Рекомендации по развитию общения, эмпатии и эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью


Рекомендации по развитию общения, эмпатии и эмоциональной сферыдетей с интеллектуальной недостаточностью

Исследование особенностей социально-перцептивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью позволило выявить ряд особенностей. На основании полученных результатов предложена система коррекционно-развивающих занятий.
Система коррекционно-развивающих занятий нацелена формирование у подростков ориентации на индивидуальные особенности сверстников; воспитание умения общаться друг с другом несмотря на разницу желаний и интересов; развитие умения сотрудничать и сопереживать, оказывать внимание и заботу в отношении друг к другу, распознавать эмоциональные состояния.
Поскольку формирование личностных новообразований - процесс достаточно длительный, то система коррекционно-развивающих занятий является лишь ориентиром для педагогов-психологов и не ограничивается предлагаемым перечнем упражнений и занятий. Для предлагаемой системы занятий определены цель и задачи, формы и приемы работы.
Коррекционно-развивающая работа по формированию социально-перцептивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью должна носить комплексный характер (система психолого-педагогических мероприятий тесно переплетается с клиническими формами коррекции). Эмоционально-психологическая коррекция проводится параллельно с интеллектуальной на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Систематическое и комплексное воздействие достигается путем систематических занятий с детьми не только педагогами учреждения, но и воспитателями.
Программа строится с учетом следующих положений:
– формирование представлений о социальном мире, о самом себе в нем;
– воспитание оценочного отношения к окружающему миру;
– формирование активной позиции в общении, оптимистического само- и мироощущения, в преобразовании действительности;
– коррекция когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы при ознакомлении с социальной действительностью и активном межличностном общении с педагогами, сверстниками;
– коррекция речевого развития, являющаяся непременной составляющей каждого занятия;
– активное использование всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации;
– закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание личности;
– осознание детьми важности и необходимости усвоения правил взаимодействия и деятельности;
– развитие стремления к социально адекватному образу жизни, детерминируемому общением.
Программа состоит из 5 разделов, куда включено 18 занятий.