Рабочая программа 9 класс по информатике учебник Семакин


Рассмотрено
на заседании ШМО
рук-ль _______ Н.В. Муравьева
протокол № ___
от«____»___________2015г.
Согласовано
заместитель директора
школы по УР
_________Л.А. Хайдарова.
«____»_________2015 г.
Утверждаю
директор МБОУСОШ№3
___________ Р.Д. Бариев
приказ № _______
от«____»___________2015г.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
для 9 класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015 – 2016 учебный год
Разработала учитель информатики и математики
высшей квалификационной категории
Галимова Роза Викторовна

Пояснительная записка
Рабочая  программа  составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089)
3.Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);
4.Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №199 /12 от 1.09.2012 г.)
6. Примерные программы по информатике (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, Составитель М.Н. Бородин, БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007)Обучение ведется по учебнику: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 часов в год /2 часа в неделю.
Цели изучения курса:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
раскрыть  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления;
направить на освоение навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов;
научить применять возможно более широкий спектр информационных технологий для решения значимых для школьников задач;
научить обрабатывать информацию на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.);
дать общую идею о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира;
дать понятие алгоритма, формальные языки блок-схем и структурного программирования;
формировать умение фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы.
Общая характеристика предмета. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Учебно - тематическое планирование
№ темы Тема Количество часов
1 Передача информации в компьютерных сетях. 10
2 Информационное моделирование.
4
3 Хранение и обработка информации в базах данных.
9
4 Табличные вычисления на компьютере
10
5 Управление и алгоритмы
9
6 Программное управление работой компьютера
18
7 Информационные технологии и общество 3
8 Повторение материала за курс 9- го класса 5
Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Введение в предмет. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов).
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, базы данных и пр.  Интернет. WWW - "Всемирная паутина". Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Создание Web-сайта. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Архиватор.
 Тема 2. Информационное моделирование (4 часа).
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов).
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.  Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Проектирование и создание однотабличной БД.
 Тема 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов).
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
 Тема 5. Управление и алгоритмы  (9 часов).
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда  исполнителя,  система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.
Тема 6. Программное управление работой компьютера  (18 часов).
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Язык программирования  высокого уровня , их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Подпрограмма.
 Тема 7. Информационные технологии и общество (3 часа ).
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация.
Тема 8. Повторение материала за курс 9–го класса (5 часов).
Передача информации в компьютерных сетях. Информационное моделирование.
Хранение и обработка информации в базах данных. Табличные вычисления на компьютере. Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера.
Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс информатики и ИКТ 9-го класса проводится в виде разноуровневого теста
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм.
Система оценивания
Оценочные материалы по информатике и ИКТ
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
Тестовые работы оцениваются следующим образом:
Критерии оценивания тестов в соответствии с процентным соотношением выполненных работ
оценка «5» ставится, если:
- учащийся выполнил 90 – 100 % всей работы;
оценка «4» ставится, если:
- учащийся выполнил 70 - 89 % всей работы;
оценка «3» ставится, если:
- учащийся выполнил 50-69 % всей работы;
оценка «2» ставится, если:
- учащийся выполнил меньше 50 % всей работы;
оценка «1» ставится, если:
- учащийся выполнил меньше 20 % всей работы

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Литература для учителя:
1.     Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
2.     Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
3. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11кл. Базовый уровень. Под ред. Макаровой Н.В.СПб.: Питер, 2007.
4. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебникам Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д. М. Вако. 2012 г.
Электронные ресурсы:
1. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/2. ЦОР по информатике. Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Адрес сайта: http://fcior.edu.ru
4. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" Адрес сайта: http://www.ict.edu.ru5. kpolyakov.narod.ru - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь.
6. metod-kopilka.ru - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики." Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики, учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ.
7. informic.narod.ru - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича".
8. infoschool.narod.ru - "Информатика в школе" Информатика, информационные технологии, интернет-технологии, WEB-дизайн, основы теории баз данных, программирование, алгоритмизация, оффисные технологии.
9. klyaksa.net - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе.
10 psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию".
11. markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков) . Автор: Марк Львовский. Школа N 1126, 2001г. Москва. (пособие периодически обновляется и дополняется)
12. problems.ru - "Задачи по информатике"
13. syrtsovasv.narod.ru - раздел "Информатика" - материалы в помощь учителю на сайте Сырцовой С.В.
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Звуковой редактор.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.
Программа для записи CD и DVD дисков.
Редактор Web-страниц.
Браузер.
Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

