Программа электива Методы решения задач по органической химии 10 класс






ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО ХИМИИ
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год



Составитель:
учитель химии
высшей категории
Беликова Н.М.





















2015


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение химии невозможно представить без решения задач. Решение расчетных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание. При этом важно решать задачи и выполнять упражнения регулярно, по всем изучаемым темам.
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества, определение качественного состава смеси газов и другое. Для каждого типа задач предлагается несколько вариантов решения, что позволяет творчески подходить к решению и оперировать теоретическими знаниями. В качестве систематизации материала рассмотрена генетическая связь между классами органических соединений. Курс рассчитан не только на решение задач, но и повторение теоретического материала органической химии.
Умение решать задачи необходимое требование для успешной сдачи ЕГЭ по предмету и является основным показателем творческого усвоения химии. Кроме того, является основным из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.
В соответствии с учебным программа рассчитана на преподавание элективного курса химии в 10 классе в объеме 1 часа в неделю, 35 часов за год
Тема элективного курса выбрана неслучайно, т.к. при изучении химии на решение задач и выполнение упражнений не остается времени.

Цели и задачи реализации учебного курса:
Формирование умений решать задачи различного типа;
Развитие умений решать задачи различными способами, умение находить наиболее рациональные способы решения;
Применять теоретические знания для решения задач и упражнений;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Формы организации процесса обучения:
Лекции;
Семинары;
Решение задач;
Тестовые задания;
Самостоятельные работы;
Индивидуальная работа;

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Количественные задачи по органической химии ( 11ч. )

Общая логика подхода к решению задач. Система обозначений и форма записей. Основные соотношении. Логика решения расчётных задач. Решение задач на установление простейшей, молекулярной и структурной формул. Определение количественного состава смеси веществ. Объёмные отношения в реакциях между газами.

Тема 2. Качественные задачи по органической химии ( 9ч. )

Строение органических соединений: химическая связь (
·-,
·- связь, ковалентная, ионная связь). Изомерия и номенклатура. Гибридизация, электронные и структурные формулы молекул орг. соединений. Классификация химических реакций в органической химии. Условия протекания реакций. Реакции электрофильного и нуклеофильного замещения. Задачи на идентификацию веществ. Задачи на разделение смеси веществ. Задачи на знание изомерии.

Тема 3. Решение задач комбинированного характера ( 7 ч.)
Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по результатам анализа реакции. Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; последовательно протекающие реакции; практический выход продукта реакции. Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке.

Тема 4. Обобщение знаний по органической химии ( 8 ч.)
Генетическая связь между классами органических соединений. Химические превращения.












3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел (тема) курса
теория
Практикум решения задач
Всего часов

1
Количественные задачи по органической химии
4
7
11

2
Качественные задачи по органической химии
3
6
9

3
Решение задач комбинированного характера
1
6
7

4
Обобщение знаний по органической химии
2
6
8


Итого:


35


4. ТРЕБОВё°АНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
решать задачи на нахождение химической формулы вещества пот количественным данным компонентов вещества, по результатам анализа реакции
производить вычисления по уравнениям реакций
вычислять количественный состав газообразной смеси
записывать уравнения реакций, показывающих генетическую связь органических соединений.

5. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Формы контроля: химический диктант, тесты, зачеты, самостоятельные работы.

6. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


№ п/п
Содержание
Автор
Издательство
Год издания


1
1001 задача по химии
Слепа Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В.
Москва-Харьков: Илекса
2005

2
Сборник задач и упражнений по химии для средней школы
Хомченко И.Г.
М.: Новая волна
2001

3
Сборник задач по химии для поступающих
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.
М.: Новая волна
2007

4
Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 кл.
Гара Н.Н., Зуева Н.В.
М.: Дрофа
2002

5
Сборник конкурсных задач по химии
Н.Е. Кузьменко
В.В.Ерёмин
С.С.Чуранов
ЭКЗАМЕН ОНИКС 21 век Москва
2001

6
Как научить школьников решать задачи по органической химии
В.И.Дайнеко
Москва «Просвящение»
1987






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 часа в неделю, всего 35 часов.)


Тема урока
Дата по плану
Дата фактическая
Примечание


ТЕМА 1. Количественные задачи по органической химии (11 часа).


1/1
Общая логика подхода к решению задач. Система обозначений и форма записей.




2/2
Основные соотношении. Решение задач на установление простейшей, молекулярной и структурной формул.




3/3
Нахождение формул веществ по количественным данным компонентов вещества




4/4
Практикум по решению задач.




5/5
Нахождение формул веществ по результатам продуктов реакции




6/6
Практикум по решению задач.




7/7
Определение количественного состава смеси веществ.





8/8
Практикум по решению задач.




9/9
Объёмные отношения в реакциях между газами.




10/10
Практикум по решению задач.




11/11
Зачётная работа





ТЕМА 2. Качественные задачи по органической химии (9часов)


1/12
Строение органических соединений.




2/13
Классификация химических реакций в органической химии.




3/14
Задачи на идентификацию веществ.




4/15
Практикум по решению задач.




5/16
Задачи на разделение смеси веществ.




6/17
Практикум по решению задач.




7/18
Задачи на знание изомерии.




8/19
Практикум по решению задач.




9/20
Зачётная работа





ТЕМА 3. Решение задач комбинированного характера (7 часов).


1/21
Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по результатам анализа реакции.




2/22
Практикум по решению задач.




3/23
Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; последовательно протекающие реакции; практический выход продукта реакции. взято в избытке.




4/24
Практикум по решению задач.




5/25
Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке.




6/26
Практикум по решению задач.




7/27
Зачётная работа





ТЕМА 4. Обобщение знаний по органической химии ( 8 ч.)


1/28
Генетическая связь между классами органических соединений.




2/29
Практикум по решению задач.




3/30
Практикум по решению задач.




4/31
Химические превращения.




5/32
Практикум по решению задач.




6/33
Практикум по решению задач.




7/34
Практикум по решению задач.




8/35
Зачётная работа















13PAGE 15


13PAGE 14715




15