Внеклассное мероприятие по математике Весёлый математический поезд


Внеклассное мероприятие по математике в 5-х классах "Веселый математический поезд"

Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.
Касса
{Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках (один от каждой команды). Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный и плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.
Маршрутный лист делается следующим образом. На 1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой лист и указывают порядок прохождения станций (для каждой команды он различный). По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.}
Вопросы:
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)
Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
{Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда в каком едет вагоне}
Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.
{По сигналу команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит начальник станции - старшеклассник. Сигналы подает ведущий (можно использовать запись гудка поезда).}

1 станция "Эрудит"
Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.
Кроссворд
По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)
2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
3. Число, на которое делят. (Делитель)
4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)
По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это (Остаток)
8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


2 станция "Веселые нотки"
На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.
Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).
3 станция "Угадай - ка"
Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.


Словесные ребусы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Точка)
2.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Минус)
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Сумма)


Числовые ребусы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


4 станция "Внимательная"
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели. Остались на речке только стрекозы, Кому не страшны ребятня и барбосы. Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки, Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки, И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки. Продавал Трофим на рынке. У прилавка все толпились, покупали, не скупились. И хвалили млад и стар и Трофима, и товар. Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?(10)
5. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят, У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке, У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку. Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат Ребята несут в Ленинград?" [Глупый, глупый Кондрат! Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошками Шли навстречу ему, в Кострому!]

5 станция "Светофор"
Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.
(2 очка - за каждую исправленную ошибку)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6 станция "Рыболовная"
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка.
Задачи:
На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
7 станция "Поздравительная"
На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд. Также можно детям подарить медали, сделанные из бумаги. За первое место - медаль "Вундеркинды года", за 2 и 3 места - медаль "Великие математики".

















Маршрутный лист 5б класса

№ станции
Название станции
Отметка контролера
Бонус


Касса




1
"Эрудит"




2
"Веселые нотки"




3
"Угадай - ка"



4
"Внимательная"




5
"Светофор"




6
"Рыболовная"



7
"Поздравительная"


















Маршрутный лист 5а класса

№ станции
Название станции
Отметка контролера
Бонус


Касса




1
"Эрудит"




2
"Веселые нотки"




3
"Угадай - ка"



4
"Внимательная"




5
"Светофор"




6
"Рыболовная"



7
"Поздравительная"






1 задание
(СО ЗРИТЕЛЯМИ)
На каждом уроке вы выполняете различные математические действия с числами. Сколько арифметических действий вы знаете? Сколько цифр используют для записи натуральных чисел? А какое самое маленькое натуральное число?
Послушайте несколько интересных историй про знакомые вам цифры и знаки действий.

Как нет на свете без ножек столов, Как нет на свете без рожек козлов, Котов без усов и без панцирей раков, Так нет в арифметике действий без знаков!

ПЛЮС

Символ “+” образовался от латинского слова “et” (союз и). При скорописи букву “е” опускали. Оставшаяся буква “t” со временем превратилась в знак “+”.

СЛОЖЕНИЕ
Чтобы правильно сложить, Надо правильно дружить. Если ссора иль сраженье, Не получится сложение.
МИНУС
Я – минус, Тоже добрый знак. Ведь не со зла я отнимаю, Свою лишь роль я выполняю.

ВЫЧИТАНИЕ
Проходила наша Таня С малышами вычитанье. Вычитанье как понять? Надо что-нибудь отнять: У Иришки – орешки, У Аришки – матрешку, У Андрюшки – новый мяч, Во дворе и вой, и плач. Получается ответ: Игрушки есть – подружек нет!

НУЛЬ
Когда-то многие считали, Что нуль не значит ничего, И, как ни странно, получали, Что он совсем не есть число.
Все ж о его особых свойствах Мы поведем теперь рассказ. Коль нуль к числу ты прибавляешь, Иль отнимаешь от него, В ответе тотчас получаешь Опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел, Он мигом сводит все на нет, И потому в произведении Один за все несет ответ.

