действия с функциями:

Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Находить значения функции. Определять свойства функции по графику. Описывать свойства функций. Строить графики.

5.Уметь решать простые геометрические задачи тестового характера. Уметь применять теоретический материал к описанию своего решения.
Календарно-тематическое планирование


Тема занятия
Количество часов
Дата

1-2
Числа
2



Арифметические действия над натуральными числами
Дроби. Арифметические действия с дробями.
1



Рациональные числа. Модуль. Арифметические действия. Сравнение рациональных чисел. Действительные числа. Квадратный корень. Иррациональные числа.
1


3-4
Буквенные выражения
2



Буквенные выражения. Тождество. Преобразование тождеств. Свойства степени с целым показателем.
1



Многочлен. Формулы сокращенного умножения.
Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями.
1


5-6
Уравнения. Системы уравнений
2



Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
1



Уравнения. Линейные. Квадратные. Системы уравнений.
1


7-8
Неравенства, система неравенств
2



Неравенства. Числовые, линейные неравенства
1



Квадратные неравенства. Системы неравенств.
1


9
Прогрессии
2



Арифметическая последовательность. Геометрическая последовательность.
1


10-11
Функции и графики
2



Функции и их графики
1



Свойства функции
1


12-15
Планиметрические задачи
3



Начальные понятия геометрии. Треугольник. Признаки равенства треугольников. Теорема Фалеса. Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники.
2



Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная. Вписанный и центральный углы
1



Измерение геометрических величин. Площади, объемы фигур.
1


16-18
Текстовые задачи
3



Движение. Совместное движение.
1



Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Оптимизация
1



Совместная работа
1


Итого:
18 часов


Содержание

Тема № 1. Натуральные числа (2 часа).

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

Тема №2 . Буквенные выражения (2 часа).

Допустимые значения выражения. Подстановка в выражение значения переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

Тема № 3. Уравнения. Системы уравнений (2 часа).

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

Тема №4. Неравенства, система неравенств (2 часа).

Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

Тема №5. Прогрессии (1 час).

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

Тема №6 . Функции и графики (2 часа).

Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Тема № 7. Планиметрические задачи (4 часа).

Треугольник и его элементы. Четырехугольники и их свойства. Признаки равенства треугольников. Правильные многоугольники. Площади фигур. Признаки подобия фигур. Окружность и круг. Углы в окружности.
Тема №7. Текстовые задачи (3 часа)
Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу»


Литература

Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2015.
Математика 9 класс. Типовые тестовые задания. Под ред. И.В. Ященко. Москва: Экзамен, 2016.
ГИА 2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2015
Подготовка к экзамену по математике ОГЭ (новая форма) . Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2009 г.
Математика. ОГЭ-2016. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. М.: «Экзамен».
Алгебра . Подготовка к ГИА -2016, под редакцией Мальцевой Д.А., 40 тестов.
Тесты, взятые с сайта ФИПИ по подготовке к ОГЭ-2016 г.

Тђ Заголовок 1 Заголовок 315