Календарно – тематическое планирование.
№ урока Тема Дата проведения Примечания
план факт Тема 1.Введение в предмет. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов).
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете. Практическая работа «Электронная почта. Обмен файлами». Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Решение задач. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем). С.р. по теме «Компьютерные сети. Адресация в Интернете» Создание простейшего личного сайта. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации. Практическая работа «Создание сайта»
Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора. Практическая работа. Защита информации от компьютерных вирусов. Тест №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Тема 2. Информационное моделирование (4 часа).
Коррекция ЗУН. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа «Создание информационной модели».
Разработка табличной и графической информационной модели с использованием текстового редактора MicrosoftWord. Простейшие управляемые компьютерные модели. П.р по теме « Создание графической и табличной информационной модели с использованием текстового редактора MicrosoftWord». Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Простейшие управляемые компьютерные модели. Тест № 2. теме «Информационное моделирование». Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов).
Коррекция ЗУН. Понятие базы данных и информационной системы. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы. Проектирование   однотабличной   базы данных. Форматы полей. Команда выборки .Базы данных. Создание записей в базе данных. Простейшие управляемые компьютерные модели. Проектирование   однотабличной   базы данных на компьютере. Базы данных. Создание записей в базе данных. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Формулирование запросов. Условия поиска информации, простые логические выражения. Формирование простых запросов к готовой базе данных. П.р. по теме «Однотабличная база данных» Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Формулирование запросов. Формирование запросов к готовой базе данных. П.р. по теме «Формирование запросов» Логические операции. Сложные условия поиска. Простейшие управляемые компьютерные модели. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем. Использование   сортировки,   создание отчетов на основе таблиц и запросов Тест №3 по теме « База данных». Тема 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов).
Коррекция ЗУН. Системы счисления.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Двоичная система счисления. Самостоятельная работа по теме « Перевод из одной СС в другую» Перевод из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера. С.р. по теме «Представление чисел в памяти компьютера» Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблицы. Табличные расчеты. Понятие диапазона. Ввод математических формул и вычисление по ним. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы. П.р. по теме «Создание электронной таблицы. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц» Представление формульной зависимости на графике. Диаграммы, планы, карты. Изменение данных, переход к графическому представлению. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. П.р. по теме «Графики. Диаграммы» Ввод математических формул и вычисление по ним. Логические функции и абсолютные адреса. Пр. р по теме «Ввод математических формул и вычисление по ним» Запись результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Таблица как средство моделирования. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. П.р. по теме «Математическое моделирование» Тест № 4 по теме "Табличные вычисления на компьютере" Тема 5. Управление и алгоритмы (9 часов).
Коррекция ЗУН. Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Управление, обратная связь. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. П.р. по теме «Линейный алгоритм» Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. П.р. по теме «Вспомогательный алгоритм» Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Работа с циклами. П.р. по теме «Цикл» Ветвления. Использование двухшаговой детализации Алгоритмические конструкции. Использование метода последовательной детализации. П.р. по теме «Ветвления» Тест № 5 по теме « Алгоритмизация» Тема 6. Программное управление работой компьютера (18 часов).
Коррекция ЗУН. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Представление о программировании. Что такое программирование? Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Работа с готовыми программами на языке Паскаль. Разработка линейных алгоритмов Программирование диалога с компьютером. С.р. по теме «Линейные алгоритмы в Паскале» Оператор ветвления. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций Циклы на языке Паскаль . Разработка программ с использованием цикла с параметром Разработка программ с использованием цикла с предусловием. Разработка программ с использованием цикла с постусловием Разработка программ с использованием цикла и ветвления. С.р. по теме «Циклы» Разработка программ с использованием цикла и ветвления. Одномерные массивы в Паскале.
Разработка программ с использованием
одномерных массивов на языке Паскаль Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Решение задач Двумерные массивы.
Решение задач. С.р. по теме «Массивы».
Подпрограмма. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обобщение по теме «Программное управление работой компьютера» Контрольная работа №1 по теме «Программное управление работой компьютера» Тема 7. Информационные технологии и общество (3 часа).
Коррекция ЗУН. Основные этапы развития средств информационных технологий. Основные этапы развития средств информационных технологий. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Понятие об информационном обществе. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Тест № 6 по теме «Информация и информационное общество» Тема 8. Повторение материала за курс 9–го класса (5 часов).
Коррекция ЗУН. Повторение по теме « Хранение и обработка информации в базах данных. Табличные вычисления на компьютере» Повторение по теме « Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера» Итоговая работа для промежуточной аттестации Коррекция ЗУН. Повторение по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Повторение по теме « Информационное моделирование»

Итоговая работа для промежуточной аттестации
1 вариант
Часть 1
Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
полной; 2) полезной; 3)актуальной; 4)достоверной.
Обмен информацией – это:
выполнение домашней работы;
просмотр телепрограммы;
наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
разговор по телефону.
Компьютерные вирусы:
возникают в связи сбоев в аппаратной части компьютера;
имеют биологическое происхождение;
создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК;
являются следствием ошибок в операционной системе.
Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствии ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значений, называется:
результативность;
массовость;
дискретность;
конечность.
Текстовый редактор – программа, предназначенная для:
создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
управление ресурсами ПК при создании док3ументов;
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды.
Курсор – это:
устройство ввода текстовой информации;
клавиша на клавиатуре;
наименьший элемент отображения на экране;
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен текст, вводимый с клавиатуры.
Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве:
в виде файла;
таблицы кодировки;
каталога;
директории.
Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
точка экрана (пиксель);
прямоугольник;
круг;
палитра цветов.
Электронная таблица представляет собой:
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов;
совокупность пронумерованных строк и столбцов;
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
Переменная в программировании полностью характеризуется:
именем;
именем и типом;
именем и значением;
значением.
. Числа в языке Pascal различаются:
как натуральные и вещественные;
как натуральные и целые;
как целые и вещественные;
как целые и правильные дроби.
Оператор организации ввода данных с клавиатуры записывается с использованием служебного слова:
VAR;
WRITE;
READ;
REPEAT.
Базы данных – это:
совокупность данных, организованных по определенным правилам;
совокупность программ для хранение и обработки больших массивов информации;
интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
определенная совокупность информации.
Какое поле в БД можно считать уникальным:
поле, значения в котором не могут повторяться;
поле, которое носить уникальное имя;
поле, значение которого имеет свойство наращивания.
Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
магистраль;
интерфейс;
компьютерная сеть;
адаптеры.
Глобальная компьютерная сеть – это:
информационная система с гиперсвязями;
множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения;
система обмена информацией на определенную тему;
совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.
Устройством, выполняющим модуляция и демодуляцию информации (преобразование информации из аналогового в цифровой и обратно), является:
1)повторитель; 2) сетевой адаптер; 3) модем; 4) рабочая станция.
Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети – это …
1)терминал абонента; 2) хост-компьютер; 3) модем; 4) Web-сервер
Каждый компьютер, подключенный к глобальной сети Интернет, имеет свой уникальный: 1) IP-адрес;2) Web-адрес;3) TCP-адрес; 4) URL-адрес.
В электронных таблицах формула не может включать в себя:
1) числа; 2) имена ячеек;3) знаки арифметических операций; 4) текст.
К информационным моделям не относятся
Модель земного шара; 2)Личная карточка работника предприятия;
3)Модель самолета; 4).Чертежи; 5).Манекен.
Натурной моделью земного шара является:
1)глобус;2)карта полушарий; 3)Атлас мира;4)Топографическая карта.
Часть 2
Результатом вычислений в ячейке С2 будет:
А В С
1 5 10 2 = А1 + В1 = A1+1 = МИН (А1:В2)
Какие записи будут найдены после проведения поиска [Данные/ Фильтр/ Автофильтр] в полеГлубина (м.) с условием >100
А В C
1 Название озера Площадь (тыс.кв.м.) Глубина (м)
2 Мичиган58 281
3 Виктория68 80
4 Байкал31,5 1520
5 Аральскоеморе51,1 61
Что нужно записать в ячейку D5, чтобы вычислить значение Z=2X+6Y^3, если значение Х находится в ячейке A1, а Y – в ячейке B3?
1) =A1+$B$3; 2) =2*A1+6*B3^3; 3) =2A1+6B2^3; 4) =$A$1+B2^3.
Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@komifree.ruКаково имя владельца этого электронного адреса?
1) user_name; 2) komifree; 3) komifree.ru; 4) user.
Реляционная БД задана таблицей: Сколько в предъявленной БД полей?
41529026670Компьютер Опер.памятьВинчестер
1 Pentium 16 2 Гб
2 386DX 4 300 Мб
3 486DX 8 800 Мб
4 PentiumII32 4 Гб
5 PentiumIII64 10 Гб
00Компьютер Опер.памятьВинчестер
1 Pentium 16 2 Гб
2 386DX 4 300 Мб
3 486DX 8 800 Мб
4 PentiumII32 4 Гб
5 PentiumIII64 10 Гб

Какова таблица истинности логической функции F = АB (1 – истина; 0 – ложь)
 1) 2) 3) 4)
A B F A B F A B F A B F
0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1
1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1
1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0
Критерии оценивания итоговой работы
Максимальный балл 28
За каждое задание 1 балл
Оценка «2» Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»
0-13 14-19 20 - 25 26 - 28