Статья Групповая форма работы как способ формирования коммуникативных ууд учащихся в начальной школе


Групповая форма работы как способ формирования коммуникативных ууд учащихся в начальной школе.
Кудрявцева Л.А.,учитель начальных классов
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому мной востребована технология работы в группах.
Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров применяю работу в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. При планировании такой работы возможно назначение старшего группы или пары, как сильного ученика, так и слабого. Это дает возможность развиваться и слабым ученикам.
Такой вид взаимодействия считается одним из самых продуктивных режимов работы, так как позволяет: обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах, дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, каждому ученику научиться контролировать себя и адекватно оценивать себя и своих товарищей. Работая в парах, в группе, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к упражнениям.
Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:
-Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться
-Создаю в группе дух единой команды-
-Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы
-Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты
-Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся
-Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Я делю по желанию, по каким-то признакам (месяц рождения, по первой букве имени, гласная и согласная), по выбору лидера, случайным образом.
В процессе работы по формированию коммуникативных умений ученики учатся общению:
- Дай знать, если хочешь высказаться.
- Говори полными, законченными предложениями.
- Говори отчетливо и громко.
- Аргументируй кратко и точно.
- Оставайся при «теме»
- Обосновывай мнение и утверждай.
- Внимательно слушай, когда говорит другой.
На уроках литературного чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, использую приём “Чтение. Суммирование в парах”:
1. Текст разбивается на смысловые отрывки. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: группа работает над одним из отрывков, затем представляют всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.
2. Группа получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.
Ребятам очень нравиться игра «Продолжи». Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
На уроках окружающего мира часто использую приём «Охота за сокровищами». Я составляю вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
В приёме «Снежный ком» работа начинается с решения индивидуального задания. После этого следует работа в парах. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:
- Все ли согласны с мнением?
- Внимательно ли вы слушали товарища?
- Верно ли сделан выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Выскажи свое мнение.
-Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Таким образом, работа в паре, группе позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Для ученика – это возможность оценить собственные успехи и проверить умение обучать других. У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми. Работа в группе сплачивает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Литература и источники:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений; т. 3 М., 1983г. с.145
2. Цукерман Г.А., Введение в школьную жизнь. М.: Новая жизнь, 1994г.
3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск.: Пеленг, 1993 г.
4. Глазкова А. Организация индивидуальной