Научная статья Методика использования интегрированного урока-экскурсии при обучении химии

Котельникова Олеся Алексеевна, МБОУ Гимназия № 8
Научный руководитель: Смирнова Нелли Захаровна,
доктор педагогических наук, профессор

Методика использования интегрированного урока-экскурсии при обучении химии

Ключевые слова: методика обучения химии, урок, экскурсия, естественнонаучные дисциплины, экологическая культура.

Аннотация: рассматриваются причины необходимости использования урока-экскурсии естественнонаучного направления в рамках изучения предмета химии, основные условия реализации, структура урока-экскурсии, а также предполагаемые результаты формирования учебных действий.

Экологические проблемы современного мира поставили перед обществом серьезную задачу осуществления естественнонаучного образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный в первую очередь на формирование научных и практических знаний и умений, а также взаимосвязь с дисциплинами в рамках направления.
Развитие ответственного отношения к природе, здоровью предполагает преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые. Этот процесс сложен и связан с формированием мировоззрения, усвоением норм ответственного поведения, развитием убеждений и свойств характера.
Педагогический аспект данной проблемы связан с формированием научного мировоззрения учащегося. Формирование прочных знаний, умений и навыков относительно химических процессов, экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с основами химии. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия.
Учебные экскурсии являются важным средством образовательного процесса, трудового воспитания и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве.
При подготовке учебной экскурсии создаются благоприятные условия для разъяснения определённых норм и правил конструктивного ведения диалога, спора, воспитания тактичности, принципиальности. Возникает реальная возможность помочь школьнику определить свою точку зрения, своё отношение к различным сторонам взаимодействия человека и природы, а учителю диагностировать степень сформированности знаний, убеждений учащихся.
Химия как учебный предмет относится к естественнонаучным дисциплинам и является несколько сложной для усвоения учащимися. В сложившихся условиях заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение этому предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей - это главная задача, над решением которой следует вести работу. Одним из путей решения данной проблемы является разработка и использование уроков-экскурсий, направленного на раскрытие связей тесного взаимодействия науки и жизни.
Экскурсия должна рассматриваться как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников. Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое.
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

углубление знаний учащихся;
формирование умений по изучению и охране окружающего мира;
знакомство с научными методами исследования;
обогащение ценностных ориентаций учащихся;
формирование естественнонаучной наблюдательности.
В качестве примера такого подхода к изучению химии приводится экскурсия «Экология и быт», при реализации которой не потребуется учитывать погодные условия или режим работы организаций, которые предоставляют данную услугу, так как реализация будет проходить в два этапа:
Исследование участка квартиры и поиск соответствующей информации в различных источниках, выполняемые учеником.
Организация мероприятия в рамках урока по выявлению совокупности информации о экологии домашнего местообитания.

Цели:
Рассмотреть жилую квартиру как незамкнутую экосистему;
Предложить меры по созданию экологически безопасной для жизни среды обитания;
Продолжить формирование умений учащихся работать в группах, рассуждать и делать выводы, работать с дополнительной литературой.
Задачи:
Рассмотреть влияние материалов отделки, химических препаратов бытового назначения, пыли на здоровье человека;
Определить необходимые химические знания для повседневной жизни;
Продолжить формирование и умений и навыков учащихся работать в группах, рассуждать, делать выводы.
Урок сопровождается показом презентации, в которой отображены помещения, входящие в состав квартиры, а также составные части помещений, о которых ведут речь ученики. Ребята разделены на три экологические группы в соответствии с назначениями помещений, входящих в состав квартиры:
I экогруппа - жилые помещения (спальни, залы, кабинеты).
II экогруппа – подсобные помещения (кухня, ванна, туалет).
III экогруппа – открытые помещения (балкон, лоджия, веранда).
Координатором работы выступает учитель.
Структура урока-экскурсии «Экология и быт»:
Вводное слово учителя.
Выступление учащихся. Выступление заключается в рассказе о назначении помещения (комнаты) квартиры, правилах поддержания микроклимата, опасностях, которые несут в себе составные части помещения (покрытия потолка, стен, пола, мебель, бытовая техника, текстильные изделия, бытовая химия и др.), альтернативных предметах использования, которые не несут в себе опасности.
Совместное составление общего вывода. Подведение итогов.
Проведение данной учебной экскурсии позволит учащимся проявить самостоятельность, углубить знания в сфере исследования, повысить прочность знаний естественнонаучного направления и уровень экологической культуры, почувствовать себя участником процесса экологизации на основе вовлечения их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения.
15