Внеклассное мероприятие в 6 классе «Лингвистический поезд»

Внеклассное мероприятие в 6 классе «Лингвистический поезд»

Цель: привитие учащимся любви к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Форма проведения: игровая (путешествие по стране «Лингволандия »).

Станции: 1) посёлок Диалект;
2) село Краснословное;
3) остановка Ономастика;
4) город Фразеологизм;
5) деревня Подумайкино.

Оборудование: 1) карта страны «Лингволандия»;
2) «проездные билеты» (карточки за правильные ответы);
3) карточки-термины.

Карточки-термины:

Топонимы – географические названия.
Антропонимы – собственные имена, относящиеся к людям.
Хрононимы – собственные имена отрезков времени (8 Марта, День Победы, Новый год и т.д.).
Ойконимы – названия населённых пунктов.
Урбанонимы – названия улиц, музеев, площадей.
Зоонимы – клички животных.


Эпиграф:
Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природы ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слов всех и действиев пружина.

Г.Р.Державин





Ход мероприятия:

Ведущий-экскурсовод:
Сегодня мы совершим очень интересное путешествие по самым отдалённым населённым пунктам страны «Лингволандия». Мы побываем в посёлке Диалект, селе Краснословное, городе Фразеологизм, деревне Подумайкино и на остановке Ономастика. Весь путь смогут пройти самые умные и сообразительные. После посещения каждого пункта наиболее грамотные и подготовленные получат проездные билеты для того, чтобы путешествовать по Лингволандии постоянно. Это и будут наши победители.
Итак, мы отправляемся! Наш лингвистический поезд приближается к посёлку Диалект.
Ученик: Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живёт.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нём пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.

Ведущий-экскурсовод: Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где существует русский язык, живёт свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор, диалект.
Я предлагаю посоревноваться в знании диалектов русского языка. Я называю известное всем слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:
Говорить – баять, балакать, гутарить, сказывать.
Дом – изба, хоромы, хата, курень.
Дорога – большак, тракт, зимняк, стёжка и т.д.

Ведущий-экскурсовод: Молодцы, ребята! Вы неплохо знаете диалектные слова. Конечно, это только малая их часть. Но наш поезд уже снова в пути, и совсем скоро нас ждёт новая остановка. А вот и она. Ух, да это же село Краснословие! Остановимся? Конечно. Тогда вперёд.
Ведущий-экскурсовод: На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх. «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечного будущего. Оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.
Ведущий-экскурсовод: Краснословцы, вы готовы показать свои знания? Хорошо, что готовы. Задания вам такие:
1. Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
(Верному другу цены нет. Для дружбы нет расстояний. Друга за деньги не купишь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Неверный друг опаснее врага.)
2. Объясните поговорки: Душа в пятки ушла (испугался).
Своя рука – владыка (хозяин).
Будь как дома (свобода, раскованность).
У лжи короткие ноги (всё выйдет наружу).
Ведущий-экскурсовод: Вижу, с малыми жанрами вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины?
Объясните, что такое былины? (Жанр русского фольклора, героическо-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси) 9-13 века.
Какие богатыри изображены на картине В.Васнецова «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
Назовите имя православного русского богатыря, который дважды одержал победу в схватках с огненным змеем? (Добрыня Никитич).
Кто из русских богатырей 30 лет не мог ходить и сидел дома? (Илья Муромец).

Ведущий-экскурсовод: Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни. Я буду зачитывать вам начало старинных обрядовых песен, а вы заканчивайте строку:
Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь (поделиться)?
Радуга-дуга, не давай дождя, давай (солнышка-колоколнышка).
Коси, коса, пока роса. Роса долой, косец (домой).
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашёл, сам заплакал и (пошёл).

Ведущий-экскурсовод: Смотрите, мы подъезжаем к очень интересному месту. Оно называется остановка Ономастика. Здесь речь пойдёт об именах и фамилиях людей, так как именно их изучает ономастика.
Что такое фамилия? (Общее имя всех членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях).
Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской жил на Дону. А как появились фамилии Татаринов и Свистунов?
Есть в русском языке слова-перевёртыши; назовите имена, которые одинаково читаются слева - направо и справа - налево. (Анна, Алла, Тит).
Вспомните имя красавца-юноши из греческой мифологии, наказанного богиней Афродитой за излишнюю любовь к себе. (Нарцисс).
Как была образована кличка собаки Герасима Муму? (Герасим немой, мычал).

Ведущий-экскурсовод: А это что такое впереди? Неприступные стены, высокие башни, городские ворота закрыты. Наверное, мы должны ответить на несколько вопросов, чтобы попасть в город Фразеологизм.
Да. Вот и задание. Я буду читать строки из литературных произведений, а ваша задача: найти фразеологизм и объяснить его.
«Да как же вы сним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (Чуть не убил, очень опасен).
«Слушай! Честное слово, все с тобой согласны. Но придержи язык». (Помолчи).
«Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам» (Удивлялась).
«Все требуют машин, а у него их всего-то кот наплакал» (Мало).
«Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (Лениться).
«Они отправились туда, куда Макар телят не гонял» (Очень далеко).

Ведущий-экскурсовод: Вот мы добрались до деревни Подумайкино.
Язык разум открывает. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! В нашем конкурсе и в ваших ответах мы увидим, надеюсь, необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка. Итак, вперёд!
Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а).
В языке разных народов очень много заимствованных слов. Из какого языка к нам пришло слово «футбол» и почему оно так называется, как образовано? (Из английского языка, от слов «нога» и «мяч»).
Почему в русском языке только 33 буквы, а звуков 42? (Так как согласных звуков – 36, а букв – 21; гласных звуков – 6, а букв – 10).
Внимание! Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Я назову значение одного из омонимов, а вы должны угадать, что лежит в ящике.
Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название – хрустальный ключ (В ящике – ключ от замка).
Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером (В ящике – репчатый лук).

Ведущий-экскурсовод: Итак, подошло к концу наше путешествие в Лингвистическом поезде. Это путешествие можно закончить замечательными поэтическими строками:
На столе моём книги – много радостных книг!
Их открыл мне учитель – мудрый русский язык.
Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром я на том языке.

Ведущий-экскурсовод: Итак, наш язык очень богат, так же, как и другие языки мира. Но очень часто мы засоряем его варваризмами, вульгаризмами, жаргонными словечками. Порой нам даже с русского языка требуется перевод, чтобы понять смысл услышанного. Хотелось бы слышать понятные русские слова вместо жаргонных «клёво», «классно», «прикол» и т.д. Надеюсь, у вас этих слов в языке нет. Ведь мы с успехом добрались на нашем лингводилижансе до 6 класса и теперь отправимся дальше и дальше.

Подведение итогов: вручение Почётных проездных билетов тем, кто получил больше фишек за правильные ответы.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15