А относительно деления Нам твердо помнить нужно то, Что уж давно в научном мире Делить на нуль запрещено!


ЛОГОГРИФЫ
В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
Арифметический я знак, В задачнике найдешь меня Во многих строчках, Лишь “О” ты вставишь, Зная как , и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти. Но если букве “Я” Прикажешь рядом встать: Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).


Я – пространственное тело, И не сложен я с натуры, Если ж вставить “Л” умело, Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

Я – высокая скала, Если в слове буква “А”, Если “А” на “Б” меняем, То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).


5. Он – грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки, А заменишь “У” на “О” – Будет круглое число. (Сурок – сорок).
6. Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – столик школьный твой. (Пар+та=парта).

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Кто из зрителей составил самое длинное слово из букв слова “треугольник”?

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Послушайте сказку “Хитрая лиса”.
Повстречался медведь с лисой. – Ты куда, сестрица? – спрашивает медведь. – Домой спешу, – отвечает лиса. – Мне заяц 2 морковки дал, похлебку варить буду. – И я домой иду, – говорит медведь, – мне заяц тоже морковки дал, 4 штуки, я тоже похлебку сварю. Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя морковки больше, чем у нее, и говорит: – Давай, медведь, похлебку вместе варить будем. Медведь согласился. Развели они костер и сварили похлебку. Только собрались есть, прилетел журавль. – Здравствуйте, – говорит журавль. – Да вы тут похлебку варите! Не угостите ли меня? – Ишь ты, какой хитрый, – отвечает лиса. Что ты нам за это дашь? – Рыбешек, – говорит журавль. Звери согласились. Сели все в кружок, поделили похлебку всем поровну и пообедали. Журавль положил на землю 6 рыбешек и улетел. Лиса говорит медведю: – Тебе 3 рыбешки и мне 3 рыбешки – поровну и поделим. – Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки было, значит тебе 2 рыбки, а мне 4.
Кто из них прав? Как бы ты поделил рыбу?

(Т.к. морковки было 6 штук, то журавль съел 2 мишкины морковки, значит, ему он должен отдать все 6 рыбешек).


(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Все вы помните сказку о попе и его работнике Балде. С хозяйством попа справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.
Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба он экономил ежедневно.

(Осталось работников: Балда+3 чел.=4 чел. Съедают 4+3=7 кар. Экономия 10-7=3 каравая).

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)
Послушайте сказочную историю.
ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ
Жили-были два брата, Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: “Почему ты злишься, брат?” Тот кричит ему: “Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!” Но Квадрат ответил: “Брат! Я же старше, я – Квадрат!” И сказал еще нежней: “Не известно, кто нужней!” Но настала ночь, и к брату Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: “Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным, А проснешься – без углов!” Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел – нет Квадрата. Онемел, стоял без слов Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!


(СО ЗРИТЕЛЯМИ)
ИГРА “УГАДАЙ-КА”
Смысл игры в том, что ведущий знает конечный результат в примере.
Напиши число любое На него я погляжу, А затем клочок бумаги При тебе в конверт вложу. Под своим числом любое Напиши число опять, И еще число позволю Сам себе я написать. Проведем черту и сложим Наших чисел стройный ряд. Нет ошибки? Осторожней Все в порядке? Очень рад. Сумма – я прошу, проверьте – У меня давно в конверте. В чем тут фокус? В чем секрет? Сообщи мне свой ответ!
(Ведущий столько же записывает чисел, сколько игрок, но только цифры в числе подбирает так, чтобы в сумме с цифрами игрока получалось 9. Например, игрок записывает в столбик 2 четырехзначных числа – 3207 и 7531. Первое число ведущего должно быть 6792, а второе – 2468, т.к. 3+6=9; 2+7=9; 0+9=9; 7+2=9, аналогично со вторым числом. Если два числа четырехзначных писал игрок, то ответ равен 19998, три числа – 29997, четыре числа – 39996 и т.д.).

“ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!”
Какая команда назовет больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа ?