Проектная методика при обучении иностранному языку


ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В ПРЕПОДАВАНИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Сасина Татьяна Михайловна
Щигровский филиал «Советского социально-аграрного техникума им. В. М. Клыкова»
Тел.: 8-919-175 -45-96
Аннотация
Интерес к предмету, желание овладеть им, потребность в изучении иностранного языка зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется. Поэтому, необходимо применять новые обучающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности обучающихся, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей обучающихся. Кроме того, повышается профессиональная компетенция самого преподавателя.
Проектная деятельность делает учебный процесс для обучающихся личностно значимым, в котором они могут полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, самостоятельность.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
Прежде чем приступить к работе по этой методике, я изучила огромное количество литературы о методе проектов, постоянно следила за статьями в журнале «Иностранный язык в школе», знакомилась с опытом педагогов-новаторов и поняла, что проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого находится обучающийся.
Метод проектов позволил мне создать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Усвоив методический замысел авторов учебника, я стараюсь создавать собственные сюжеты, ситуации, ролевые игры в форме проектов, участвуя в которых обучающиеся развивают свои языковые умения, осваивают язык как средство общения. Проектные задания, которые я предлагаю учащимся, обязательно предусматривают использование ими хорошо знакомых знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям
В ходе планирования проектной деятельности, я обращаю особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых обучающимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся в проектной деятельности, я провожу выставки и конференции различного уровня, на которых обучающиеся могут познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших обучающихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес обучающихся и желание попробовать свои силы, сделать не хуже.
Работу над проектом я провожу поэтапно:
*Подготовительный этап:
- в рамках программы определяем темы проектов;
- формулируем проблемы.
*Основной этап:
- ознакомление обучающихся с методикой работы над проектом;
-знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
- ознакомление с аутентичным материалом;
- выдвижение обучающимися своих идей о мини проектах;- формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа обучающихся над мини проектами, взаимо- и самоконтроль;
- контролирую подготовленные материалы, вношу необходимые исправления, дополнения.
*Завершающий этап:
- оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката;
- презентация и защита проектов;
- обсуждение результатов, подведение итогов работы.
В процессе работы определились исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
Работа над проектом занимает несколько уроков; при этом на защиту проектов отводится, как правило, сдвоенный урок.
Деятельность обучающихся может быть индивидуальная, парная или групповая.
Группы обучающихся я формирую с учетом психологической совместимости, при этом стараюсь, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся, средний и слабый. Стараюсь эффективно организовать коллективную и индивидуальную работу обучающихся, учитывая их возрастные особенности и личностные качества.
Для осуществления проектов обучающимся требуется хорошая организационная предпроектная подготовка.
Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся, их общение с преподавателем и между собой осуществляются на иностранном языке.
Работа над проектом имеет несколько этапов. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность обучающегося и преподавателя.
На первом этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Обучающиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы.
Способы введения лексики различны: использование контекста, наглядности. Языковая догадка, опора на структурный состав, сходство со словами родного языка и т. д. с целью закрепления лексики и подведения, обучающихся к высказыванию гипотез, им предлагаются различные виды упражнений. Например, отгадайте кроссворд, используя активную лексику урока. Составьте слова и переведите их на русский язык.
c a n o e
s e s l u e s
n a o I m u s t u n o
r i r e a p it e I i r f e
m u y t i m c n
g u e h
Иногда на своих уроках я использую языковые игры, викторины (language games, quizzes). Такие игры занимают значительное место в обучении иностранному языку в рамках коммуникативного подхода.
Без прочных гибких лексико-грамматических навыков невозможно организовать общение. Поэтому перед тем, как приступить к обсуждению проблемных вопросов, следует тщательно отработать грамматические упражнения. Помогает в этом дидактический раздаточный материал для индивидуальной, парной и групповой работы. Например, обучающимся предлагаются следующие задания.
Закончите предложения, используя союзы и выражения причины и следствия:
Much of the land in Australia is a useless desert … .Many people in the UK go for their holidays to France and Spain…
The USA is a land of physical contrast … .… West Virginia is called the «Mountain State».
Mainе s nickname is the «Pine-Tree State” ….
Также можно предложить обучающимся упражнения типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию…», «Переведи предложения с русского на английский» и т. д. Кроме того, обучающиеся должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный.
Большой работы требует фонетика. При введении лексики я обращаю внимание обучающихся на звукобуквенные соотношения, ударение. Работаем над интонацией в предложениях. Для всего этого использую диски. Здесь же я применяю стихи, пословицы, поговорки, ненавязчиво убеждая, что надо много работать над произношением.
Рекомендую обучающимся дополнительную познавательную литературу, благодаря которой они получают информацию, помогающую им в составлении своих проектов.
Большое внимание необходимо уделять формированию у обучающихся навыков учебного труда, обучению их рациональным приемам и способам работы с книгой, словарем, справочной литературой, обучению преодолевать трудности, контролировать свои действия, подготовки к самообразовательной работе. С этой целью предусматриваю выполнение обучающимися определенной системы упражнений. В своей педагогической деятельности стараюсь применять принцип личностной направленности обучения и принцип коллективного взаимодействия обучаемых в процессе учебной деятельности.
Трудности при работе над проектом неизбежны. Не всегда обучающиеся готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки, не хватает дополнительной литературы на языке, часто информацию приходится брать из русских источников, а затем ее переводить. Поэтому роль и участие преподавателя в работе велики. Преподаватель организует «мониторинг, а не является контролером». Моя задача вызвать интерес к той или иной проблеме. В некоторых случаях, перед разработкой проблемы я ввожу и отрабатываю лексико-грамматический материал, в других – могу только подсказать направление поиска, снабдить источниками, отправить обучающегося (группу) к раннее изученному материалу, дать опоры. Вместе с обучающимися мы обсуждаем содержание и характер проекта, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т. д.) для проектов, затрагиваем различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему, обучающиеся приобщаются к «взрослым» проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием. Обучающимся предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать.
Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей, каждый обучающийся получает самостоятельный участок работы в проекте. Во время работы над проектом обучающиеся делают рисунки, собирают стихи, рассказы, пословицы на иностранном языке. Опираясь на аутентичные тексты, они стараются сами сочинять маленькие рассказы, составляют диалоги, обмениваются мнениями (идеями), разыгрывают ситуации на иностранном языке. При выполнении проекта обучающиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстративный материал.
Обучающиеся с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
В процессе выполнения проекта обучающиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый обучающийся активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Защита проектов вызывает у обучающихся большой интерес, поскольку они употребляют в речи все известные по теме слова, стараются правильно оформлять свои высказывания на иностранном языке. Кроме того, обучающиеся обращаются к дополнительным источникам. Они более серьезно и внимательно относятся к чтению дополнительных текстов, рекомендованных для домашнего чтения, что в свою очередь вызывает интерес к изучаемому предмету, к страноведческому материалу, с помощью которого они получают новые сведения о своей стране и стране изучаемого языка. Обычно защиту проектов организуем в форме дискуссии. От каждой мини-группы обычно выступает один обучающийся, который представляет свою часть проекта. Остальные ребята задают ему вопросы для получения дополнительной информации. Перед презентацией проекта для некоторых обучающихся я провожу предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований. Ошибки в конечном варианте проекта я исправляю простым карандашом, так как проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, я думаю, что исправление ошибок (особенно красным цветом) привлекает к тому, что неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что обучающиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа. Поэтому, я советую своим обучающимся делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Обычно обучающиеся вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Я всегда помню, что проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течении всего языкового курса, и оценить грамотность я могу в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у обучаемого творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
В помощь обучающимся я создаю так называемый «Центр обогащения содержания образования», где собирается и хранится все, что может пригодится для выполнения проектов и исследовательской работы: справочная литература, схемы, рисунки, диски, местный краеведческий материал и т. п. Привлечение местного материала при обучении иностранному языку расширяет кругозор обучающихся, развивает их познавательный интерес. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Ценность этого очень высока. Задача обучающихся – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам.
Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни.
Необходимо понимание того, что проекты могут быть разными. Я требую от обучающихся быть авторами и исполнителями самостоятельных проектных работ.
Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Польза выполнения проекта для обучающихся очевидна. Они работают над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Кроме того, использование проектной методики дает возможность обучающимся больше работать самостоятельно на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У обучающихся появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в свою деятельность. В реализации проекта могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные обучающиеся вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
Работая над проектом, обучающиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Преподаватель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив; растет взаимопонимание обучающихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый обучающийся старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.